Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Взятка.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
176.13 Кб
Скачать

Глава 2. Уголовно- правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 291 ук рф

2.1. Объективные признаки преступления

Объектом ст. 291 УК РФ, выступает нормальная деятельность как российского и иностранного государственного аппарата, в широком смысле этого слова, так и публичной международной организации, что находит свое выражение в надлежащем, соответствующем действующему законодательству функционировании национальных органов государственной власти, под которыми понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, вооруженных сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации, а также законодательных, исполнительных, административных, судебных органов иностранного государства, и иных органов или организаций иностранного государства независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, (в которых любое лицо, замещающее какую-либо должность выполняет публичную функцию (функции) для государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), а равно органов публичной международной организации.

В целом следует отметить, что характеристика объекта составов получения и дачи взятки полностью совпадает. Отличия касаются лишь только того, что в случае совершения преступления предусмотренного ст. 290 УК РФ посягательство на непосредственный объект осуществляется как бы изнутри, одним из участников общественных отношений, которые находятся под уголовно-правовой охраной рассматриваемого состава преступления. В свою очередь, в рамках ст. 291 УК РФ, воздействие на непосредственный объект, осуществляется извне лицом, которое не является участником общественных отношений, находящихся под уголовно-правовой охраной рассматриваемого состава преступления.

Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.

«Состав этого преступления является формальным, т.е. оно признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица, которые однако, им не были приняты, образует покушение на дачу взятки».

Так, Соловьев С.В., находясь в служебном кабинете № 2 административного здания ЗРО СП УФССП по КЧР, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, 58 «а» обратился к судебному приставу-исполнителю Коркмазову А.Х. с просьбой отсрочить исполнительные действия по вышеуказанным исполнительным производствам, то есть совершить Коркмазовым А.Х. заведомо незаконное бездействие в его пользу, выразившееся в неисполнении требований, указанных в ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно совершать исполнительские действия, направленные на установление местонахождения и арест имущества должника, с целью последующего обращения его в доход государства, за материальное вознаграждение, предложив ему взятку в сумме 1000 рублей за положительное разрешение вопроса. Отказавшись от получения денег и незаконного бездействия, Коркмазов А.Х. выпроводил Соловьева С.В. из своего кабинета, однако последний заявил, что придет к нему снова с просьбой об отсрочке исполнительных действий по возбужденным в отношении него производствам. Зная, что Соловьев С.В. при следующем своем визите он непременно будет предлагать взятку за совершение незаконного бездействия, Коркмазов А.Х., действуя в соответствии п. 3.3. вышеуказанного Должностного регламента судебного пристава-исполнителя уведомил руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по КЧР - главного судебного пристава Карачаево-Черкесской Республики о его склонении Соловьевым С.В. к совершению коррупционного правонарушения, который в свою очередь, передал указанное сообщение в отдел противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросам безопасности УФССП по КЧР, в связи с чем, было принято совместное решение о передаче соответствующего сообщения в Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее МВД по КЧР). Руководством МВД по КЧР организация и проведение необходимых оперативных мероприятий по пресечению готовящегося преступления поручено в УЭБ и ПК МВД по КЧР. С целью документирования повторения незаконных действий со стороны Соловьева С.В. сотрудники УЭБ и ПК МВД по КЧР установили в кабинете судебного пристава - исполнителя Коркмазова А.Х. специальную записывающую аппаратуру.

ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 11 часов 40 минут, Соловьев С.В. снова пришел в служебный кабинет № 2 административного здания Управления службы судебных приставов России по КЧР в Зеленчукском районе, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, 58 «а», где действуя умышленно, то есть осознавая преступный характер своих действий, реализуя свой преступный умысел, с целью безосновательной отсрочки исполнительных действий по исполнительным производствам, заведенным на него, на общую сумму взыскания <данные изъяты>, понимая, что дает взятку должностному лицу лично при исполнении им своих служебных полномочий, побуждая его тем самым к незаконному бездействию и желая этого, положил на стол перед судебным приставом - исполнителем Зеленчукского районного отдела УФССП по КЧР Коркмазовым А.Х., одну денежную купюру банка России достоинством 1000 рублей и вновь стал просить отсрочить исполнение действий по исполнительным производствам в отношении него за денежное вознаграждение. В этот момент в кабинет Коркмазова А.Х. вошли сотрудники УЭБ и ПК МВД по КЧР и пресекли преступные действия Соловьева С.В. В результате чего, Соловьев С.В., по независящим от него обстоятельствам не смог довести свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконного бездействия до конца, поскольку его преступные действия были пресечены на месте оперативными работниками УЭБ и ПК МВД по КЧР [4].

Состав дачи взятки является формальным; это преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом. Фактического совершения им действий (бездействия), ради которых дается взятка, не требуется. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки высказанное намерение лица дать деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.