Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моральный вред.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
636.42 Кб
Скачать

2.2 Проблемы гражданско-правового механизма определения размера компенсации морального вреда

2.2.1 Характер и степень физических и нравственных страданий

Как справедливо отмечают Т. Будякова, А.В. Кудрявцева и С.П. Олефриенко, под степенью страданий принято понимать глубину страданий («глубина страданий» - возможно не очень хорошее сочетание, но именно так мы говорим, испытывая, например, боль - «сильная боль», «терпимая боль», «слабая боль», «нетерпимая боль», это определяет, насколько глубоко страдание).167

При этом для «среднего» человека глубина страданий зависит в основном от вида того неимущественного блага, которому причиняется вред, а индивидуальные особенности потерпевшего могут повышать или понижать эту глубину (степень). Упоминание законодателем степени страданий, связанной с индивидуальными особенностями потерпевшего, предполагает наличие некой средней глубины страданий, но об ее учете нет специального указания, так как наличие морального вреда - это необходимое условие возникновения самого права на его компенсацию, и законодатель делает акцент на критерии, позволяющем определить этот размер применительно к конкретному делу. Поэтому во внимание должны приниматься как «средняя» глубина (презюмируемый моральный вред), так и обусловленные индивидуальными особенностями потерпевшего отклонения от нее, что даст возможность суду учесть действительный моральный вред и определить соответствующий ему размер компенсации168.

Презюмируемый моральный вред - это страдания, которые должен испытывать (т.е. не может не испытывать) «средний», «нормально реагирующий» на совершение, в отношении него противоправного деяния, человек.

Так, например, если по телевидению сообщается информация о совершенном преступлении против личности или ином правонарушении, умаляющем принадлежащие человеку личные неимущественные блага, то у каждого человека, составляющего неопределенно большую телевизионную аудиторию, сложится представление о глубине страданий (моральном вреде), перенесенных потерпевшим. Поскольку в данном случае для подавляющего большинства аудитории потерпевший представляет собой абстрактную личность, в основе выносимого каждым лицом суждения будут лежать его предположения о той глубине страданий, которую само это лицо перенесло бы в случае совершения в отношении него соответствующего противоправного деяния. Разумеется, оценки отдельно взятых лиц несколько различались бы, однако усредненная оценка имела бы наиболее объективный характер. Оценка глубины страданий такой аудиторией выражалась бы в качественных критериях (сильные, не очень сильные, незначительные и т.п. страдания), но если бы каждому при этом был задан вопрос: «Какая денежная сумма должна быть выплачена потерпевшему для полного сглаживания перенесенных страданий?», то среднее значение названных в ответах сумм следовало бы считать наиболее справедливой количественной оценкой размера компенсации презюмируемого морального вреда169.

Как справедливо отмечает А.М. Эрделевский, исходя из требования оценивать при определении размера компенсации характер физических и нравственных страданий, можно предположить, что законодатель поставил размер компенсации в зависимость от их видов.

Под видами физических страданий можно понимать боль, удушье, тошноту, головокружение, зуд и другие болезненные симптомы (ощущения); под видами нравственных страданий - страх, горе, стыд; беспокойство, унижение и другие негативные эмоции.

Под степенью физического страдания, по нашему мнению следует в связи с отсутствием законодательного определения, понимать силу неблагоприятных ощущений, возникающих в результате претерпевания полученных страданий. В качестве некоего критерия степени физических страданий целесообразно использовать понятие болевой синдром. Болевой синдром - это реакция нервной системы на отрицательные изменения физиологического состояния человека. Он может наблюдаться как при прямом физическом воздействии (травмы, ушибы, порезы), так и при воздействии опосредованном - в результате переживаний, связанных с воздействием на психику человека, например при клевете, оскорблении и т.д. Использование терминология разной степени болевого синдрома такие как: слабая боль, умеренная боль, сильная боль, очень сильная боль позволяет медицинским работникам применять группы препаратов разной силы воздействия для наиболее эффективного устранения болевого синдрома.

Характер физических и нравственных страданий в таком понимании можно было бы учитывать и оценивать, если бы можно было установить некую количественную соотносительность между вышеперечисленными разновидностями таких страданий. Однако не представляется возможным и целесообразным ни теоретически, ни практически ввести какое-либо объективное соотношение между, например, тошнотой и удушьем, зудом и головокружением, страхом и горем, стыдом и унижением. Думается, что «учитывать» характер физических страданий, а характер и значимость тех нематериальных благ, которым причинен вред, поскольку именно они и определяют величину причиненного морального вреда170.

