Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Некробактериоз. Актиномикоз. Столбняк.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
168.96 Кб
Скачать

8. Эпикриз

Бычку инв.№1 на основании анамнестических, клинических данных был поставлен диагноз – актиномикоз правой нижней челюсти. Данное заболевание развилось у животного вследствие заноса спор актиномицет через рану. В результате лечения бычок выздоровел. Для профилактики заболевания солому, мякину сено скармливать только после запаривания. Нельзя давать животным плесневелые корма.

НЕКРОБАКТЕРИОЗ

Этиология. Основным источников возбудителя каждой вновь начинающейся эпизоотии следует считать здоровых животных микробоносителей и выделителей, так как бактерия представляет собой нормального обитателя пищеварительного тракта от 50-60 до 87,5-100% здоровых животных. Заселение желудочно-кишечного тракта F. necrophorum происходит в первые дни жизни. Поэтому по месту обитания возбудителя некробактериоз следует относить к факторным инфекциям.

Следовательно, хотя F. necrophorum является этиологическим агентом, проявление его патогенного действия, возникновение болезни, во многом зависит от предрасполагающих фактором, основным из которых следует считать снижение естественной резистентности организма животных на основе несбалансированного, ненормированного кормления, приводящего к нарушению обменных процессов, особенно минерально-витаминного. Это выражается в остеодистрофии, отражением которой являются артрозы и язвы гиалинового хряща, распространенные почти во всех хозяйствах. У крупного рогатого скота, начиная с постановки на стойловое содержание и до выхода на пастбище, происходит снижение бактерицидной и лизоцимной активностей. В летние же месяцы они повышаются и достоверно выше, чем в зимнее время. Нижние показатели зарегистрированы в апреле, а максимальные - в июле-августе.

Другим предрасполагающим фактором служит сырость в помещениях, загонах, местах водопоя. Механизация навозоудаления в животноводческих помещениях предусматривала получение жидкого или полужидкого навоза, что достигается за счет бесподстилочного содержания. Даже при исправной работе систем удаления бесподстилочного навоза в стойлах, особенно в задней части, постоянно скапливается жидкая моче-каловая масса, в которой сустава хрящарасполагаются копыта животных.

Это приводит к размягчению рога и мацерации кожи, т.е.появлению ворот инфекции. Кроме этого за длительный стойловый период почти в каждом помещении неоднократно происходят поломки в системах навозоудаления, и жидкий навоз накапливается в стойлах в большом количестве, так как на устранение поломок уходит несколько дней, в течение которых дистальный отдел конечностей постоянно находится в сырости. Это приводит к повышению влажности, как в самом помещении, так и на полах.

Не мене важным предрасполагающим фактором возникновения некробактериоза служит травмирование тканей разного рода колющими и режущими предметами, даже сама конструкция полов и скотопрогонов (короткие стойла, наличие решетчатых звеньев на укороченных полах) во многом способствует травмированию кожного покрова в области нижних фаланг конечностей. Это облегчается также и особенностями строения кровеносных и лимфатических сосудов нижних участков конечностей.

Заражение животных в основном происходит через раневые участки кожи или слизистых оболочек. С одной стороны, повреждение эпидермиса может быть в виде прямых травм колюще-режущими предметами (неисправности пола стойла и скотопрогонов, выступающие в полу гвозди, скребки транспортера, замерзшие комки грязи и навоза на выгульных площадках, заусеницы щелевых звеньев) или в виде наминок, возникающих из-за увеличения нагрузки на подошву при содержании на щелевых полах, особенно из пруткового железа. С другой стороны, повреждение эпидермиса происходит при содержании животных во влажных условиях за счет мацерации, которая к тому же увеличивает возможности травмирования тканей копытца.

Патогенез. Возбудитель, проникнув через малейшие повреждения кожи или роговой капсулы, выделяет некротоксин, вызывающий омертвение тканей, и гемотоксин, разрушающий кровь. Процесс обычно начинается в коже межпальцевой складки. Вначале отмечается набухание кожи, она становится горячей и болезненной, затем появляются эрозии, которые через 2-3 дня переходят IB гнойно-некротические язвы, покрытые буроватой жидкой массой гнилостного запаха. В дальнейшем некроз распространяется на всю область кожи межпальцевой щели и достигает венчика.Вследствие поражения основы кожи венчика роговой слой отслаивается. Процесс некроза постепенно распространяется на область стенки копытец. Процесс может протекать IB острой, подострой и хронической формах. Распаду могут подвергаться не только кожа, но и подкожная клетчатка, сухожилия, связки и даже кости. Заболевание может протекать остро и реже подостро. Вместе с тем, встречаются случаи хронического течения болезни.

