Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Адвокатура России Учебное пособие - Бойков А.Д., Капинус Н.И..doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
8.02 Mб
Скачать

Законодательство и литература

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.

Раздел десятый УПК РСФСР, введенный в действие 16 июля 1993 г.

С.В. Боботов, Н.Ф. Чистяков.Суд присяжных: история и современ­ность. - М.: Манускрипт, 1992.

Прокурор в суде присяжных / НИИ укрепления законности и правопо­рядка. - М., 1995.

Состязательное правосудие// Труды научно-практических лабораторий. Часть 1 и 2. -М., 1996.

Суд присяжных. Пособие для судей / Американская ассоциация юристов.

Российская правовая академия МЮ РФ. - М., 1994.

М. Немытина.Российский суд присяжных. Учебно-методическое пособие. - БЕК, 1995.

Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией уголовно-процессуальной формы

Общие положения о дифференциации

уголовно-процессуальной формы.

Упрощение процедур по отдельным категориям дел,

не представляющим большой общественной опасности

(процедуры примирения обвиняемого и потерпевшего;

дела так называемой протокольной формы).

Категории дел, расследуемые и рассматриваемые

с соблюдением дополнительных процессуальных гарантий

(производство по делам несовершеннолетних, по применению

принудительных мер медицинского характера).

Процессуальный статус (права и обязанности) адвоката-

защитника и адвоката-представителя потерпевшего

в судопроизводстве по делам с упрощенной и усложненной

процессуальной формой.

Методические приемы работы адвоката по этим делам.

Общение с законными представителями несовершеннолетних

обвиняемых (потерпевших) и лиц, страдающих заболеваниями, ограничивающими или исключающими их вменяемость.

Использование сведений, полученных от психически больных

лиц, интеллектуально отсталых в развитии

несовершеннолетних обвиняемых и их законных представителей

для выявления доказательств и заявления ходатайств.

На протяжении десятилетий в отечественной юридической литературе отстаивалась идея единства процессуальной формы, т.е. порядка производства процессуальных действий при рассле­довании уголовных дел. Главные соображения при этом сво­дились к тому, что любые упрощения процедуры связаны с опасностью снижения процессуальных гарантий прав личности и злоупотреблениями органов дознания и предварительного следствия. Однако дифференциация формы в той или иной мере была всегда: речь идет о дополнительных процессуальных гаран­тиях по делам несовершеннолетних, психически больных, лиц, не владеющих языком судопроизводства, либо привлеченных за преступления, грозящие высшей мерой наказания.

По делам частного обвинения, как известно, не предусмот­рено проведение предварительного следствия. В 1970-х гг. была введена так называемая протокольная форма досудебной подготовки материалов,которая предполагалась изначально для использования по делам о мелком хулиганстве и малозначи­тельных хищениях. Затем она расширялась и ныне охватывает досудебную подготовку по нескольким десяткам составов пре­ступлений (см. ст. 414 УПК РСФСР).

Подготовка материалов в протокольной формеосуществля­ется органом дознания в десятидневный срок. При этом устанав­ливаются обстоятельства совершения преступления (отнесенного к категории малозначительного и не представляющего большой общественной опасности), устанавливается личность право­нарушителя, от него и от очевидцев отбираются объяснения, истребуются справки о прежних судимостях правонарушителя, характеристики с места учебы или работы, с места жительства.

Об обстоятельствах правонарушения составляется протокол, в котором отражаются данные о преступлении и правонаруши­теле, доказательства его виновности с указанием юридической квалификации деяния. В соответствии с изменениями законода­тельства о протокольной форме (1997 г.) протокол выполняет роль итогового документа, как бы выполняющего функции об­винительного заключения. К нему приобщаются все материалы и список лиц, подлежащих вызову в суд. Все эти документы по утверждению протокола начальником органа дознания и с санк­ции прокурора направляются в суд. В этой стадии законодатель не предусмотрел участие адвоката-защитника или представителя. Однако, участие адвоката не противоречит общим началам действующего законодательства и может заключаться в оказании консультативной помощи клиенту и помощи в сборе и представ­лении доказательств.

