Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
5.91 Mб
Скачать

30 Глава I. Национальное государство и империализм (1871-1914)

сравниться с императорским двором, который в годы правления Вильгельма II приобрел особую помпезность. Он превратился в са- мостоятельный центр власти, в котором были сосредоточены рычаги влияния на политику государства, важнейшая информация, связи и протекции. При дворе вращалась огромная масса придворных, сохра- нившая деление на 56 разрядов.

Авторитет дворянства в германском обществе оставался высоким и в связи с тем, что часть его сумела включиться в рыночные отноше- ния, в формирующееся индустриальное общество. Многие дворяне не только сохранили, но и приумножили свое состояние, обратившись к предпринимательству и связанным с ним сферам деятельности. Расши- рился круг профессий, «достойных» лиц дворянского звания. Нередко обедневшие дворяне становились управляющими аграрных и промыш- ленных предприятий, учеными, деятелями культуры, служащими. Бо- лее распространенными стали их браки с представителями буржуазных слоев. Дворянство сотрудничало с буржуазией в партиях и союзах.

Самая крупная группа дворянства была сосредоточена в Пруссии. В целом она насчитывала около 20 тыс. семей. В ней выделялись 60 са- мых богатых аристократов Пруссии, две трети которых имели состоя- ние в 20 млн марок. На Пруссию приходилась основная доля крупных аграрных предприятий. В 1907 г. из имеющихся в империи 23,6 тыс. хозяйств этого типа, 19,1 тыс. находилась на ее территории. Но ры- ночные отношения вносили коррективы в распределение земельной собственности: в начале XX в. 42 % рыцарских поместий Пруссии пе- решли в руки буржуазии. Однако знать закрепила за собой ключевые позиции путем концентрации земельных площадей. Из 159 владель- цев прусских латифундий площадью в 5 тыс. га и более 149 являлись представителями аристократии. Они и составили ядро «властвующей элиты», которая успешно отстаивала привилегии юнкеров.

Высшее дворянство, особенно прусское, по-прежнему доминиро- вало в государственном аппарате, руководстве армии, дипломатиче- ском корпусе, высших судебных инстанциях. В 1903 г. аристократиче- ское происхождение имели 40 % глав различных правительственных отделов, в 1913 г. 55 %. Накануне мировой войны все послы и госу- дарственные секретари имперского ведомства иностранных дел были аристократами по происхождению, посланники на 84 %. Особенно прочными позиции дворянства оставалось в Пруссии. В 1914 г. 92 % глав администраций, 50 % их заместителей, 68 % глав полиции, 57 % ландратов являлись дворянами. По оценке X. Велера, некоторые из чиновников знатного происхождения обладали широким кругозо-

1. Германия в эпоху канцлерства Бисмарка (1871-1890)

31

ром, глубокими профессиональными знаниями, высокими личност- ными качествами, но многие из них отличались сословными предрас- судками, догматизмом, отсутствием гражданского пафоса.

В большей степени процессы «обуржуазивания» в период импе- рии затронули сферу юстиции, требующую специалистов с универ- ситетским образованием, и прусскую армию. В 1913 г. лишь треть офицеров в ней были аристократами. Их доля в войсках разного рода значительно отличалась. В кавалерии офицеров знатного происхож- дения было 80 %, в пехоте — 47 %, в саперных частях — всего 6 %. В составе гвардейских частей в 1908 г. лишь четыре офицера являлись выходцами из буржуазии.

Внутриполитическое развитие

Первым канцлером Германской империи был назначен Отто фон Бисмарк, который сохранил за собой пост министра- президента Пруссии, что впоследствии стало традицией. Канцлер умело влиял на Вильгельма I, который полагался на него в наиболее важных вопросах. Особенно прочным положение Бисмарка было в 70-е гг. благодаря его роли в объединении Германии, создании наци- онального государства, результативной внешней политике. Он был осыпан милостями Вильгельма I: получил княжеский титул и земли в герцогстве Лауэнбург и значительно увеличил размеры своих зе- мельных владений.

Партийная система Германии

В Германской империи продолжался процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в 1860-е годы. Наследницей Не- мецкой прогрессистской партии, боровшейся против Бисмарка в период конституционного конфликта, явилась образованная в 1867 г. Нацио- нал-либеральная партия (НЛП). В 1870-е годы она была одной из самых влиятельных буржуазных партий, так как стояла во главе национального движения и оказывала поддержку Бисмарку в объединении Германии. В 1871-1879 гг. Бисмарк небезуспешно сотрудничал с ней. В начале 1870-х гг. партия имела самую многочисленную фракцию в рейхстаге — 119 из 397 депутатов. Ее сторонниками были некоторые круги крупной промышленной и торговой буржуазии, часть чиновничества, буржуаз- ной интеллигенции.

Национал-либералы поддерживали курс канцлера на создание централизованного государства, но одновременно выступили за учет особенностей регионов. В 1870-е гг. НЛП добивалась развития парла-

32 Глава /. Национальное государство и империализм (1871-1914)

ментаризма, контроля над правительством, но не использовала пар- ламентского большинства для ограничения авторитарного курса Бис- марка. Социальной проблематике она не уделяла особого внимания. Вначале национал-либералы придерживались курса невмешатель- ства государства в экономику, но крах грюндерства и экономическая депрессия 70-х гг. привели к снижению влияния НЛП и вызвали в ней борьбу между сторонниками и противниками политики протек- ционизма, которая закончилась победой идей национализма над ли- берализмом. В НЛП произошел сдвиг вправо. Для сохранения своего влияния она стала поддерживать политику колониальной экспансии, усиления армии, гонки военно-морских вооружений.

Левее национал-либералов находилась Прогрессивная партия, социальная база которой состояла из представителей средних и мелко- буржуазных слоев. В период руководства партией О. Рихтером она кри- тиковала чрезмерную централизацию общественной жизни, политику «опруссачивания», выступала за подотчетность правительства рейхста- гу, позднее против всевластия монополий. Новый лидер прогрессис- тов Ф. Науманн пытался внести коррективы в программу партии, призывал к союзу с социал-демократами. Но большинство заняло отри- цательную позицию по отношению к рабочему классу и социалистам.

На правом фланге спектра политических сил Германии находились консервативные партии. Партия свободных консерваторов, которая с 1871 г. стала называться в рейхстаге Немецкой имперской партией, не имела широкой социальной базы, была немногочисленной, но сплоченной и влиятельной. Свободные консерваторы представляли интересы крупных аграриев и владельцев предприятий тяжелой про- мышленности, в основном Вестфалии и Рурской области, и получили название «союза ржи и стали». Среди ее приверженцев были такие «капитаны индустрии» как Крупп и фон Штумм. К ней тяготела бю- рократия высшего ранга. Партия безоговорочно поддерживала курс Бисмарка на консолидацию империи. Она отстаивала незыблемость монархической формы правления, юнкерских привилегий, приори- тет протестантской церкви, доминирующей роли Пруссии в империи и отличалась ярым антидемократизмом. На рубеже 1870-1880-х гг. она выступила инициатором повышения таможенных тарифов. Кан- цлер всегда мог рассчитывать на свободных консерваторов в полити- ке противодействия либерально-демократическим реформам.

В 1876 г. состоялось учреждение Немецкой консервативной партии (НКП), представлявшей интересы юнкерства Восточной Пруссии, Бранденбурга, Померании, а также прусского офицерства