Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3542289_teatr_pos_vse.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
489.98 Кб
Скачать

6. 4 Надситуативная позиция общения с «пристройкой» «на равных» по отношению к партнеру

Как-то раз один подросток, описывая своего учителя в школе, с упоением рассказывал, что он обращается к учащимся «молодой человек» и называет всех на «вы». Однако очень скоро обнаружилось, что это замечательное качество учителя ему не помогло. Дети стали с учителем «запанибрата», перестали выполнять его указания и даже не очень уважали его. Что же случилось?

Дело в том, что ребята приняли используемую учителем надситуативную позицию «на равных» за внеситуативную, личностную и стали реализовывать с ним такие же отношения, как и с товарищами по классу.

На этом примере можно увидеть как положительные, конструктивные аспекты надситуативной позиции «на равных», так и ее слабые стороны. С одной стороны, надситуативная позиция «на равных» позволяет строить и реализовывать совместную деятельность, в процессе которой можно сознательно формировать те или иные свойства или качества человека. Например, мама, занимаясь пирогами, предлагает ребенку лепить их вместе. Они (мама и малыш) вместе, «на равных» лепят пироги, но мама при этом предлагает ребенку считать, сколько пирогов с мясом, а сколько с капустой, каких пирогов больше и сколько надо еще добавить, чтобы стало поровну и т.п.

Кроме того, надситуативная позиция «на равных» позволяет создать условия для сознательного обучения способу деятельности и его осмысления. Примером этого может служить методика В.В. Степановой для обучения рисованию дошкольников и младших школьников, которые неуверенны в себе в плане изобразительной деятельности. Учитель рисует на доске какие-то черточки, кружочки, точки и т.п. и предлагает обучающемуся дорисовать их так, как тому захочется. Обязательным условием является то, что сам взрослый «на равных» принимает участие в дорисовывании. Как правило, все видят в одном и том же расположении точек свое – один цветок, другой солнышко, третий птицу и т. п. При этом, как показывает практика, дети (и взрослые тоже) хорошо учатся друг у друга. Увидел, к примеру, ребенок в этих черточках солнышко, а завтра он уже видит крокодила с зубами, которого вчера нарисовал его сверстник. Это помогает развить воображение детей и дать им уверенность в том, что рисование – совсем нетрудное дело.

Однако общение с субъектом, реализующим надситуативную позицию «на равных» может и не принести результата. Не захотел, например, обучающийся ребенок признавать нарисованные черточки за что-то иное, чем то, что он сам увидел, и все старания обучающего ни к чему не приведут.

Использование надситуативной позиции «на равных» в коллективно - распределенной деятельности тоже может и помочь и навредить. С одной стороны, оно служит обеспечению «косвенного обучения» или формированию мотива обучения, а, с другой, приводит к серьезным изъянам и пробелам в психическом развитии. Как-то пришлось, работая с подростками в одной из школ в Дании, показать детям, как всем вместе играть на детских музыкальных инструментах очень популярную в там русскую песню «Калинка». При этом, конечно, взрослый, помимо того, что показывал детям разные партии, сам принимал в исполнении непосредственное участие. Для одних детей эта деятельность оказалась очень развивающей: они научились играть нравившуюся им мелодию. Другие просили взрослого позаниматься с ними, чтобы научиться играть эту мелодию вместе со всеми. Однако третьи, играя на инструменте то, что показал им взрослый, не могли участвовать в совместном исполнении, так как не слушали и не слышали других. Для них их собственная партия (исполняемая ими мелодия) заслоняла все особенности коллективного проигрывания песни. Выйти из этой сложной ситуации стало возможно только, заняв надситуативную позицию «над» и, таким образом, включив этих детей в общую коллективно - распределенную деятельность.