Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций семья.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
307.2 Кб
Скачать

Тема 2.2. Структурный подход с. Минухина

Сальвадор Минухин, видный американский се­мейный психотерапевт, создал подход к пониманию семьи на основе собственной психотерапевтической практики помощи семье (Минухин С., Фишман Ч„ 1998). Согласно Минухину, семьи — это чрезвычай­но сложные структуры, включающие в себя несколь­ко индивидов, которые, в свою очередь, образуют под­структуры внутри семьи. Подструктуры формируют коалиции, взаимодействующие между собой опреде­ленным образом, иногда создавая дисфункциональные подструктуры и определяя кого-либо из своих членов носителем симптомов. Кроме того, семья является подструктурой целых социальных объеди­нений. В результате взаимодействия семьи с более крупными социальными структурами создается зна­чительная часть ее трудностей, но она обеспечивает поддержку этих структур.

Семья — это развивающаяся структура, так как в ней действуют возрастные закономерности. Члены семьи развиваются, достигают зрелости, стареют, по­этому семья непрестанно изменяется; эволюционные периоды роста (когда в семье накапливаются едва за­метные изменения) сменяются революционными, тре­бующими значительной перестройки семейной струк­туры.

Семейные подструктуры. Отдельный индивид, член семьи, может рассматриваться как первый вид семейной подструктуры, так как он является автоном­ной человеческой единицей с собственными потреб­ностями, мотивацией и жизненными целями. Члены семьи различаются между собой по степени включенности, интегрированности в семью. Некоторые члены находятся внутри семьи «всеми своими помыслами», а некоторые — включены в активную жизнь иных со­циальных систем. И те и другие вносят важный вклад в функционирование семьи: одни поддерживают эмо­циональный климат и комфорт в семье (отстаивают центростремительные тенденции), другие приносят в семью новую информацию, открывают семье «новые социальные миры», являются проводниками детей в другие социальные институты (центробежные тенден­ции). Однако центростремительные тенденции долж­ны преобладать над центробежными, в противном слу­чае семья прекратит свое существование.

Супружеская подструктура состоит из супругов в семье. Особое значение приобретает процесс форми­рования супружеской подструктуры, так как два че­ловеческих опыта жизни в родительской семье, два набора ценностей, убеждений и ожиданий сталкива­ются, чтобы создать единство. От каждого из парт­неров требуется большая психологическая работа — уступки, самоотречения, упорство в настаивании на том, что представляется важным. Итогом периода адап­тации явится формирование новой идентичности (но­вого тождества), которое будет «шлифоваться» годами. Одна из главных задач супружеской подструктуры — создание границ, которые защищали бы супругов от других членов семьи (детей) и ближайших родствен­ников, нередко проявляющих стремление нарушить эту границу. В супружеской подсистеме удовлетворя­ются интимные и наиболее значимые потребности че­ловека. Эти отношения являются самыми поддержи­вающими, а их утрата — наиболее травматическим опытом. В шкале жизненных стрессоров Лазаруса, Pare утрата супруга занимает первое место по тяжес­ти переживаний. Задачи супружеской подструктуры — удовлетворять потребности в защите и безопасности, поддержке, интимности, психологическом росте. Если в подсистеме эти функции не выполняются хотя бы для одного из супругов, то он может искать удовлет­ворения своих потребностей с другим партнером. Ког­да в супружеской подструктуре есть какое-либо нару­шение, это всегда отразится на всей семье.

Родительская подструктура не обязательно вклю­чает в себя супружескую пару; в нее могут входить ба­бушка, тетка и даже старший ребенок. Поэтому при оказании терапевтического влияния на родительскую подструктуру важно знать, кто в нее входит. «Что тол­ку работать с матерью, если она не входит в родитель­скую подструктуру» (Минухин С., Фишман Ч., 1998). Функции родительской подсистемы: удовлетворение биологических и эмоциональных потребностей ребен­ка, предоставление безопасного пространства, обеспе­чение когнитивного развития, передача этических цен­ностей культуры, обучение навыкам социального поведения, дисциплинирование ребенка. Родители должны создать для ребенка предсказуемый мир, в котором ребенку станет понятно, каковы будут послед­ствия в ответ на его действия. Помимо обязанностей у родителей есть: право принимать решения о наиболее значимых аспектах в жизни ребенка (месте прожива­ния, учебе, увлечениях). Структура, перед которой сто­ят подобные задачи, должна обладать властью для их исполнения. Защитой ребенка от произвола родите­лей является совесть последних. По мере взросления ребенка родительская подструктура должна менять­ся, предоставлять ему больше свободы и требовать больше ответственности.