Клинические признаки. Течение болезни и характерная клиническая картина в зависимости от стадии болезни определяются по соответствующим симптомам, присущим определенному периоду развития заболевания. В начальной стадии некробактериального процесса несколько повышается общая температура, появляется хромота, при осмотре выявляется припухание области венчика межпальцевою овода, непигментированная кожа красновато-синюшного оттенка, умеренно набухшая, на ней можно заметить капельки вязкого, мутноватого экссудата, шерсть влажная, оклеивающаяся.

В последующие дни описанные признаки болезни усиливаются, возникает следующая вторая везикулезная стадия: припухлость и набухлость венчика, межкопытного свода и кожи венечно-путовой области значительно усиливаются, на коже появляются небольшие пузырьки, заполненные липким мутновато-грязным экссудатом неприятного запаха, шерсть увлажняется сильнее и склеивается, пальпация зоны поражения сопровождается сильной болевой реакцией. При тяжелом течении болезни шерсть начинает выпадать, в коже развивается влажно-гангренозный процесс, появляются кожные язвы с подрытыми краями, кожа в зоне гангренозных участков приобретает студневидный характер. Процесс переходит в третью гангренозно-язвенную стадию. Параллельно с этим может протекать гнилостный распад копытного рога. Гангренозный процесс прогрессирует и распространяется на венчик, мякиш, основу кожи копыт (и копытец), а также путовую и даже пястную (плюсневую) области. Это способствует спадению копытец, некрозу связок и сухожилий, в результате чего на 4-5-й день может секвестрироваться пораженная часть пальца, чаще в области венечно-копытного сустава.

Животные стремятся лизать зону поражения, у них возникает поражение губ и слизистой рта. Гангренозный процесс, протекающий в области копытец и пальцев, способствует генерализации некробактериоза, в результате чего наступает гибель животного.

У оленей процесс чаще протекает менее остро и обычно приобретает подострое и хроническое течение в результате медленного некротического распада связок и сухожилий.

В зоне венчика или над ним появляется свищ, из которого выделяется густой желтый гной с примесью крови. В области венчика и между венчиковой и путовой костями пальцев так же, как и под кожей, формируется соединительнотканный пролиферат, вследствие чего в упомянутых областях конечность увеличивается в объеме, передвижение животного затрудняется. Под влиянием резорбтивных явлений наступает хроническая интоксикация, олень теряет упитанность и нередко погибает.

Клиническая ,картина заболевания и эпизоотологические данные являются основным в постановке диагноза на некробактериоз. Следует учитывать, что для заболевания характерно массовое поражение. Диагноз подтверждается бактериологическими исследованиями. Инкубационный период 3 — 6 дней. Болезнь протекает, как правило, хронически. Признаками начинающейся копыт­ной гнили овец и коз являются аллопеция, мацерация и воспаление кожи межпальцевых щелей, наличие в ней поверхностных эрозий и сероватой слизи с характерным запахом гниения копытного рога (запах гнилого сыра). При легкой степени поражения происходит от­слоение рога внутренних боковых стенок копытец, при средней — отслоение рога в области пяток и на значительной части подошвы, при тяжелом — полное отслоение рогового башмака от основы кожи. По мере развития болезни появляются хромота на одну или две ко­нечности, резкая болезненность и повышение температуры кожи в области межкопытной щели, гнилостный распад рога, гнойное воспа­ление сальной железы (при отсутствии абсцессов, язв, свищей в области венчика), роговой башмак спадает с одного или обоих копытец, насту­пает резкое истощение животного.

В ряде случаев болезнь протекает как смешанная инфекция, со­провождаясь повышением температуры тела до 40—40,5 °С, кариесом копытной кости, омертвением сухожилий и связок, образованием абсцес­сов, язв и свищей в области венчика и пута, поражением губ, вы­мени, слизистой оболочки рта и других участков тела. При отсутст­вии лечения больные овцы нередко гибнут от истощения или сепсиса. У овцематок наблюдаются аборты. В неблагополучных отарах заболе­ваемость овец может достигать 40—90 %.

Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз на некробактериоз ставят на основании анализа эпизоотологических и клинических данных, результатов бактериоскопических и бактериологических исследо­ваний, а в необходимых случаях и биологической пробы. Для серологической диагности­ки болезни предложена РСК, чувствительность которой составляет 80 %. Комплемент-связывающие антитела у животных появляются с началом заболевания, достигают максимальных значений (1:10—1:20) в разгар болезни и угасают с исчезновением клинических признаков. Идентифицировать возбудителя копытной гнили в патологи­ческом материале и в культуре можно при помощи непрямого метода иммуно-флуоресценции.

