Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Metodichka_stud_vsya.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

1. Критерии определения психологии как науки

«Границ души тебе не отыскать,

по какому бы пути ты ни пошёл:

столь глубока её мера».

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

Издавна человек, непосредственно общаясь с окружающим миром, в том числе с другими людьми, стал присматриваться к внешнему облику, к реакциям, движениям, действиям, поступкам, т.е. к поведению окружающих индивидов; и потребности практического взаимодействия с людьми привели к тому, что он стал связывать внешне видимое поведение с внутренними, неявными, скрытыми от наружного взора явлениями любого другого человека (индивида). Постепенно люди научились различать те явления, особый характер которых заключался в их принадлежности к внутреннему миру индивида, в отличие от любых других явлений, происходивших в окружающем его мире. Так постепенно сложилось представление об особом разряде феноменов, который стал именоваться «психическое», и задолго до того как психические процессы, состояния и свойства человека стали предметом научного анализа, они уже накапливались в житейском, обыденном психологическом знании людей друг о друге.

В то же время феномен «психическое» трудно поддаётся привычному для человеческого сознания материальному или причинно-следственному описанию, он не сводим к биологическим или физиологическим процессам или явлениям. Известно, что биологически обусловленные компоненты психики имеются и у животных (чувственные образы окружающей среды, побудительные причины активности, реализуемая по большей части через систему инстинктов, зачатки мышления и т.п.), но общая организация человеческой психики качественно отлична от биологических форм. Если бы любые психические явления и процессы были бы приравнены, например, к характеристикам нервных импульсов, протекающих в головном мозге или к активности гормонов в жидкостной среде живого организма, то целый ряд высокоразвитых животных благодаря этому схожему с человеческим нейро-гуморальному механизму мог бы строить дома, писать книги, создавать картины, общаться, любить, сознательно идти на смерть во имя идеи или счастья своих близких, трудиться и создавать всё то, что способен создавать человек. Реальность показывает, что всего этого они не делают и не могут делать. Поэтому все компоненты внутренней и внешней программы поведения человека реализуются не по физиологическим, а по психологическим законам, и именно поэтому психика является объектом изучения не физиологии, а психологии.

При характеристике любой науки необходимо разъяснить её теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения её предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семёнович Выготский (1896-1934), "предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут". Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Как правило, знакомство с психологическим знанием начинается с анализа самого термина "психология". Этот термин, образованный от греческих слов ψυχή (лат. psyche) — душа, психика и λογος (лат. logos) — знание, осмысление, изучение.

По смыслу слово «психология» многозначно. Так, в первом, дословном и в очень примитивном, толком ничего не поясняющем, значении психология — это знание о психике, наука, изучающая её. В этом смысле область психологического как знание о психике широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живёт и действует человек.

Во втором, наиболее распространённом значении, слово "психология" относят к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность — психическую реальность. В обыденном значении слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология». Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология здесь проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчёркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и учёного, женской психологии и т.п.

В дальнейшем мы будем подразумевать слово «психология» в одном зна­чении — в том, которое зафиксировано в его этимо­логии: психология — учение о психике, душе.

Таким образом, общей задачей психологии является изучение как психики индивида, так и его психологии.

На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике. В целом пра­вильно, хотя это тавтологичное определение является распространенным и ненаучным. Это — определение, которого психологи стыдятся.

С лин­гвис­ти­че­ской точ­ки зре­ния «ду­ша» и «пси­хи­ка» — од­но и то же. Од­на­ко с раз­ви­ти­ем куль­ту­ры и осо­бен­но нау­ки зна­че­ния этих по­ня­тий ра­зо­шлись. Точнее сказать, с установлением в нашем обществе марксистской парадигмы, лишённой традиционно сложившейся за тысячелетия идеалистической, религиозной составляющей человеческой культуры, в научной психологии понятие души заменили понятием психики, чтобы избежать противоречия в трактовке внематериальных «душевных» психических феноменов материалистической советской психологией. Сейчас смягчают подобные противоречия тем, что оговариваются в учебных пособиях условия применения специфических научных терминов: а именно, поскольку слово «душа» не является единственным в обозначении того, что человек стремится узнать о самом себе, в процессе уточнения предмета психологии встречаются и имеют равное хождение разная терминология одного и того же феномена «психическое» — душа, психическая реальность, внутренний мир человека, субъективный опыт. В современном об­щественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами, однако научная психология предпочитает исполь­зовать термин «психика», в то время как религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

В последнее время всё чаще, говоря о предмете психологической науки, как бы очерчивают круг явлений, которые охватывает своим познанием психология, или как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер — «форм про­яв­ле­ния пси­хи­ки, ко­то­рые пси­хо­ло­гия вы­де­ли­ла и вклю­чи­ла в круг сво­его рас­смот­ре­ния».