Взаимодействуя с родительской подструктурой, ре­бенок получает опыт общения с людьми, имеющими ресурсы и власть. Он узнает о том, царит ли в этой вла­стной структуре произвол или она справедлива и це­лесообразна. Этот опыт окажется значимым для него в будущем, когда он вступит в рабочие отношения и у него будет начальник. Этот опыт повлияет на его соб­ственное родительское поведение.

Братско - сестринская подструктура первая группа людей, равных для ребенка; в ней он приобретает опыт взаимодействия «по горизонтали», учится быть верным, нападать, находить «козлов отпущения», узнает, как группа карает за отсутствие лояльности. Обретенные в братско-сестринской подсистеме моде­ли поведения будут воспроизводиться в контактах с друзьями, коллегами, недругами.

Проблемными Минухин называет те семьи, где на­рушаются взаимодействия внутри подструктуры, меж­ду подструктурами внутри одной семьи либо между семьей и социальной средой.

Приведем некоторые типы проблемных семей, оп­ределенных Минухиным.

Семья «па-де-де» (от франц. pas de deux — танец вдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной структурой ро­лей и высокой зависимостью друг от друга (симбио­зом). Такая семья может состоять из бездетной или потерявшей ребенка пары, пожилой пары, чьи дети стали взрослыми и покинули семьи, из пожилого ро­дителя и его взрослого ребенка, из одинокого роди­теля и его ребенка. В любом варианте семья «па-де-де» состоит из диады — достаточно неустойчивого вида человеческих общностей, так как при росте на­пряжения там нет возможности «сбросить» его в дру­гом контакте. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаи­моотношений; отношения слишком близкие, что ог­раничивает свободу действий членов семьи. Помимо этих общих трудностей в каждом из видов семьи «па-де-де» свои сложности, связанные с депривацией зна­чимых потребностей человека (продолжить род, ро­дить ребенка, продолжить родительство, когда дети выросли, вступить в близкие, интимные отношения с человеком за пределами семьи — иметь супруга, партнера). Помощь такой семье может заключатся в восстановлении нормального уровня автономии во взаимоотношениях, т. е. в выстраивании большей межперсональной дистанции за счет формирования новых взаимоотношений за пределами семьи.

Семья типа «башмак» — многодетная семья, в ко­торой старший ребенок «вытеснен» в родительскую подструктуру и выполняет по отношению к своим младшим братьям и сестрам родительские функции. Свое название эта семья получила в связи с тем, что графическое изображение ее структуры имеет фор­му башмака. Такая семья может функционировать благополучно, если обязанности старшего ребенка определены четко и, что важно, соответствуют его возможностям. Если он не в состоянии справляться с родительскими функциями по отношению к своим младшим братьям и сестрам, а также на должном уровне выполнять собственные функции (учиться, иметь друзей, увлечения), то, скорее всего, он окажет­ся тем членом семьи, который страдает от перегруз­ки, симптомы могут оказаться разнообразными — от психосоматических до поведенческих. Задача такой семьи будет заключаться в усилении родительской подсистемы за счет других ресурсов.

Семья типа «аккордеон» или дистантная семья, — семья, в которой один из ее членов, чаще всего отец, подолгу отсутствует из-за специфики своей профес­сии (моряк, военный, геолог, нефтяник, сезонный стро­итель и др.). Название этого типа семьи также связано с графическим изображением ее структуры. Отец в ней находится в двух состояниях: 01 — отец как присут­ствующая физическая фигура, 02 — отец как симво­лическая фигура. Родительская подсистема меняет свою конфигурацию, как меха в аккордеоне. Трудно­сти такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования супружеской, родительской и дет­ской подсистем.

