Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
италия.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
154.85 Кб
Скачать

Промышленность и торговля

Одним из первых признаков отсталости Испании, ко­торый бросался в глаза любому иностранцу, было практи­ческое отсутствие денежного обращения. Даже самые бо­гатые представители испанского общества измеряли свое состояние не в денежном эквиваленте, а главным образом в землях и домах.

Естественно, что при таком положении вещей форми­рование национального рынка Испании долго находилось в зачаточном состоянии. Этому способствовали огромные внутренние пошлины, усугублявшиеся бездорожьем. Пред­принимательская активность повсюду натыкалась на заслоны, устанавливаемые фискальными службами. Одним из самых обременительных был налог на сделки с движимым иму­ществом — так называемая «алькабала».

Основным товаром внутреннего рынка были продукты овцеводства. Сбыт продуктов земледелия обычно не выходил за рамки местного рынка, а на промышленные товары предъ­являлся весьма ограниченный спрос: богатая часть обще­ства являлась потре<бителем импортных изделий, предпочитая переплатить в несколько раз, но иметь качественный то- кар, а испанское крестьянство не располагало средствами для приобретения промышленной продукции.

Многим торговцам удавалось нажить немалые состояния па торговле с американскими колониями, но эта лихора­дочная активность колониальной торговли практически не влияла на внешний баланс, который оставался для Испании пассивным.

Дело было в том, что местные торговцы занимались в основном реэкспортом. Испанские товары большей частью не в состоянии были конкурировать на европейском рынке с товарами других стран из-за отсталости промышленной техники. Следовательно, испанские торговцы, покупая товар для отправки в колонии, поддерживали промышленно раз­витые державы, но никак не промышленность Испании...

Испанский экспорт в 1789 году составил не более 300 миллионов реалов, в то время как импорт оказывался выше более чем в два раза. Предметом испанского экспорта были главным образом тонкорунная шерсть, некоторые про­дукты земледелия, колониальные товары и драгоценные металлы.

Что же касается испанской промышленности XVIII века, то она оставалась по большей части ремесленной. Ее со­ставными были небольшие мастерские, производившие на местный рынок галантерею, кожаные изделия, шляпы, шер­стяные, шелковые и льняные ткани.

Экономическая специализация областей Испании бы­ла выражена еще слабо. Металлургическое производство было сосредоточенно главным образом на севере страны, в Бискайе. Однако железо здесь добывалось крайне при­митивными способами.

Здесь же находился и центр металлообрабатывающей промышленности, хотя уровень ее также был крайне низок.

Испанские провинции довольно резко дифференциро­вались не только по отраслям промышленности, но и по уров­ню се развития. Наиболее развитыми в промышленном плане считались Галисия, Валенсия и Каталония.

Рост капиталистической промышленности отмечает­ся лишь во второй половине XVIII века, когда преобла­дающей формой производства становятся рассеянные ма­нуфактуры.

Хлопчатобумажная промышленность переживает в это время некоторый подъем. Этим объясняется то, что пер­вые машины в Испании появляются именно в хлобчатобу- мажном производстве (примерно в девяностых годах). Ка­талония постепенно специализируется на переработке хлопка. На хлопчатобумажных предприятиях этой провинции ра­ботало более 80 тысяч человек.

Одними из самых крупных предприятий Испании (по числу людей, занятых на производстве) становились бар­селонские мануфактуры. Концентрация рабочей силы здесь была довольно велика — до восьмисот человек на одном предприятии.

О промышленном подъеме в столице Каталонии говорит и резкое увеличение ее населения. Всего за три десятка лет (1759—1789 гг.) оно успело удвоиться — с 53 тысяч жи­телей до 111 тысяч.

Около 1780 года один испанский экономист отмечал, что «теперь в Барселоне и во всей Каталонии трудно найти сельскохозяйственных рабочих и домашнюю прислугу, даже за сильно завышенную плату». Причиной этому служил рост промышленных предприятий. Испанским промышленникам не хватало дешевых рабочих рук и они любыми способа­ми привлекали на свои предприятия разорившихся и обез- земелившихся крестьян.

Промышленной буржуазии в XVIII веке практически не существовало. Это объяснялось достаточно поздним раз­витием промышленности. Испанская буржуазия была пред­ставлена в основном купечеством, которое обслуживало дво­рянство, духовенство, бюрократию и офицерство, и, следовательно, экономически зависело от привилегированных слоев феодального общества. Подобные экономические связи гакже содействовали политическому конс.ервавтизму испан­ской буржуазии. Характерно и то, что она наравне с вер­хушкой испанского общества была заинтересована в экс­плуатации колоний.

В ряд относительно развитых в промышленном плане провинций постепенно выдвигается Астурия, где в 1792 году был построен крупнейший в Испании металлургический завод с доменной печыо. Помимо этого основной «специализацией» астурцев была добыча угля.

Довольно значительный угольный бум был вызван как общим развитием промышленности в стране, так и все уве­личивающейся потребности в вооружении. По сути, как ас- турские добытчики угля, так и астурские металлурги ра­ботали в основном на военные заказы.

В это время отмечается изменение состава населения Ис­пании. Переписи 1787—1797 годов показывают что за это десятилетие население, занятое в промышленности, выросло на 83 процента, что является еще одним свидетельством про­мышленного роста страны.

На волне «просвещенного абсолютизма» в Испании был проведен ряд реформ, которые, впрочем, стали не при­чиной, а скорее следствием стихийного развития капита­лизма в промышленности во второй половине века. Ини­циаторами реформ были министры испанского короля — Аранда, Кампоманес и Флоридабланка, на которых по­влияло в значительной мере учение физиократов.

Пожалуй, самой удачной из всех реформ можно счи­тать установление свободной торговли испанских портов с американскими колониями, что привело к значительно­му расширению оборота испано-американской торговли и развитию хлопчатобумажной промышленности Каталонии.

В 1782 году стараниями министров был учрежден На­циональный банк. Тогда же создавались технические учи­лища, предназначенные для повышения квалификации ра­бочих, составлялись и переводились с иностранных языков технические учебники, выписывались из-за границы ква­лифицированные мастера. Молодые испанцы в свою оче­редь посылались за границу для изучения техники.

Правительство награждало наиболее талантливых мас­теров и предпринимателей премиями, предоставляло им раз­личные льготы. Привилегии и монополии цехов отменялись или ограничивались.

Были попытки установить протекционистские пошли­ны, что, однако, не имело успеха из-за широко распростра­ненной контрабанды.

Впрочем, все реформы, проводимые Арандой, Кампо­манесом и Флоридабланкой, были, по сути, обречены, так как они шли вразрез с интересами титулованной аристо­кратии, владевшей большей частью земель в Испании. С помощью законодательных и иных уловок, землевладельцам удавалось нейтрализовать практически все начинания про­грессивных министров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]