Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Техника военного дела.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
530.46 Кб
Скачать

Гелеполы

 

Проблема преодоления долговременных сооружений крепостного типа разрешалась военной техникой эллинизма двумя принципиально различными способами: или путем разрушения стен, или путем уничтожения доставлявшихся ими преимуществ; о методах разрушения стен речь будет итти ниже. Для достижения второй цели создавали всякого рода вспомогательные сооружения, позволявшие подниматься на высоту крепостных стен или оказываться выше их. Решающую роль играло применение осадных подвижных башен (phoretoi pyrgoi).

До последнего десятилетия V в. до н. э. для преодоления крепостных стен греческое военное искусство знало три способа: применение лестниц, устройство земляных насыпей (chomata) и постройку башен (pyrgoi), позволявших осаждающему оказаться вровень со стенами крепости [76]. Такая осадная техника была сопряжена со множеством неудобств, ибо требовала значительного времени и подвергала осаждающих неприятельскому обстрелу. Устройство подвижных башен предоставило осаждающему все выгоды башен неподвижных и могло, вместе с тем, быть осуществлено в условиях полной безопасности.

Перелом в этом отношении связан с нашествием карфагенян на сицилийские города в 409-407 гг., происходившим в условиях применения наиболее передовой военной техники того времени. Урок этот был хорошо усвоен сицилийскими греками, и в 397 г. Дионисий Сиракузский проводил осаду Леонтин, применяя в самых широких размерах разнородные средства технической борьбы; в частности он приказал соорудить широкую, длиною около 1000 м, плотину по направлению к острову, на котором расположен был город, и по этой плотине передвинул к городским стенам свои шестиэтажные башни на колесах [77]. В восточной Греции эту новую технику осадной войны начал применять с величайшей выдержкой и энергией, всегда его отличавшей, Филипп Македонский: его осады Перинфа (340 г.) и Византии (339 г.) были примерами широкого использования всех технических новшеств, какими только он мог располагать; между прочим, Филипп соорудил здесь осадные башни вышиною в восемьдесят локтей (ок. 35,5 м). В дальнейшем башни эти становятся средством первостепенной важности в крепостной войне, и устройство их достигает высокой степени совершенства. Наиболее мощным и тяжелым подвижным башням дано было имя "гелеполы" (helepoleis от греческого helein – взять и polis – город – "берущая города"). Основное назначение подвижных башен – создать для осаждающих удобную исходную позицию на высоте крепостной стены или выше ее, позицию, с которой можно эффективно обстреливать неприятельскую стену по верхнему ее краю и пространство за нею, а также возможно при помощи штурмовых мостиков непосредственно переходить на неё. В оборудование гелеполы входит поэтому артиллерия разного калибра и разных типов, расположенных по ее этажам, а также штурмовые мостики (epibathra).

Самые знаменитые осады эллинистического периода греческой истории – это осада Тира (332 г.), кипрского Саламина (306 г.) и, наконец, Родоса (305-304 г.); во всех трех случаях гелеполы сыграли немалую роль. Сопоставления данных, сообщаемых историками, с данными в книгах военных писателей Греции дают довольно полную картину устройства гелепол (рис. 107 и рис. 108). Размеры гелеполы изменялись в зависимости от задачи, стоявшей перед осаждавшими, т. е. от характера местности и высоты крепостных стен. Во всех случаях гелепола представляла собою многоэтажное деревянное сооружение в форме усеченной пирамиды, поставленной на колеса (оси этих колес могли переставляться и помещались под углом в 90° друг к другу).

 

Рис. 107. Гелепола.

 

Рис. 108. Нижняя часть гелеполы.

 

Самые высокие из гелепол, о которых сохранились достоверные свидетельства, – это построенные инженерами Александра Диадом и Харием при осаде Тира. По словам Арриана [79], стены Тира возвышались над уровнем моря на 150 футов (44,4 м). Самый город расположен был на острове, отделенном от материка проливом в 800 м ширины, глубиною, доходившей до 5,5 м [80]; через этот пролив Александр устроил дамбу в 60 м ширины, и по ней двинулись к городским стенам две двадцатиэтажные восьмиколесные гелеполы в 53 м высоты [81]. При подобных размерах сооружения опасным могло оказаться давление ветра; чтобы не быть опрокинутыми, башни должна были быть закреплены стропами. 13

Об общем впечатлении, которое производила подобная осадная башня на осажденных, дает некоторое понятие Плутарх в жизнеописании Деметрия Полиоркета: "Воевал он и с родосцами, союзниками Птолемея, и подвел к их стенам огромную гелеполу; основание ее было четырехугольное, причем каждая сторона четырехугольника равнялась сорока восьми локтям; в высоту же она имела шестьдесят шесть локтей, сходясь к вершине, которая таким образом оказывалась уже основания. Внутри она была разделена на многие этажи; сторона ее, обращенная к противнику, имела в каждом этаже бойницы, сквозь которые метали всякого рода снаряды; ибо башня полна была воинов, готовых ко всякому роду боя. И то, что она не шаталась в не качалась при движении, а прямо и устойчиво, сохраняя равновесие, подвигалась вперед с громким шумом и грохотом, вселяло в душу зрителей страх, смешанный с неким восхищением". 14

Еще более подробное описание гелеполы, построенной Деметрием для взятия Саламина, содержится у Диодора: "Он выписал из Азии мастеров, а также железо, большое количество леса и потребное количество всего прочего. Скоро все было ему доставлено, и он построил сооружение, именуемое гелеполой. Каждая сторона ее имела в длину сорок пять локтей, в высоту же она имела девяносто локтей, была разделена на девять этажей и вся была поставлена на четыре сплошных колеса, имевших восемь локтей в вышину. Построил он также громадные тараны и две черепахи с таранами. В нижних этажах гелеполы он разместил разнообразные камнеметы, из которых самые большие метали камни в три таланта; в средних – самые крупные стрелометы, а в верхних – самые легкие стрелометы и множество камнеметов. Свыше двухсот человек должны были надлежащим образом обслуживать эти орудия" [84].

Поскольку основным средством борьбы с гелеполами со стороны осажденных был огонь – горючие составы, стрелы с горящей паклей и т. д., – на них должны были располагаться и огнетушительные средства [85]. Чтобы подвести тяжелую башню к стене города, необходимо было предварительно устроить твердый и ровный путь. Работы по прокладыванию такого пути производились под прикрытием передвижных щитов разных типов от самых легких (laisa, ampeloi) до более тяжелых (gerrochelone), сплетенных из прутьев и переносившихся на руках, и самых тяжелых (chelone chostris), которые приходилось перевозить. Задачей обороняющихся было устроить подкоп под проложенной для башни дорогой. Любопытно отметить своеобразный прием борьбы с гелеполами, заключавшийся в том, что в землю закапывались большие глиняные сосуды; под тяжестью башни эти сосуды ломались, и происходил обвал, вызывавший деформацию и разрушение башни.