Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilety_po_antropologii.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
223.23 Кб
Скачать

5. Социальная организация неэгалитарных общества охотников и собирателей

В традиционных условиях у аборигенов Австралии среди взрослых, принимавших полноценное участие в охоте, собирательстве и общественной жизни, проявлялись заметные различия в статусе. В господствующих представлениях общественного сознания социальная значимость одних людей оценивалась выше, чем социальная значимость других людей. Чем выше оценивалась социальная значимость человека, тем более широкое участие он мог принимать в руководстве общественной жизнью, в художественном творчестве, в тотемических культах и тем большие имел возможности для выбора самостоятельной линии поведения.

Одним из самых ярких внешних статусных различий были различия в похоронной обрядности. Чем больше тяжелой общественной утратой была смерть человека, тем сложнее и продолжительнее были погребальные и поминальные обряды, которыми она отмечалась. Диапазон был весьма широк: от почти лишенного всякой церемониальности закапывания тела до многодневных и многолюдных ритуалов с использованием специально изготовленных церемониальных принадлежностей при первичном захоронении и последующих перезахоронениях, а также многократных пышных поминках.

Различия в социальных статусах носили как индивидуальный, так и групповой характер и – что особенно важно – получили весьма отчетливое закрепление в нормативной культуре. Это последнее явление иногда называют институализацией авторитета. Правда, следует оговорить, что институализация авторитета была в не одинаковой степени развита у жителей разных частей страны. Самые значительные ее проявления были зафиксированы в юго-восточных и северных районах, самые слабые – в центральных, особенно в Западной пустыне и пустыне Гибсона.

Групповые различия в статусах были связаны с половозрастным делением общества. Мужчины в целом составляли группу людей с более высоким статусом, женщины – с более низким. Как правило, прерогативой мужчин было такое важное дело, как заключение соглашений о браке. Мальчику или юноше будущую жену находил обычно кто-то из его старших родственников, но, став социально взрослым, достигнув статуса «старшего», он мог сам выбирать себе жен. Даже вдовы преклонного возраста, имевшие детей, не могли самостоятельно выбирать себе мужа.

Одним из самых распространенных соглашений о браках было такое, при котором отдельные семьи или даже родственные группы, отдавая замуж одну из своих женщин, рано или поздно получали в обмен другую для кого-то из своих мужчин.

Повсюду в Австралии были распространены обычаи одалживания жен и обмена ими. У мужчин-аборигенов было принято предоставлять своих жен другим мужчинам, чтобы укрепить или завязать с ними дружбу, проявить сочувствие или просто вежливость. По понятиям аборигенов, честь мужа заключалась в способности держать семью в повиновении, долг жены – подчиняться мужу. Когда женщина вступала в близкие отношения с другим мужчиной по согласию мужа, это было нормой, когда по своему собственному желанию – преступлением. Австралийский брак сильнее ограничивал женщину, чем мужчину. Мужчина мог отказаться от жены и оставить ее без объяснения причин. Для женщина единственная возможность оставить мужа – сбежать с другим мужчиной, но и в этом случае она рисковала жизнью.

Мужчинам по обычаю принадлежало решающее слово в решении семейных проблем, особенно в вопросах воспитания детей. Но в своих повседневных делах женщина обычно обладала относительной самостоятельностью, если только ее намерения не противоречили желаниям мужа.

Большинство австралийских мужчин, достигших зрелости, стремились обладать несколькими женами. У рядового члена общества могло быть до двух-трех жен одновременно. Существовала определенная зависимость между социальным статусом мужчины и количеством жен. Чем выше статус мужчины, тем больше жен он может взять себе. Жены способствовали социальному упрочению мужчины. Таким образом, он расширял свои связи, создавал обширный круг людей, готовых поддерживать его в той или иной ситуации.

Также женщины оставались долго незамужними, если были неспособны к труду, и мужчины, обладавшие низким статусом, долгое время оставались холостыми.

Традиционные хозяйственные обязанности и заботы женщин были гораздо сложнее, чем мужчин. Женщины добывают еду, мужчины занимаются этим «по настроению», время от времени. Во время перекочевок женщины несли все товары, детей, мужчины иногда держали лишь оружие. Несмотря на обязанности женщин, их статус в обществе был значительно ниже.

Похороны женщины сопровождались гораздо меньшей обрядностью. Отмщение за убийство женщины не считалось столь обязательным, как месть за смерть мужчины. Уважающий себя мужчина, по традиционным понятиям аборигенов, не станет много разговаривать с женщинами.

Мужчины-аборигены обладали гораздо большими возможностями получить высокий статус в коллективе. Умелый и опытный охотник мог сделаться одним из самых уважаемых людей в коллективе, женщина же добросовестной работой могла приобрести вес лишь в глазах других женщин и заслужить одобрение мужчин, но никогда его авторитет.

Женщины не допускались к наиболее «элитарным» занятиям. За редким исключением, они не признавались колдуньями или знахарками. Во время церемоний они создавали фон, играли какие-то второстепенные роли. Иногда они выступали с сольными песнями или танцами, но значительно реже мужчин.

Австралийские нормы в значительной мере отстраняли женщин от руководства общественной жизнью, но она могла значительно влиять на мнение мужчин. Но наиболее четкое и законченное различие в статусах мужчины и женщины проявлялось в религиозной сфере. Священные обряды и связанные с ними священные эмблемы воспринимались как залог благополучия общества в целом, людей и природного окружения.

И женщины, и мужчины были одинаково включены в тотемическую систему. И мужские и женские образы в равной мере фигурировали в мифологии. Но только мужчины могли быть посредниками между реальным миром и миром Сновидений. Нормы, регулировавшие религиозную жизнь, строились так, чтобы женщина не имела к ним доступа. Те обряды, которые были особенно важными и влияли на жизнь людей, обязательно проводились вдали от женщин. Главной задачей женщин во время выполнения мужчинами религиозных обрядов было снабжение их пищей.

В некоторых районах женщины втайне от мужчин проводили свои собственные обряды. Во время своих обрядов женщины стремились магией и песнями вылечить больных родственников, сделать сильными и здоровыми детей.

Среди мужчин также выделяются группы людей с более высоким и более низким статусом, причем группу самых влиятельных составляют не выдающиеся охотники и не особо искусные мастера, а мужчины, которые наряду с обычной производительной деятельностью глубоко владеют религиозными тайнами и проводят обряды. Единственный род деятельности, который дает действительно высокий статус – религиозная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]