Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пиаже - Развитие речи и мышления ребенка.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
5.54 Mб
Скачать

§6. Количественные результаты и типы ошибок

Для нашей коллективной анкеты мы пользовались 9 фразами (рас­положенными в определенном порядке):

  1. Эрнест играет на улице, несмотря на ...

  2. У меня большие товарищи, но все-таки...

  3. Он мне дал пощечину, хотя...

  4. Я отдал мой велосипед Жану, однако...

  5. Я съел еще один хлебец, хотя...

  6. Сегодня жарко, несмотря на ...

  7. Вчера он купался, но все-таки...

  8. Я не промок, хотя...

  9. Этот господин упал с лошади, однако...

7 лет

Мальчики

О

9

18 22

Если принять, что тест удается, когда правильно отвечают 75% детей одного возраста, то можно допустить, что в возрасте, в кото­ром мы изучали наших детей, противоречие еще не понимается. Действительно, вот полученные статистические результаты (в %):

Союзы

Однако Хотя

Несмотря на Все-таки

9 лет Мальчики Девочки

8 лет

17 42 50

21 43 50

Мальчики Девочки 16 10

18 16

42 32

44 39

Мы не хотим с уверенностью сказать, в каком возрасте эти союзы бывают понятны. Нашу анкету следовало бы распространить на воз­раст между 8 и 9 и 11—12 годами. У нас нет никаких точных данных относительно пользования противоречием во время этой второй стадии, кроме одного: в классе девочек 13 лет наши фразы правильно до­полнялись испытуемыми в таких пропорциях: 93% («однако»), 96% («несмотря на» и «все-таки») и 100% («хотя»). Мы считаем, однако, возможным утверждать, на основании нескольких индивидуальных исследований, что дети начинают правильно употреблять союзы противоречия к 11—12 годам. В то же время, если рассматривать не явное противоречие, выражаемое союзом «хотя», а противоречие внутреннее, выражаемое «но» (та15) или «все-таки» ^иапо! тёте), употребляемое в качестве наречие, а не как союз, то можно отнести его появление к 7—8 годам.

В языке детей «Дома малюток», например, только в трех случаях в наших материалах и в трех случаях у Льва в 6 с половиной лет (ни одного случая в 7 лет) мы нашли «все-таки», употребляемое как на­речие в смысле противоречия. Конечно, слово «все-таки» появляет-

222

0я раньше. Декедр отмечает его у ребенка 2 лет, чей словарь она исследовала, но не констатировала его употребление ни в 5 ни Я 7 лет. Но в этом случае это слово употребляется совсем в другом смысле — в смысле отрицания. Вот несколько из таких первоначаль­ных «все-таки» у девочки в 2 года:

Мель (2 г. 9 м.). «Мне кажется я вижу большой поезд. Все-таки'. [= Какой шум он производит!]»; «Жарко все-таки на этой скамье!»', «О, маленький хорошенький цветочек, как он все-таки мил!»; «О, маленькие цветочки, они все-таки хоро-швнькие».

, Правда, у Нели слово «все-таки» принимает иногда вид термина проти­воречия:

«Эта шкурка кролика, вот эта, что в воде. Он умер все-таки, этот кролик» и «Эти хорошие ягоды [шелковицы], они спелые все-таки. Я хочу их попробо-еать, они спелые». Они действительно были спелые.

,.: Но, как видит читатель, это противоречие очень неопределенно, во втором случае даже непонятно. Что до первого случая, то мы не решились бы с точностью утверждать, хочет ли ребенок сказать: «Кролик умер, все-таки есть его Шкурка»? Гораздо более вероятно, что здесь снова идет речь о «все-таки», употребляемом как восклицание. Скажем просто, что противоречие у Нель или не выражается, или совершенно отсутствует.

V Что касается примеров Льва (6 л. 6 м.), то вот они все три: • «Послушай, мне шесть лет. — Я все-таки сильнее»; «Мне тоже от этого больно, но ничего, я все-таки кладу»; «Все вернулись, но мадемуазель Л. все-таки выйдет».

Однако, как видит читатель, эти три «все-таки» связаны с психо­логической мотивацией более, чем с умственными поисками. Они куда больше свидетельствуют об «уступках», чем о «противоречии», а поэтому и не показывают употребления скрытого противоречия до 7—8-летнего возраста в том, что касается суждений, просто кон­статирующих. Напротив, мы увидим, что наши испытуемые хорошо понимают это употребление начиная с указанного возраста.

Как теперь сгруппировать генетически типы встреченных нами ошибок, касающихся явно выраженного противоречия? Прежде всего можно различить два типа связей противоречия: эмпирическую (то есть физическую и психологическую) и логическую. Но в возрасте наших испытуемых, когда логические связи только начинают появляться, Противоречия логического типа еще совершенно ускользают от по­нимания ребенка. Поэтому мы будем заниматься только эмпиричес­кими противоречиями.

Ошибки, которые с этой точки зрения нам удалось установить, Иогут быть разделены на три группы: злоупотребление соположени-'**, смешение противоречия и причинности и противоречие, своди-**ое к «но».

223

Действительно, простейшие ошибки являются результатом того, что ребенок, совершенно не знакомый с отношением противоре­чия, дополняет предлагаемые ему фразы кое-как, а потому выбира­ет связь наиболее простую, каковой как раз и является связь сопо­ложения. Или поскольку ребенок ищет предложений, которые лучше всего подходят к дополняемой фразе, то случается, что он заменяет связь противоречия связью причинности. Впрочем, эти два первых типа ошибок встречаются одновременно. Они обнаруживаются у од­них и тех же детей и свидетельствуют о непонимании противоречия. А в тот момент, когда противоречие начинает если не пониматься, то по крайней мере чувствоваться, появляется третий тип ошибок, аналогичный тому, который мы описали применительно к причинно­сти. Действительно, в случае причинности ребенок спонтанно заме­няет в своем стиле «потому что» простым «и». И наоборот, когда его заставляют дополнять фразы, содержащие «потому что», случает­ся, что он заканчивает их так, как если бы «потому что» было бы «и», как если бы причинность могла быть заменена неясной связью, всего лишь обозначающей, что «это идет вместе с тем». В случае с противоречием ребенку (в его речи) точно так же неизвестен термин, обозначающий специально эту связь (за исключением «все-таки», употребляемого в смысле наречия начиная с 6—8 лет), зато он выражает некоторого рода скрытое и рудиментарное противоре­чие именно при помощи «но». Ясно (как мы сейчас докажем), что «но» находится в одном и том.же отношении к «хотя» и к «потому что». Кроме того, — и здесь параллелизм становится полным — ког­да ребенку дают дополнить фразы, содержащие «хотя», «несмотря на» и т. д., случается, что он их заканчивает так, как если бы «хотя» значило «но».

Перейдем к изучению этих трех типов ответов.