Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по философии брошюра_1.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
832.51 Кб
Скачать

1.15. Нравственно-гуманистический фактор в научном познании XX в. И в техническом творчестве

Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились существенные новации, давшие основание в противовес классической философии ввести понятие неклассической. Классическая философия от античности до Гегеля и Маркса была разумной, она опиралась на силу разума и считала определяющим моментом действительности сущность. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов ввиду, как они считали, потери в них человека. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь * философия жизни), существование человека (экзистенциализм).

Начало новому типу философствования положили Артур Шопенгауэр (Мир есть воля и ее манифестация), Анри Бергсон (Интуиция- общая основа философии и науки), Фридрих Ницше (бог умер: и мы хотим- пусть живет “сверхчеловек”). К 30-м годам XXв философия жизни стала постепенно сходить на нет, уступая место экзистенциализму, в котором более органично определяются многообразные стороны бытия человека в мире. Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование; это учение о бытии, о существовании. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма ( Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом экзистенциализма ( Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно создает себя, осуществляя свою свободу.

Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным- вот главный принцип экзистенциализма. Во внешнем мире это вряд ли возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности. Важное значение экзистенциализма имели предупреждения против безоглядной веры в науку и технику. Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей.

Ясперс и Сартр видели инстанцию бытия человека, прежде всего в его сознании, они превыше всего ставили субъективность человека. Хайдеггер считал субъективность производной от бытия человека. Хайдеггер считал субъективность производной от бытия человека в мире. В деятельности человека ему открывается истина, полезность вещей. В результате этого человек понимает мир и реализуется это понимание в языке. Философию Хайдеггера часто называют фундаментальной онтологией ( учение о бытии человека в мире). На фоне Хайдеггера экзистенциализм выступает в качестве учения о бытии человека как существа, обладающего сознанием.

Еще одно направление неклассической философии XX в – герменевтика- способ философствования, центром которого является процесс понимания. Различают герменевтику сознания и герменевтику бытия. Герменевтиков сознания интересует не сознание как таковое, а сопереживание личностей, их диалог, их интересует не столько общее, сколько единичное. Герменевтики бытия сдвигаются от сферы сознания в область деяний и языковой практики, при этом наблюдается дальнейший переход от идеалов науки к идеалам искусства.

Для многих русских философов того времени характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н. О. Лосского и др. Философию Соловьева называют философией положительного единства, потому что он рассматривает принцип абсолютной личности- всеблагой, любящей, милостивой, волевой- олицетворением Бога. Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Философия Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее божественно “ничто”. Это принцип-“ничто”, принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в бытийном, она содержится в “ничто”. Бог свободен в своих действиях. Свободен в своих действиях и человек. Бог творит, творит и человек. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть Дух. Бог вполне реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой деятельности человека. В философии Лосева развивается платоно-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиции православия и русской культуры. Он соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию (учение о феноменах как о возникающих в сознании смыслов предметов), диалектику и символизм. В качестве сфер бытования символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство и философию.

“Визитная карточка” русской философии того времени в целом – это концепция русского космизма. Эта идея довольно органично объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей и их действительности для науки, искусства и даже повседневной практики. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в “распространении совершенства” (Циолковский) по Вселенной, овладение человеком пространством и временем с помощью науки и техники (Федоров).

В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами. Именно начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.

Космическая философия К.Э. ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими.

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.