Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
391.91 Кб
Скачать

4.3. Русские земли в борьбе с экспансией с Запада

Одновременно с монгольским нашествием русским землям пришлось выдержать борьбу с вторжением немецких рыцарей-крестоносцев. Сначала в регионе обосновались немецкие купцы из Бремена, построившие здесь в 1157 г. на берегу р. Даугава поселение Икскюль (латышский Икшкиле недалеко от современной Риги). После них в устье Западной Двины высадились первые немецкие отряды, но они были разбиты балтийскими и финно-угорскими племенами (предками современных латышей и эстонцев). Однако экспансия с Запада продолжалась, между немецкими рыцарями и прибалтийскими племенами началась упорная длительная война.

Особенно сильным был натиск крестоносцев на область, населенную ливами (в русских источниками именуемых «либь» или «любь»), финно-угорскими племенами, населявшими территорию современной Латвии и прибрежные районы Балтики. Еще со времени Владимира I часть ливов платила дань Древнерусскому государству. Около 1030 г. великий князь Киевский Ярослав Мудрый построил город-крепость Юрьев (современный Тарту в Эстонии), ставший русским форпостом в Прибалтике. После установления политической раздробленности земли ливов в основном контролировались Полоцким княжеством. От племени ливов русские называли Прибалтику «Ливонией», а немцы — «Лифляндией».

Именно ливам пришлось выдержать первый этап немецкой экспансии. Сначала католический проповедник Мейнард в 1184 г. пытался обратить ливов в христианство, строить здесь церкви, но безуспешно. Другой западный монах, Бертольд в 1198 г. крестил уже силой, при помощи немецких рыцарей. В итоге ливы к первой трети XIII в. были частью уничтожены, частью покорены и позже ассимилированы балтами.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связано с именем епископа Альберта фон Буксгевдена, который построил в устье Западной Двины крепость Ригу (1201 г.) В 1202 г. этот епископ Риги создал при помощи римского папы рыцарский орден, который вначале назывался «Братством креста Господня», или Орденом меченосцев (по одному из элементов рыцарского одеяния — белому плащу с изображением красного меча и мальтийского креста). В скором времени орден превратил Икскюль в свой форпост и возвел еще несколько крепостей.

Прибалтийские племена попросили помощи у Полоцка. Полоцку принадлежали две ключевые крепости на Западной Двине — — Герцике и Кукейнос. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины князя Владимира Полоцкого осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха, как и безуспешная повторная осада Гольма в 1206 г., поскольку помощь немцам в обороне крепостей оказала Дания. В 1219 г. датчане сами основали здесь Ревель (нынешний Таллин), ставший форпостом датского влияния.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епископом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по котором Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов, но собиралась она и выплачивалась теперь Ригой. Через два года Владимир потребовал от крестоносцев отказаться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но в то время на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вынужден был отказаться от Нижнего Подвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Однако борьба полочан против крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты литовцами, с которыми теперь Полоцк заключил союз. В 1215 г. город был еще раз разорен и после смерти полоцкого князя утрачен русскими.

Единственным русским владением оставался Юрьев, где были размещены полоцкие, новгородские и псковские войска. Пытаясь сдержать немецкое нашествие, в 1221 г. великий князь Владимирский Юрий Всеволодович предпринял поход на Орден меченосцев и осадил Ригу, но взять сильно укрепленную крепость не сумел. Не имел успеха и новый поход 1223 г. Оставленный без реальной помощи, после длительной осады крестоносцам Юрьев пал в 1224 г. На этом месте был построена немецкая крепость Дерпт.

Во второй четверти XIII в. на территории Ливонии была образована конфедерация пяти государств, куда вошли Орден Меченосцев, Рижское епископство (затем архиепископство), Курляндское, Дерптское и Эзельское епископства.

В 1233 г. был организован крестовый Северный поход, продолжавшийся три года. Крестоносцы продвинулись к границам новгородско-псковских, литовских и галицко-волынских земель. Рыцари Ордена меченосцев взяли псковскую крепость Изборск, но вскоре он был отвоеван псковичами.

В 1234 г. под Дерптом Новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками Ордена меченосцев. Продвижение рыцарей на восток было приостановлено. Ряд побед был одержан и литовцами, из которых самым значимым был разгром Ордена в битве 1236 г. у Саула (современный Шауляй), где погиб магистр ордена Фольквин.

Остатки Ордена меченосцев, ослабленного поражениями, в 1237 г. объединились с Тевтонским орденом крестоносцев, к тому времени обосновавшимся в Пруссии. Так возник Ливонский орден («Орден святой Марии Тевтонской в Ливонии»), который контролировал почти 3/4 земель совр. Латвии и Эстонии, захваченных крестоносцами. Во главе ордена стоял пожизненно избираемый магистр с резиденцией в Риге или Вендене (современный Цесис в Латвии). Он имел сеть крепостей-замков — Венден, Феллин, Вейсенштейн,— которыми управляли подконтрольные Капитулу Ордена наместники.

Выйдя к этническим границам Руси, крестоносцы продолжили экспансию. Первым ее объектом стала Новгородская и Псковская земля. Союзниками Ливонского ордена стали Дания а также Швеция. Существовала реальная опасность удара по Новгороду с трех сторон.

Однако один из союзников поторопился и, не дожидаясь скоординированного выступления, высадился устье р. Ижора. Ранние русские источники не называют национальности пришельцев и имени их предводителя, говоря лишь, как в «Житии» Александра Невского, что это был «король страны Римской из северной земли» (т.е. католический правитель). Российские историки позже предположили, что во втор жении участвовалшведский отряд, возглавляемый зятем короля, ярлом Биргером Магнуссоном. В шведских хрониках нет упоминания о самой битве и участия в ней Биргера, хотя известно, что один из отрядов был отправлен в том году в крестовых поход.

