Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия 2012.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
518.74 Кб
Скачать

3. Единое и многое.

Фалес: «О многом говорить не значит мнить разумно. Единое отыскивать достойно мудреца. Одно старайся выбрать; тем самым крепко свяжешь Мужей болтливых речи, лишенные конца».

Гераклит: «все едино – одно из всего и все из одного».

У пифагорейцев поня­тие единого — монадыслужит началом числа, а число есть условие возможности всякого знания.

Согласно Пармениду, бытие едино, а множественность есть небытие (мир мнения).

Платон: «Единое, раздробленное бытием, представляет собой огром­ное и беспредельное множество» («Парменид»). «...Бес­предельное множество отдельных вещей и (свойств), содер­жащихся в них, неизбежно делает также беспредельной и бессмысленной твою мысль...» («Филеб»). Чтобы сделать мышление возможным, многое необходимо понять через его приобщение к единому. Для каждого множества ве­щей, обозначаемых одним именем, обычно устанавливается только один определенный вид, рассуждает Платон. Напр., кроватей и столов на свете множество, но идей этих предме­тов только одна-две для кровати и одна для стола. Мастер изготовляет ту или иную вещь, всматриваясь в ее идею, но никто из мастеров не создает самое идею («Государ­ство»).

Аристотель: «...если ничего не су­ществует помимо единичных вещей, — а таких вещей бесчис­ленное множество, — то как возможно достичь знания об этом бесчисленном множестве?» («Метафизика»).

Платон в диалоге «Парменид»: как связать единое и многое?

ЕДИНОЕ (en) — нераздельное, сплошное. Единое — начало всякого множества, ему предшествующее и его превосходящее. Не-иное.

Прокл: Всякое множество причастно единому. Иначе каждая из многих частей будет множеством и так до бесконечности, так что каждая из этих бесконечных частей будет опять бесконечным множеством. А это невозможно, так как никакое сущее не больше бесконечного. Все причастное единому едино и не-едино. Всякое множество вторично в сравнении с единым. Единое — сверхбытие

МОНИЗМ (monas — единство)— признание единства мира, т. е., во-пер­вых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие обра­зуемого ими целого. Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит — из огня, Демокрит — из атомов. Первоначало (архе) - одно, в котором мыслим множество. Материализм и идеализм.

В отличие от платоников, различавших единое, не при­частное множеству (т. е. «всему»), и единое, причастное мно­гому, В.С. Соловьев исходит именно из единого во множестве: абсолют есть единое и все - все­единство. Единое есть все, а все, что есть, — это единое

ПЛЮРАЛИЗМ — множественность независимых, не сводимых друг к другу начал. Термин «плюрализм» ввел X. Вольф в 1712. Теория 5 стихий. Эмпедокл учил, что мир образован четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Теория факторов.

ДУАЛИЗМ (от лат, dualis—двойственный) — признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универ­сума (например, Инь и Ян). В европейской философии, например, у Р. Де­карта: идея о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях—про­тяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans).

Аристотель среди других значений единства указал непрерывность. Непрерывность — тождество себе многого, единство для-себя-сущих одних. Многие суть одно, как и другое. Продолжающееся течение самого себя. Лейбниц формулирует принцип непрерывности следующим образом: «Когда случаи (или данные) непрерывно приближаются друг к другу так, что наконец один переходит в другой, то необходимо, чтобы и в соответствующих следствиях или выводах (или в искомых) происходило то же самое».

В русской философии на рубеже 19–20 вв. возникает противостояние «культу непрерывности». Н.В. Бугаев считал принцип разрывности фундаментальным принципом мироздания. Аритмология отрицает мир как сплошность. В мире есть разрывы, «зияния», свобода, творчество. Дискретность есть различие в множественности.