Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций семья.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
307.2 Кб
Скачать

Тема 2.3. Системный подход м. Боуэна к описанию семьи

Мюррей Боуэн (1913-1990) — один из основопо­ложников так называемого, семейного движения в США, цель которого — исследование семьи как фак­тора, влияющего на психическое здоровье человека, и использование ресурса семьи для помощи психичес­ки больным людям. Боуэн исследовал семью с пози­ций эволюционистского подхода, отказавшись от по­нятий из общей теории систем, таких как гомеостаз, энтропия, обратная связь. Он считает, что такие поня­тия отражают механистический, дедуктивный подход к человеку, что этот подход берет свое начало в физи­ке и кибернетике и не может помочь адекватно опи­сать биологическую природу человека (Бейкер К., 1991). Основной группой, в которой развивается и про­живает свою жизнь человек, является семья. Поэтому человек, как любой другой биологический объект, дол­жен быть изучен в своей репродуктивной группе. Одно из главных понятий в концепции Боуэна — эмоцио­нальная система, система мотивационного регулиро­вания инстинктивных форм поведения (размножения, заботы о потомстве, поиска пищи и борьбы за выжи­вание). На нарушение форм инстинктивного поведе­ния эмоциональная система реагирует повышением уровня возбуждения, что субъективно переживается как состояние тревоги. При этом чем выше состояние возбуждения, тем менее осознаваемыми, более авто­матическими и примитивными (характерными для

биологического вида) будут реакции индивида (бегство, нападение, замирание). Боуэн считает, что психологи­ческие, соматические и социальные симптомы — при­меры нарушения функционирования эмоциональной системы.

Другое важное понятие — дифференциация Я. По­добно живой клетке, каждый человек совершает свой путь развития в направлении большей автономии от родительской семьи и индивидуализации (специали­зации) и одновременно в направлении формирования способности кооперации. Таким образом, жизненная задача каждого — научиться быть «отдельным», не похожим на других, овладеть умением сотрудничать с другими людьми. Каждый обладает определенным уровнем дифференцированности Я. Для образного представления этого понятия Боуэн предлагает шка­лу от 0 до 100 баллов, где диапазону 0-25 баллов соот­ветствует низкий уровень дифференцированности Я, а диапазону 75-100 баллов — высокий. Человек, чей уровень дифференцированности находится в нижнем диапазоне, характеризуется высокой степенью тревож­ности, стремлением к зависимым отношениям, низкой вариативностью поведения: он не видит нужных путей выхода из ситуаций, в которые попадает, и «выбирает» единственный, открытый ему путь решения проблемы. Реакции такого человека при угрозе приближаются к биологическим, инстинктивным (замирание, бегство, нападение). В случае, если уровень жизненного стрес­са повышается, такой человек выбирает одиночество, отказ от контактов и путь бездеятельности, пассивнос­ти. Психотерапевтический процесс с этими клиентами должен, по мнению Боуэна, состоять в обучении их навыкам анализа ситуации и видения вариантов по­ведения в ней; осознание выбора (когнитивная рабо­та) увеличит способность клиента концентрировать­ся на собственном внутреннем мире и повысит уровень дифференцированности его Я.

Человек, чей уровень дифференцированности соот­ветствует верхнему диапазону, отличается следующими чертами: он способен к сотрудничеству, не испытывает тревоги и не утрачивает ощущения собственной инди­видуальности при близких взаимоотношениях, хорошо рефлексирует и может сообщать о своих состояних, не чувствует себя потерянным, если открывается другому, и, что очень важно, видит многообразие путей решения собственных проблем, способен к анализу и выбору наи­более приемлемого для себя способа поведения. Поло­жение каждого человека изменяется по шкале диффе­ренцированное™ Яв зависимости от уровня жизненного стресса. При повышении стресса человек «продвигает­ся» к полюсу низкой, а при снижении стресса — к полю­су высокой дифференцированное™.

