Скачиваний:
206
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
232.45 Кб
Скачать

А2. Проблема антивещества

Вселенная состоит из вещества — главным обра­зом из протонов, электронов и нейтронов, — и антиве­щества, т. е. антипротонов и позитронов, имеющих противоположные электрические заряды. Ни теория относительности, ни квантовая механика не дают от­вета, почему при происхождении Вселенной из вакуу­ма возникла такая асимметрия.

Внести ясность в этот парадокс можно с помощью модели «фитонного моря». Согласно существующим космологическим моделям, когда закончилась самая ранняя инфляционная стадия расширения Вселенной, ее температура была очень высока— 1016 эВ. При такой температуре в плазме должны были начаться процессы генерации частиц и античастиц, причем практически в равных количествах. Однако вследствие эффекта аннигиляции они должны были сразу же превращаться в фитонные ансамбли, что сопровожда­лось испусканием жесткого излучения.

Анализируя протекание этих процессов, А.Д. Са­харов предположил, что скорости рождения частиц и античастиц должны немного различаться, а процессы разбаланса их концентрации должны протекать быст­рее, чем их взаимная аннигиляция. Достаточно, таким образом, предположить, что в силу неких нелинейных эффектов процесс генерации материи шел с небольшим переносом в пользу веще­ства, и тогда в итоге часть вещества осталась «невос­требованной» и составила материальную основу всех ныне существующих объектов во Вселенной, а другая, причем подавляющая часть, вместе со всем антивеще­ством оказалась «связанной» в форме фитонов.

Что касается жестких гамма-квантов, испущенных при формировании фитонного «моря», то они сохра­нились к настоящему времени в форме реликтового из­лучения с температурой 30К, открытого А. Пензиасом и Р. Вильсоном. Количество этих реликтовых фотонов в миллиард раз превосходит суммарную численность протонов, из которых состоят все материальные объек­ты во Вселенной. Этот факт — прямое подтверждение того, что в момент своего рождения концентрации ча­стиц и античастиц различались весьма мало, разница между ними составляла порядка 10-9 в пользу веще­ства. Именно из этих «избыточных» протонов и элек­тронов и развились позднее галактики, звезды и пла­неты, включая те, на которых затем зародилась жизнь.

А3 будущее вселенной

Стандартная фридмановская модель предсказыва­ет два варианта конца современной Вселенной — либо «тепловая смерть» в результате непрерывного расши­рения, либо последующее сжатие (Big Crush — Большой Хлопок). Согласно теории, первому сценарию соответствует средняя плотность материи меньше, чем 10-29г/см3, второму— больше этой величины. По данным астрофизики, современные оценки плотности как раз дают 10-29г/см3, поэтому выбор между обо­ими эволюционными сценариями, оба из которых «хуже», остается как будто неопределенным.

Однако наблюдения над аномалиями в движении звезд и галактик привели астрономов к выводу, что, кроме видимого вещества, во Вселенной должна су­ществовать недоступная прямым наблюдениям тем­ная материя, содержание которой намного превосхо­дит количество вещества. Вопрос о природе этой ма­терии неясен. Возможно, это холодный межзвездный газ, белые карлики, нейтрино или другие странные ча­стицы.

Отличный от стандартных прогнозов взгляд на будущее Вселенной можно получить, используя идеи нелинейной науки. Факт рождения Вселенной из ваку­ума означает, что ее нельзя рассматривать как замкну­тую систему и, следовательно, ее эволюция подчиня­ется закономерностям теории самоорганизующихся си­стем. И следовательно теория Всего, о которой мечтают физики, должна включать динамическую неустойчи­вость. А это означает, по мнению И.Р. Пригожина, что по мере того, как Вселенная эволюционирует, обстоя­тельства создают новые закономерности.

Одно из таких нестандартных обстоятельств — возможность рождения дочерних вселенных. Исход­ный постулат этой гипотезы состоит в том, что суще­ствует пространственно-временная пена — квантовые флуктации на уровне планковских масштабов. Суще­ствование этой пены можно проверить эксперимен­тально, наблюдая реакцию на нее мощных гамма-кван­тов с энергией порядка 1016 ГэВ, излучаемых ядрами галактик или квазарами. Если зоны такой пены суще­ствуют, то становится возможным спонтанное рожде­ние обособленных пространственно-временных обла­стей, гравитационно отделенных от Вселенной-матери. Наблюдать их можно по мощным вспышкам излуче­ния, идущего «ниоткуда». Возможен индукционный механизм возникновения таких областей вследствие столкновения двух частиц сверхвысокой энергии (файербол).

Соседние файлы в папке Лекции по философии науки для аспирантов и соискателей