Постановление судьи о назначении судебного заседания направляется подсудимому, который знакомится с материалами и осуществляет свое право на защиту в обычном порядке.

Судебное разбирательство осуществляется Судьей единолично не позднее чем в четырнадцатидневный срок с соблюдением общих условий и правил судебного разбирательства. Также по общим правилам решаются вопросы участия защитника и пред­ставителя потерпевшего (статьи 47, 51, 53 и др. УПК РСФСР).

В обычном порядке осуществляется кассационное обжалова­ние приговора и подача жалобы в порядке надзора.

Протокольная форма досудебной подготовки материалов не применяется по делам о преступлениях несовершеннолетних.

В отношении несовершеннолетнихпроцессуальная форма отличается некоторой усложненностью, что связано с расшире­нием процессуальных гарантий этой категории обвиняемых (см. статьи 391-402 УПК РСФСР). Так, предмет доказывания, установленный ст. 68 УПК РСФСР для всех уголовных дел, в отношении несовершеннолетних расширен. Законодатель тре­бует обратить особое внимание на точное установление возраста обвиняемого (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания, наличие взрослых подстрекателей и иных соучаст­ников; причин и условий, способствовавших совершению пре­ступления (ст. 392 УПК РСФСР).

Требуется также, при наличии данных об умственной от­сталости подростка, выяснить путём допроса его родителей, учителей, воспитателей, имел ли он возможность полностью осознавать значение своих действий.

Для защитника обвиняемого эти нормы закона открывают большие возможности, ибо почти любые данные такого рода могут использоваться либо для смягчения ответственности, либо для освобождения от наказания.

Заключение под стражу несовершеннолетних обвиняемых мера исключительная. Адвокат в этом случае имеет возможность ставить вопрос об альтернативных мерах, в том числе - отдаче несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов либо администрации закрытого детского учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний.

Важной особенностью производства по делам несовершен­нолетних является участие педагога в его допросах, участие законных представителей в окончании расследования и судеб­ном заседании. Адвокат обычно пользуется в процессе их помощью в отыскании данных, обеспечивающих эффективную защиту.

У адвоката-защитника несовершеннолетнего имеются широ­кие возможности выбора и обоснования мер воздействия на подзащитного в случае признания его виновным - условное осуждение, определение наказания, не связанного с лишением свободы, освобождение от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия и др. (см. ст. 401-2 -402-1 УПК РСФСР).

Следует также помнить, что далеко не все виды наказания, предусмотренные ст. 44 УК РФ, применяются к несовершенно­летним. Готовясь к защите, адвокат не должен упускать из поля зрения и эту важную проблему.

Значительными особенностями процессуальной формы от­личается производство по применению принудительных мер медицинского характера.Правовая помощь этим лицам имеет особое значение в связи с их правовой беспомощностью и огра­ниченной дееспособностью, либо с ее полным отсутствием у лица, совершившего уголовно наказуемое деяние в состоянии душевного заболевания.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность лица только за виновные действия. Основанием уголовной ответственности является совершений деяния, содержащего все признакисостава преступления (статьи 5, 8 УК РФ). И далее: «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физи­ческое лицо»... (ст. 19 УК РФ). Поэтому закон предусматривает не уголовную ответственность душевнобольных, совершивших деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, а воз­можность применения к ним принудительных мер медицинского характера (глава 33 УПК РСФСР).

К числу таких лиц относятся те, кто совершил наказуемое деяние в состоянии невменяемости, у кого душевное расстрой­ство, исключающее применение наказания, наступило после совершения преступления, а также те, кто страдает психичес­кими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 403 УПКРСФСР).

