Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Техника военного дела.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
530.46 Кб
Скачать

Луки простые и механические

 

Особый интерес представляет все возрастающее распространение таких средств борьбы, которые мы с некоторым правом можем назвать техническими.

Исходным пунктом в развитии античной артиллерии был лук, распространенный в Греции классического периода в двух вариантах: лук в виде простой дуги – euthytonon toxon и двояко-изогнутый лук – palintonon toxon. Луки делались из дерева, китового уса и рога.

 

Рис. 100. Гастрафет. 1 – спусковой крючок; 2 – спуск; 3 – собачка; 4 – стойки спускового крючка

 

Усовершенствованный вид лука представляет собою так называемый гастрафет (рис. 100). В отличие от обычного лука гастрафет делали металлическим, и поэтому он был настолько тугим, что для его натягивания применяли особое приспособление. К луку прикреплен направляющий желоб трапецеидального сечения, по которому передвигался ползун. В верхней части ползуна находился желобок для стрелы, а на заднем конце был зацеп, удерживающий тетиву и снабженный спусковым устройством. Действуя на это спусковое устройство, можно было освободить натянутую тетиву, которая при этом сообщала стреле толчок.

При натягивании лука прежде всего захватывали тетиву зацепом, а затем доводили ползун до упора, где он и удерживался до момента выстрела. Стрелявший брался руками за оба конца поперечины и, упираясь животом в ее выемку, всем телом нажимал на гастрафет, вследствие чего ползун отходил назад и тянул за собой тетиву. В нужном положении ползун удерживался на направляющем желобе при помощи зубчатых реек и стопорной задвижки. Затем гастрафет укладывали на неподвижное основание и производили прицел.

Описываемый тип метательного оружия не имел сам по себе большого значения, но для истории античной военной техники важно то обстоятельство, что здесь впервые получил техническое оформление принцип ползуна, который в дальнейшем приобретает такую важность для торсионной артиллерии.

Не следует также упускать из виду, что в эллинистическую эпоху широко применяли и крупные орудия, построенные на принципе лука [55] (рис. 101).

 

Рис. 101. Станковый лук. 1 – натяжной ворот; 2 – упор; 3 – станина

 

В своем труде Битон дает описание нескольких типов орудий, построенных по типу лука, но достигавших весьма внушительных размеров. Так, например, камнемет, сконструированный на Родосе Хароном из Магнезии, имел в длину 1,8 м и в ширину – около 1 м. Другой камнемет работы Исидора из Абида был длиною в 4,44 м и имел больше 1,5 м в ширину. Наконец горное орудие, строителем которого был тарентинец Зопир, в длину имело 1,5 м, а в ширину – около 1 м. По дальнобойности, силе и меткости эти орудия близко подходили к аналогичным размерам орудий торсионной артиллерии.

 

Торсионные метательные орудия

 

Основой технического снаряжения эллинистических армий, применявшегося главным образом в крепостной войне, были метательные орудия так называемого торсионного типа (от лат. torsio – "скручивание"). Источником энергии в этих орудиях служили пучки упругих тетив, укрепленные между жесткими опорами и закрученные при помощи деревянных рычагов; при этом, следовательно, происходило продольное растяжение пучков, создававшее значительный крутящий момент. Мощность этих орудий была так велика, что еще в XVIII в. можно было выступить с предложением вернуться к употреблению такого рода артиллерии взамен огнестрельных орудий [56]. Мало того, даже во время мировой войны 1914-1918 гг. германские артиллеристы сделали серьезные попытки использовать для военных целей реконструированные военным историком Шраммом античные метательные орудия [57].

Материалом для изготовления тетив служили сухожилия различных животных; наиболее пригодными считались шейные сухожилия быков, ножные – оленей и вообще наиболее развитые сухожилия того или иного вида животных. Сухожилия свиней не применялись вовсе, о чем есть особые упоминания у античных техников военного дела. Однако самым высококачественным материалом считались женские волосы. 3

Так, Полибий сообщает [58], что родосцы в 250 г. до н. э. заготовили для Синопа, собиравшегося воевать с Матридатом, 300 талантов, т. е. 7860 кг обработанных волос. По свидетельству того же Полибия, сирийский царь Селевк Каллиник подарил родосцам десятки тысяч локтей волос, видимо для той же цели [59]. 4 Известно, что в критические моменты существования античных государств одним из проявлений патриотизма со стороны женщин было предоставление своих кос для усиления средств обороны. Лишь в качестве суррогата применялся конский волос.

Изобретение торсионных орудий, по данным греческих историков, можно датировать 400-м годом до н. э., временем чрезвычайного усиления военной активности, когда Сиракузский тиран Дионисий Старший, готовясь к решительной борьбе с Карфагеном, мобилизовал все средства страны для усиления вооружений. "Сиракузяне с полной готовностью поддерживали намерения Дионисия, и возникло горячее соревнование в изготовлении оружия. Не только в преддвериях храмов и в опистодомах, в гимнасиях и в портиках на площади – все было полно работающими; даже и помимо общественных мест, в самых богатых домах изготовлялось в огромном количестве оружие. И катапульты были в это время изобретены в Сиракузах, очевидно, потому, что лучшие мастера отовсюду собрались в одно место [60].