Так в своем решении Дзержинский районный суд Красноярского края по делу №2-147/2012 г. от 16.07.2012 г. указал следующее. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом учитывается, что собака, напав на малолетнего ребенка причинила ему телесные повреждения часть, из которых являются неизгладимыми. 14.02.2012 года С.Н. обратился к врачу хирургу. Диагноз Укушенные раны лица, Рубцы без воспаления. Отека лица нет. Кровоподтек в склеру справа. Продолжает болеть. 27.02.2012 г. Стоматолог. Диагноз: полный вывих 11,21. На момент экспертизы (14.06.2012 года) ребенок жаловался на боль в области рубца правой щеки. На момент поступления в стационар (03.02.2012) в медицинской карте имеется запись о том, что состояние ребенка страдает. Суд полагает, что в указанный период ребенок пережил помимо боли, стрессовое состояние в связи с причиненными телесными повреждениями.

С учетом установленных судом обстоятельств по делу, учитывая то, что С.Н. перенес физические и моральные страдания, а так же с учетом требований разумности и справедливости суд считает исковые требования, заявленные Сорокиной А.М. к Епифанцевой Г.В. о взыскании морального вреда, причиненного физическим и нравственными страданиями, подлежащими уменьшению и полагает возможным определить сумму денежной компенсации за причиненный Сорокину Н.В. моральный вред в размере … рублей.171

Дудинский районный суд Красноярского края в своем решении по делу 2-359/2014 ~ М-249/2014 указал следующее. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (пункт 2 вышеназванного Постановления).

Таким образом, перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.

Как пояснила Белечук Е.Г. в судебном заседании, действиями работника ответчика, не оказавших ее подопечному качественной медицинской помощи, лично ей были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в переживаниях за ребенка, она неоднократно обращалась к различным специалистам лечебных учреждений в г. Дудинке, г. Норильске и г. Красноярске, а также тревоге за здоровье своего малолетнего внука, чувству стыда, беспомощности и унижения от того, что ее подопечный попал в коррекционную школу, лежал в больнице в г. Норильске по направлению врача.

Кроме того, после перевода ребенка в общеобразовательную школу, она вынуждена была прибегать к помощи репетиторов, так как из-за неправильно выставленного врачом диагноза, ее подопечный вынужден был учиться в коррекционной школе, где уровень подготовки детей значительно ниже.

Таким образом, имеется причинно-следственная связь между ненадлежащим оказанием медицинской помощи ответчиком и нарушением личных неимущественных прав истицы и ее подопечного.

С учетом принципа разумности и справедливости, а также характера и степени причиненных нравственных страданий, индивидуальных особенностей истицы, суд полагает возможным определить размер денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.172

В качестве противоположного примера можно привести следующее решение Советского районного суда г.Красноярска. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубев А.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, признании права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, компенсации морального вреда, В части требований о взыскании с ответчика морального вреда в размере 100 000 рублей, необходимо отметить, что ст. 151 ГК РФ, определяющей компенсацию морального вреда, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе, истцом не представлено доказательств причинения физических или нравственных страданий, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда не имеется.173

Суд, определяя степень страданий потерпевшего, рассматривает результат судебно-психологической экспертизы в качестве наиболее существенного доказательства. Однако на настоящий момент отсутствуют теоретические работы либо практические рекомендации по определению психологических критериев морального вреда.174 Вследствие этого результаты одной экспертизы могут быть оспорены при помощи проведения другой экспертизы другим составом экспертов, что, на наш взгляд, не приносит ясности в вопрос об определении степени страданий потерпевшего от совершения преступления.

З.М. Погосова отмечает, что анализ судебной практики показывает, что суд при определении степени страданий, как правило, основывается на двух параметрах: 1) последствия совершенного преступного деяния; 2) близость отношений жертвы, заявителя (потерпевшего) и подсудимого.175

Таким образом, исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что под характером физических страданий следует понимать их вид, т.е. какого именно вида физические страдания испытывает человек. При этом необходимо отметить, что невозможно с четкой определенностью установить какая разновидность физического страдания наиболее неблагоприятна для человека.

Под степенью физического страдания должна пониматься сила неблагоприятного ощущения, возникающая в результате нолучен1юй травмы или болезни.

Судить о величине причиненного морального вреда, а значит и о размере его компенсации в большей степени позволяет не столько характер (разновидность) физических и нравственных страданий, а сколько их степень.

Степень и характер физических и нравственных страданий нельзя четко определить и описать законодательно, так как в каждом конкретном случае, как степень, так и характер страданий будут индивидуальными. Как нет на свете абсолютно одинаковых людей, так и нет абсолютно одинаковых отношений к причиненному моральному вреду. Каждый конкретный случая должен рассматриваться очень индивидуально в рамках судебного заседания, по возможности с назначением психологической экспертизы.