При проведении предварительного следствия и судебного разбирательства по такого рода делам защитник должен иметь в виду особенности предмета доказывания. В частности, обяза­тельному выяснению подлежит наличие у лица душевных забо­леваний в прошлом, степень и характер душевного заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени расследования дела; поведение лица, совершившего обществен­но опасное деяние как до его совершения, так и после (ст. 404 УПКРСФСР).

По окончании предварительного следствия следователь может прекратить дело производством, если лицо, совершившее дея­ние, не представляет опасности для общества. С ходатайством о прекращении дела к следователю может обратиться адвокат, однако успех такого ходатайства зависит от его обоснованности.

При необходимости применения принудительных мер меди­цинского характера дело направляется в суд.

Судебное разбирательство по таким делам проводится по общим правилам с обязательным участием защитника. Суд про­веряет доказанность факта совершения уголовно наказуемого деяния данным лицом, совершено ли деяние в состоянии невме­няемости или душевное расстройство наступило после, а также вопрос о применении принудительных мер медицинского харак­тера. Судебное разбирательство заканчивается вынесением определения либо о применении принудительной меры меди­цинского характера, либо о прекращении дела, если лицо не представляет общественной опасности или не доказано совер­шение им уголовно наказуемого деяния.

Если суд установит, что заболевание лица по своему харак­теру не устраняет применения к нему меры наказания, дело возвращается для производства дополнительного расследования в общем порядке.

Таким образом, адвокат-защитник по этой категории дел выполняет свои обычные процессуальные обязанности и реали­зует права, предусмотренные ст. 51 УПК РСФСР с учетом отме­ченной специфики производства.

Обжалование определения суда осуществляется в обычном порядке. Статьи 412 и 413 УПК РСФСР предусматривают случаи отмены и изменения принятых принудительных мер, а также возобновления дела, если лицо, заболевшее после совершения преступления, выздоровело. В этом случае суд на основании заключения медицинской комиссии решает вопрос об отмене мер медицинского воздействия и направляет дело для произ­водства расследования в обычном порядке (т.e. с предъявлением обвинения, составлением обвинительного заключения и пр.).

Адвокат принимает участие и в судебном заседании, и в рас­следовании. Вопрос о том, могут ли использоваться показания душевнобольного в качестве доказательства по делу, решается с учетом характера заболевания. В любом случае его показания могут рассматриваться в качестве информации для построения следственных версий и для обнаружения доказательств.

Следователь, придя к выводу, что в силу психического состо­яния лица производство следственных действий с его участием невозможно, составляет об этом протокол.

Судья вправе вызвать в судебное заседание лицо, о котором рассматривается дело, если этому не препятствует характер заболевания.

Соответствующие ходатайства может представить и адвокат, который получает дополнительную информацию о своем подзащитном от его родственников, в результате общения с ним самим, путем собирания соответствующих медицинских справок.

О том, насколько актуальна и социально полезна активная деятельность адвоката по делам данной категории, свидетельст­вует недавняя практика борьбы с инакомыслием путем заключе­ния в психиатрические больницы лиц, сам факт психического заболевания которых вызывал сомнение, а деяния оценивались как преступления скорее с идеологических, нежели правовых позиций.

Уголовный кодекс РФ 1997 г. предусмотрел ряд случаев осво­бождения лица от уголовной ответственности: в связи с дея­тельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с изменением обстановки, с истечением срока давности. Процедура прекращения уголовного производства в этих слу­чаях описана в статьях 6-9 УПК РСФСР. Прекращение произ­водства осуществляется путем принятия соответствующих решений судом (судьей), прокурором, а также следователем и органом дознания с согласия прокурора. Это случаи сокращен­ного (усеченного) производства. Они имеют свои особенности, но их едва ли следует рассматривать как проявление дифферен­циации процессуальной формы.

Адвокат-защитник, безусловно, заинтересован в том, чтобы инициировать прекращение производства в отношении подза­щитного, если его вина не вызывает сомнений. Заявление хода­тайств такого рода уместно как в ходе предварительного следствия, так и в суде.