Позднегреческий писатель Элиан (около 200 г. до н. э.) сообщает, что изобретателем катапульты был сам Дионисий – известие, не встречающее, впрочем, подтверждения и потому сомнительное [61]. Уже в 397 г. при осаде Мотии (Motye) катапульты были пущены в ход против кораблей Гимилькона, пытавшихся проникнуть в гавань для выручки осажденных; Диодор отмечает большой психологический эффект появления этих невиданных боевых орудий: "Сиракузяне с берега, пользуясь стрелометными катапультами, уничтожили множество противников; и великое смятение вызвало это орудие, впервые изобретенное в это именно время" [62]. В силу своей эффективности новое боевое средство быстро распространялось. При той тесной связи, которая существовала между Сицилией и греческими государствами Балканского полуострова, нет ничего удивительного в том, что уже около 370 г. катапульты становятся известными в Греции [63]. Эпиграфические памятники позволяют установить, что в афинском арсенале, начиная с 350 г., хранились катапульты и снаряды для них. Аналогичные свидетельства появляются позднее и относительно других городов. В эпоху эллинизма даже самые незначительные города имели запасы артиллерийского оборудования. Необходимость обладания этим видом вооружения представляется в такой степени очевидной, что Гиерон и Гелон Сиракузский, оказывая помощь родосцам, пострадавшим от землетрясения (около 223 г., когда рухнул знаменитый "Колосс Родосский", а также большая часть стен и портовых сооружений), послали им, между прочим, пятьдесят катапульт. При капитуляциях города побежденные обычно выдавали победителю свою артиллерию. Так, например, в 149 г. до н. э. карфагеняне выдали римлянам "стрелометные и камнеметные катапульты числом до двух тысяч" [64].

У греческих авторов встречается много терминов для обозначения метательных орудий торсионного типа: organa, mechanai, mechanemata, bele, katapaltai, katapeltai, apheteria, hekebola. В латинском языке общий термин для них tormenta. Мы пользуемся термином "катапульта" как общим названием для всех видов метательных орудий.

В основном эти орудия распадаются на два типа: 1) одноплечные, служившие для метания камней, с одним пучком тетив, носившие у греков название monankon, а у римлян – onager "онагр" (это название будет применяться и в настоящей статье); 2) двуплечные, с двумя пучками тетив, для которых существует греческое название organon oxybeles – стрелометное орудие, стреломет, и organon lithobolon или petrobolon – камнеметное орудие, камнемет. Греческие технические писатели применяют наряду с этим термины euthytona и palintona. Euthytona повидимому совпадают в основном со стрелометами, 5 тогда как palintona означает, как можно думать, камнеметы. 6 Происхождение терминов euthytona и palintona остается неясным, так как точное их значение – "орудия прямого натяжения" и "орудия обратного натяжения" – трудно связать с толкованием их у технических писателей. 7 Онагр (рис. 102 и рис. 103) состоял из двух мощных дубовых горизонтальных станин, наглухо соединенных горизонтальными поперечинами и поставленных на колеса. В средней своей части эти станины имели утолщения; в этих местах просверлены отверстия, сквозь которые пропущены расположенные горизонтально упругие канаты. Канаты эти проходят далее через четырехугольные втулки, где она закреплены железными чеками. Сквозь канат перпендикулярно к его оси проходит деревянный рычаг; в состоянии покоя он расположен под углом 60° к горизонтальной плоскости; в боевом положении этот угол уменьшается до 30°. На конце рычага укреплена праща. Рычаг оттягивается назад при помощи ворота и может быть закреплен в этом положении особой задвижкой. Затем в пращу вкладывали камень, и орудие было готово к выстрелу. Задвижку выбивали ударом молота, и рычаг под действием возвращающихся к исходному положению канатов делал сильный размах, доходя до упора, где подложена специальная подушка, смягчающая силу удара. Камень вылетает из пращи, "готовый сокрушить все, что попадается на его пути" [65], сила толчка при этом такова, что приходилось помещать онагр на фундамент из пластов дерна или из необожженного кирпича, во избежание быстрого расшатывания рамы. Дальнобойность онагра доходила до 350 м при весе ядра в 1,5 кг. Большой точности прицела при помощи онагра достигнуть было невозможно уже в силу самого использования в этом орудии принципа пращи, составляющего отличительную черту его конструкции.

 

Рис. 102. Онагр

 

Рис. 103. Модель онагра.

В стрелометах и камнеметах, иначе называемых euthytona и palintona, идея торсионных метательных орудий получает другое конструктивное оформление. Здесь энергия двух упругих пучков передается при помощи тетивы метательному снаряду – стреле или камню, – движущемуся поступательно по направляющему желобу. Подобная конструкция дает возможность гораздо более точного прицела, чем онагр.