Для микроскопической диагностики болезни готовят мазки-отпечатки из свеже-пораженных участков основы кожи копытец и из слизи, покрывающей кожу межпаль­цевых щелей. Высушенные на воздухе мазки фиксируют над пламенем спиртовки (горелки), окрашивают по Граму и микроскопируют. В мазках, приготовленных из зон активного гнилостного процесса, число палочек В. nodosus достигает 20 и более в поле зрения микроскопа.

Для постановки биопробы собирают из различных участков больных копытец свежепораженные ткани и слизь, которые в нативном состоянии или в виде эмульсии1: 5 — 1 :10 на стерильном физрастворе втирают подопытным овцам (ягнятам) в скари­фицированную кожу межпальцевых щелей двух конечностей. Дополнительно в копыт­ные щели помещают тампоны, пропитанные инфицированной эмульсией, забинтовыва­ют копыта и оставляют так на 2 — 3 дня. Животных содержат на влажной под­стилке. Через 4—6 дней (в положительном случае) у подопытных овец обнаруживают одновременное отторжение рогового и производящего слоев эпидермиса вместе с основ­ной мембраной от основы кожи межпальцевой щели. В последующем наступает отслоение внутренних боковых стенок копытец, а через 2 — 3 нед гнойно-некротиче­ский процесс захватывает подошву и наружные боковые стенки. В мазках-отпечатках из слизи и свежепораженных тканей копыт всегда обнаруживают В. nodosus в большом количестве.

Необходимо исключитькопытную гниль, контагиозную эктиму, оспу, ящур, асептический пододерматит, механические травмы, контагиозной плевропренвмонии, злокачественной катаральной горячки, стоматитов и дерматитов инфекционной природы.

Прогноз В легких случаях животные быстро выздоравливают. При тяжелом течении, когда некрозу подвергается значительная область и лечение не проводится, животные прогрессивно худеют и часто гибнут от истощенияи сепсиса.

Лечение. Необходимо иметь в виду, что при некробактериозе антисептические и бактериостатические средства, рекомендуемые ниже, не могут оказаться достаточно эффективными без применения соответствующей хирургической обработки. Ее следует проводить на фоне местного обезболивания после очистительных и антисептических, лучше горячих (40-45°) ванн после длительного ритмичного орошения в течение 30-40 мин подогретыми до 40° растворами: перекиси водорода, 1-3%ного калия перманганата, 2%-ного лизола, фурациллина 1:500 или риванола 1:250. Эти два последних раствора целесообразно сочетать с перекисью водорода Ванны хорошо применять и после хирургической обработки. Сущность ритмичного орошения сводится к переменному орошению зон поражения подогретыми растворами (5-минутпое орошение, 3-5-минутный перерыв, затем цикл повторяется). Такое орошение, ino М. Н. Кириллову, приводит к длительной гиперемии, повышению фагоцитарной активности, нормализации лимфооттока и благоприятному течению процесса.

Хирургическая обработка оказывается наиболее эффективной только в тех случаях, когда при некробактериозах полностью иссечены некротизированные ткани, вскрыты ниши и карманы, рассечены и по возможности удалены упорно не заживающие овищи. Дифтеритические пленки и некротизированные участки

слизистой ротовой полости надо удалять с последующим орошением упомянутыми холодными растворами не менее 2-3 раз в день. Заслуживает применения двукратное орошение по А. А. Магомедову 1%-ным спиртовым раствором трипофлавина. Отслоившийся рог копыт и копытец подлежит удалению.

Будет большой ошибкой, если оставить хотя бы часть отслоившейся роговой капсулы копыта и копытец. Обнаженные после удаления рога омертвевшая основа кожи, сухожилия, связки надо иссекать до здоровых участков, а в случае очаювого поражения копытной кости ее подвергают тщательному кюретажу, при обширном некрозе она подлежит тотальному удалению путем экзартикуляции.

Необходимо твердо помнить, что при некробактериозном поражении радикальное удаление всего отслоившегося рога и мертвых тканей является залогом успешного лечения. В противном случае процесс прогрессирует и приводит к генерализации некробактериоза. Хирургическая обработка противопоказана лишь в начале некробактериозного поражения до стадии изъязвления, признаков гнилостного распада копытного рога и гнойно-некротического поражения основы .кожи копыт (копытец).