По русским летописям, предводитель шведского отряда вошел на кораблях в Неву и отсюда послал сказать юному новгородскому князю Александру Ярославичу: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». По Неве шведы хотели плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по р. Волхов идти к Новгороду.

Кнзязь Александр (сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича), получив известия о проникновении в новгородские владения иноземного отряда, Александр выступил в поход с новгородцами и ладожанами. Перед походом он по традиции получил благословение у архиепископа Спиридона и сказал знаменитые слова: «Не в силе бог, но в правде». 15 июля 1240 г. русские неожиданно обрушились на шведский лагерь, расположенный на берегу Невы. Противник, не ожидавший столь скорого нападения, смешался. Когда же Александр отрезал большую часть неприятельской рати от кораблей и русские захватили три судна, шведы дрогнули и побежали. По легенде, Александр самолично ранил копьем в лицо иноземного предводителя. Разгром шведского десанта не позволил шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. За свою победу Александр Ярославич был прозван Невским. Вскоре после Невской битвы, зимой 1240—1241 гг. ливонцы во главе с магистром Германом, воспользовавшись отъездом Александра Невского к отцу, в Переяславль-Залесский, напали на Новгородскую землю и завоевали Водскую пятину с центром в г. Копорье. Вскоре датчане и немецкие рыцари появились на Псковщине и захватили Изборск. Они разбили собранное наспех псковское войско, а затем благодаря измене посадника Твердилы и других псковских бояр взяли Псков, где стали насильно внедрять свои порядки и католичество. Новгородцам, поссорившимся с Александром, пришлось звать князя назад. Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу Владимирскому с просьбой о помощи.

Александр вернулся в Новгород, пошел на немцев и датчан, разбил их и вернул Копорье. Зимой 1242 г. Александр Ярославич внезапным ударом, обойдя орденские войска с тыла, отбил Псков. При штурме погибли десятки рыцарей и множество простых ратников; несколько знатных крестоносцев было взято в плен.

Для решающей схватки Александр Невский вызвал для подкрепления брата Андрея с суздальским войском и, не дожидаясь нападения врагов, пошел к ним во владения Ордена. Время было выбрано крайне удачно, так как материнский Тевтонский орден был разбит в сражении с монголами при Легницеи не мог оказать ливонцам помощь.

Генеральное сражение, названное современниками Ледовым побоищем, произошло 5 апреля 1242 г. Русская традиция описывала его как битву на льду Чудского озера. Силы противников были примерно равные (коло 4—5 тыс. человек, включая несколько десятков тяжелой конницы), но Александр более искусно построил войска и мастерски провел бой, Первый удар по наступающему «кабаньей головой» немецкому строю нанесли суздальские лучники, отступившие затем на фланги. Ливонское войско смяло русский центр, но с флангов на рыцарей начали давить полки правой и левой руки, сжимая «свинью». Попавшие в окружение были уничтожены, а остальные бежали. Всего орден потерял, по русским данным, 500 рыцарей.

Немецкие источники отличаются деталями сражения и данными о погибших. В Ордене было около сотни рыцарей, остальное войско составляли ополченцы-«кнехты» из прибалтийского населения, потери которых никто не сосчитал. Из числа же рыцарей только в одном этом сражении пало от 20 до 50 чел. (т.е. Орден потерял от 1/5 до половины своего состава), что резко подорвало его боеспособность.

Успехи Александра Ярославича в борьбе с немецкими и шведскими завоевателями нельзя объяснить лишь военными талантами русского князя. В отличие от столкновений с татарским войском, исповедовавшим непривычную европейцам, но эффективную тактику, военные действия против крестоносцев и их союзников происходили в привычной для русских полководцев манере, где хорошо обученное и воодушевленное защитой своей Родины русские полки имели все шансы разгромить немцев. «Ливонская рифмованная хроника» — история рыцарского ордена, созданная одним из рыцарей, — так живописала армию Александра Ярославича: «Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет. Так направились они в землю братьев-рыцарей, сильные войском». Русское рыцарское войско победило европейских рыцарей.

Западная граница Новгородского государства и позже многократно подвергалась нападениям немцев, но они были отражены. В 1268 г. новгородцы и псковичи произвели опустошительное вторжение во владение ливонских немцев и нанесли немцам тяжелое поражение под Раковором. В 1272 г. псковский князь Довмонт (литовец, принявший православие под именем Тимофея) отбил нападение ливонцев на Псков.

Угрозу по-прежнему представляла и Швеция. В 1250 г. шведы, воспользовавшись борьбой новгородцев с немцами, захватили Финляндию. Но в 1256 г. Александр Невский совершил ответный поход в Финляндию, разгромив шведов и финнов в крепости Нарва.

В 1282 г. шведы предприняли поход на окрестности Ладоги, но были разгромлены. После долгой борьбы, Лишь в 1293 г. шведы захватили Выборг — центр западной Карелии,— и создали из него мощную крепость, который новгородскому войску, отвлеченному набегом татар, отбить не удалось. Но, когда в 1295 г. шведы напали на восточную Карелию и взяли Корелу, Новгород сразу вернул этот стратегический центр. В 1300 г. шведы попытались в очередной раз завоевать устье Невы, построив там крепость Ландскрону, но вновь были разбиты новгородскими полками. Героическая борьба новгородцев сдерживала экспансию Запада против ослабленным татаро-монгольским нашествием русских земель.

К оглавлению