Для описания структуры взаимоотношений внут­ри семьи Боуэн использует понятие эмоциональный треугольник — систему взаимоотношений, включаю­щую в себя троих эмоционально связанных между со­бой людей, что является основным «строительным элементом» всех систем человеческих взаимоотноше­ний. Триада по сравнению с диадой — более гибкая и стабильная система. В периоды возрастания эмоцио­нального напряжения диада приводит к разрыву, так как тенденция к преследованию и удовлетворению собственных, индивидуальных потребностей начина­ет преобладать над тенденцией к поддержанию совместимости. Возможность найти понимание, поддержку у третьего в триаде позволяет избежать разрыва и со­хранить отношения в диаде. В периоды стресса диада автоматически «вовлекает в себя» другого (третьего), что позволяет снизить тревогу. Если этой меры ока­зывается недостаточно, то в систему будут вовлекать­ся дополнительные люди. Обычно в семье, где все чле­ны обладают развитой степенью дифференциации, контакты строятся в соответствии с «правилом эмо­ционального треугольника»: двое находятся в отноше­ниях более тесного контакта (внутри треугольника), а один — снаружи, при этом положение снаружи — внут­ри является подвижным. В периоды большего семей­ного стресса, например связанного с подростковым периодом в жизни ребенка, положение снаружи тре­угольника является более выгодным, так как позволяет избежать интенсивного контакта с источником стрес­са. Боуэн полагает, что при положении снаружи треу­гольника чаще всего выигрывает отец, предоставляя матери «борьбу» с подростком. В семье, состоящей из родителей и нескольких детей, один из детей будет вовлечен в родительский треугольник, тогда как дру­гие будут более свободны от тесного эмоционального контакта с родительской подсистемой, испытывающей напряжение. Дети, которые не вовлечены в родитель­ский треугольник, будут обладать большей степенью дифференцированности.

В семьях с низким уровнем дифференцированности от прародительских семей могут быть описаны 3 вида взаимодействия в эмоциональном треугольни­ке. По существу, речь идет об авторской типологии про­блемных семей.

1. Семья, в которой супруги в течение длительного времени не могут адаптироваться друг к другу и сформировать взаимоотношения. Они находятся внут­ри эмоционального треугольника и тратят всю свою энергию на внутренний конфликт (придирки и обви­нения), не вовлекая в свои взаимоотношения детей. В таком случае родительская недифференцирован-ность практически может не влиять на ребенка, и он будет развиваться благополучно. Боуэн полагает, что ребенок может развиваться независимо от родителей и его не свяжут с ними ни привязанность, ни процес­сы идентификации, что в корне противоречит психо­аналитической традиции анализа детско-родительских отношений.

2. Семья, в которой процесс супружеской адапта­ции завершается таким образом, что один из супругов утрачивает автономию и относительную дифференцированность, подчиняясь другому. В результате обра­зуются два «псевдо-Я», которые сливаются по мере того, как один становится все более доминирующим. В этой ситуации у зависимого супруга могут разви­ваться психосоматические или психиатрические забо­левания. Такие браки, как полагает Боуэн, являются очень стабильными. Дети в этих семьях, так же как и в первом случае, находятся снаружи эмоционального треугольника, и родительская недифференцированность им не вредит.

3. Семья, в которой супружеская пара находится в спокойных взаимоотношениях, а низкодифференци­рованный родитель (родитель с высоким уровнем тре­воги, низкой способностью принимать рациональные, взвешенные решения) вступает в тесное эмоциональное взаимодействие с ребенком. Он защищается от собственной слабости с помощью механизма проек­ции, приписывая ребенку собственные черты низкой дифференцированности. Обычно объектом проекции становится ребенок, родившийся в период семейного стресса. Кроме того, некоторые характеристики ребен­ка с наибольшей вероятностью делают его объектом проекции: это — первенец или единственный ребенок, ребенок с врожденным нарушением развития; он из­балован, имеет психосоматические или психиатричес­кие, социальные и поведенческие симптомы, наиболее отчетливо проявляющиеся в период, когда он стано­вится взрослым. Именно такой ребенок, вовлеченный в родительский эмоциональный треугольник, в актив­ной позиции становится носителем механизма проек­ции, который он использует при взаимодействии со своим ребенком в собственной семье. Таким образом формируется механизм «трансмиссии», повторяю­щийся во многих поколениях одного генеалогическо­го древа. Семьи остальных детей, не вовлеченных в процесс проекции, остаются здоровыми.