Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3542289_teatr_pos_vse.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
489.98 Кб
Скачать

3.5 «Отстраненная», или «независимая» позиция при общении

Следует упомянуть еще один вид позиции в общении - нарочитую отстраненность взрослого по отношению к ребенку. На первый взгляд такая позиция вовсе не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Так, присутствие в классе, где находится группа продленного дня, учителя, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь тому, кто в этом нуждается, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к нему с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем, если бы они остались одни с заданием. То же можно сказать о маме или бабушке, которая сидит с шитьем около ребенка, делающего уроки, рисующего, что-то мастерящего. Она здесь, она видит краем глаза, как у него идут дела, и он знает это, ориентируется на нее и ее отношения к происходящему.

Позиция демонстративной отстраненности является для ребенка потенциальным источником разворачивания общения в любых доступных ему позициях. Ее актуальность для ребенка - это результат долгого пути развития общения.

* * *

Позиции в общении у взрослого человека включают все те стадии и этапы, которые реализовывались у ребенка в его развитии. Взрослый умеет произвольно использовать их в построении своего общения с разными партнерами. Если у взрослого человека есть трудности в общении, это означает, что в свое время, в детстве, соответствующая стадия развития общения почему-то оказалась не прожитой им полноценно и этот пробел продолжает сказываться в его взрослой жизни.

3. 6 Генезис взаимодействия и сотрудничества в общении детей друг с другом

Для детей разных возрастов характерны различные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, в учении, может иметь место сочетание различных форм совместной деятельности и общения.

Начнем с разговора об общении между собой детей раннего возраста – от 1 года до 3 лет.

По сути дела, в этом возрастном периоде еще трудно говорить о полноценном общении между детьми, хотя, наверное, многие из нас наблюдали, как оживляются два малыша, завидев друг друга из стоящих рядом колясок. Нередко 2-3-летний малыш сосредоточенно наблюдает за младшим ребенком и, по просьбе взрослого, а то и по собственному почину, несет ему пустышку или погремушку. Всё это можно считать первыми шагами во взаимодействии, первым сотрудничеством, первыми формами общения. Важно то, что практически любой акт детского общения в этом возрасте опосредуется взрослыми.

Говоря об общении детей раннего возраста, нельзя не сказать и о трудностях, которые могут давать тяжелые последствия для психического развития. Недостаточность общения на этом этапе приводит к замедлению темпов развития, а нередко – и к тому, что у ребенка формируется преобладание пониженного эмоционального фона, плаксивости, капризности, безынициативности. Дети делаются «трудновоспитуемыми», а иногда даже начинают чаще болеть.

Малыш, находясь среди других детей, может, на первый взгляд, и не принимать активного участия в их общении. Все его общение строится со взрослым и через взрослого. И, тем не менее, ребенок впитывает в себя поступающую информацию, как губка. Для обеспечения этого ему необходим тесный, эмоционально окрашенный физический контакт со взрослым. Этот контакт позволяет ребенку воспринимать происходящие события, пусть даже не вполне доступные ему по смыслу, по отношению к ним взрослого, путем сопереживания, эмоционального «заражения». С помощью взрослого маленький ребенок начинает осмыслять и то, что делают другие дети, разделять их цели, радости, опасения.

Кроме того, у детей раннего возраста иногда можно наблюдать своеобразное «общение», которое, пор сути дела, таковым не является. Например, маленький мальчик толкает другого такого же малыша и с интересом смотрит, как тот падает, или малышка пытается ухватить подружку за волосы, потрогать ее лицо, какую-то деталь одежды. Взрослые часто рассматривают такое «общение» как агрессивное, недоброжелательное. Это – ошибка. Такое поведение по своей психологической природе ближе к предметно-манипулятивной деятельности, чем к общению. Ребенок воспринимает соседа по песочнице не как другого, такого же, как он сам, ребенка, а просто как сложный интересный предмет, который интересно потрогать и посмотреть, что с ним можно делать. Точно так же ребенок может пытаться действовать и с живым котенком, и с заводной машинкой, и с воздушным шариком. Здесь важно правильное отношение к происходящему со стороны взрослого: не надо ругать ребенка, рассказывать при нем другим взрослым, какой он «злой», «драчливый». Следует просто мягко останавливать его, попытаться переводить его, может быть, слишком резкие для взаимодействия с живым «объектом», движения в более ласковые, социально приемлемые.