Сами супруги испытывают депривацию потребно­стей в интимности, поддержке, защите, приятии и не­редко живут «в режиме ожидания» в течение несколь­ких месяцев. Такие супружеские отношения могут 'быть формой скрытого развода.

Мать выполняет свои обычные функции, но в от­сутствие отца — еще и дополнительные, такие как кон­троль, дисциплинирование, принятие решений. В по­добной семье наблюдаются сложности в финансовом планировании, так как деньги в ее бюджет поступают в больших суммах, но реже. Таким образом, родитель­ская подсистема преобразуется в материнскую и пе­риодически испытывает перегрузки. Поскольку про­фессия отца в такой семье нередко приобретает ореол героичности, мать, воспитывая детей, использует об­раз отца, и ее требования к детям, их поведению и ус­певаемости могут быть чрезмерными.

Процесс личностного развития детей также ослож­нится: у сына появятся проблемы с формированием личной и половой идентичности из-за отсутствия мо­дельной фигуры отца, а у дочери — с личностным раз­витием из-за отсутствия комплементарной модельной фигуры отца, на основе которой строятся представле­ния девочки о мужчинах и о том, как с ними следует себя вести.

Как отец, так и другие члены семьи в период рас­ставания сохраняют прежние установки относитель­но друг друга без учета временных изменений. Кроме того, расставание способствует идеализации образов, поэтому встречи нередко сопровождаются пережива­нием неоправдавшихся ожиданий.

Флуктуирующие (неустойчивые) семьи — семьи, не постоянные по составу, и семьи, часто меняющие мес­то проживания. В первом случае непостоянство каса­ется структуры семьи, во втором — социальной среды. В случае непостоянства структуры семьи речь чаще всего идет об одиноком родителе, который меняет партнеров, желая устроить свою личную жизнь. При этом любовные партнеры пытаются играть и родитель­скую роль по отношению к ребенку в такой семье. От­сутствие постоянного объекта идентификации, несо­гласованные, а иногда и противоречивые требования новой мамы или нового папы также вносят хаос в вос­приятие ребенка.

Помощью в такой ситуации окажется поиск более постоянной фигуры, замещающей отсутствующего родителя. Это может быть тренер, ведущий кружка, родственник, заинтересованный в судьбе ребенка, или кто-то еще.

Если семья переезжает с места на место, как это бы­вает с семьями военных, мигрантов и беженцев, то можно говорить о непостоянстве социальной среды. Даже при переездах внутри одной страны у членов се­мей разрываются сформировавшиеся значимые отно­шения с соседями, друзьями, учителями, врачами. Изменяются привычная инфраструктура, ландшафт и география среды; члены семьи переживают состояние миграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новые взаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определен­ные усилия.

Семьи с призраком — это семьи, которые пережи­ли смерть (или уход) своего члена, но психологичес­ки не могут принять новую ситуацию и продолжают чувствовать себя связанными отношениями с ушед­шим человеком. Проявляется это в эффектах присут­ствия, обилии внутренних диалогов и другой фено­менологии, связанной с утратой. Наиболее вероятно такое состояние в том случае, если смерть произошла неожиданно и с ушедшим были сложные, конфликт­ные взаимоотношения.

По данным американских авторов, на психологи­ческое переживание «цикла горя» уходит от года до полутора лет, при этом половина срока обусловлена с депрессивной феноменологией, вторая — процесса­ми реабилитации, духовного возрождения и перерож­дения.

Семья, членам которой не хватило срока для пере­живания горя, попадает в ситуацию стагнации, замо­раживания, когда функции не перераспределяются, не меняется ролевое поведение, члены семьи боятся за­деть память об ушедшем и психологически остаются в точке утраты, несмотря на то что жизнь вокруг про­должается. Психологическую помощь семье можно оказать, проанализировав взаимоотношения и осуще­ствив символическое прощание.

В своей типологии проблемных семей Минухин останавливается также на анализе семей с приемным ребенком и приемным родителем.