У младших дошкольников уже возникает то, что с полным правом можно назвать общением со сверстниками. Характерно, что эти дети общаются в процессе предметной деятельности и первоначальных видов игры. Для них общение является непроизвольным и, в основном, невербальным. При этом они занимают позиции “рядом”, т.е. каждый из них играет в СВОИ игрушки, делает СВОИ куличики, хотя и в одной и той же песочнице, рядом друг с другом. Поводом для общения может быть любой предмет или любой вид деятельности, являющейся интересным для малыша. Для организации полноценного общения с таким малышом взрослый или старшие дети должны встроиться в контекст его деятельности.

При общении со старшими детьми младший дошкольник чаще всего принимает посильное участие в их играх и занятиях, занимает позицию “рядом”, позицию наблюдателя, впитывая впечатления. Но, в то же время, дети этого возраста уже способны подстраиваться к старшим, занимающимся привлекательным для них делом, в позиции «под».

Впоследствии, когда общение между детьми становится более речевым, когда возникают его индивидуальные и коллективные формы, - появляются начала многопозиционного диалога, появляются возможности совместной деятельности детей в позиции “на равных”. Дети уже могут проникать в чужой контекст и развивать его самостоятельно дальше, формировать из своих индивидуальных личностных контекстов общий смысл в рамках совместной деятельности. Ребенок начинает включаться в сюжетно- ролевые игры старших детей на посильные для него роли.

У старших дошкольников возможности общения со сверстниками развертываются шире. У 5-леток развивается и совершенствуется коллективная деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. В ходе ее дети произвольно занимают дополнительные позиции в отношении друг к другу. Высший результат в этом направлении - добровольное согласие принять “неинтересную” роль, чтобы сохранить целостность игры. При этом организующую роль играют старшие дети или взрослый.

Шестилетние дети начинают осваивать новые виды общения в рамках игры с правилами, уже освоенные формы и виды общения сохраняются и развиваются. А дети семилетнего возраста, попадая в школу, оказываются в новой социальной ситуации. Они начинают учиться. Главный результат развития в младшем школьном возрасте - формирование учебной деятельности, что накладывает отпечаток на общение между детьми этого возраста и на особенности его организации взрослыми.

Сформировать учебную деятельность у ребенка - значит научить его учиться. Л.С.Выготский говорил, что только через общение с другими людьми мы становимся самими собой. Относительно учебной деятельности младших школьников можно сказать, что только после того, как ребенок сможет учить другого, он сможет научить себя. Чтобы учить другого, иными словами, общаться с другими по поводу совместных действий и учебного материала, ребенок должен владеть всеми личностными позициями общения. Овладение позициями общения начинается в играх: образных, режиссерских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. Игры с правилами становятся базой, на основе которой получают развитие наиболее сложные и формализованные виды общения.

Часто, отделяя младших школьников от дошкольников, мы забываем, что дети этих возрастов относятся к одной и той же эпохе - эпохе детства. Д.Б.Эльконин писал, что человек, относящийся к этой эпохе, это человек играющий. Для дошкольника игра - ведущая деятельность. Для младшего школьника ведущая деятельность - учение, однако игра при этом не теряет своей актуальности, а становится формой, на базе которой развивается и формируется к концу младшего школьного возраста учебная деятельность. Преемственность в организации жизни дошкольников и младших школьников существенно зависит от того, как организовано общение детей этих возрастов и не в меньшей степени от того, как общаются взрослые - учителя, воспитатели и родители.

В общении друг с другом дети легче всего выбирают позиции “под” и “над”. К началу школьного обучения нормально развивающийся ребенок умеет удерживать эти позиции и даже стремится к тому, чтобы быть учеником, и, одновременно, он любит играть в школу, где пытается в игровых ролях утвердиться в позиции “над”. А позиция “на равных” предполагает постоянный переход из одной позиции – «над» в другую - “под” и обратно. Именно таким образом у детей возникает умение подстраиваться друг под друга, находить общий язык, отождествляться в общении и со-деятельности, а главное, это приближает их к тому, чтобы обрести собственное “Я”.