Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Должностное лицо как субъект преступлений.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
251.9 Кб
Скачать

Глава 1 понятие должностного лица в российском уголовном законодательстве

1.1 Эволюция понятия «должностное лицо» в Российской Федерации

За весь период становления и развития правовой системы в нашем государстве были внесены серьезные и значимые изменения в развитие уголовного законодательства, они также коснулись законодательства о государственной службе. Данные нововведения позволили определить и установить круг лиц, которые в свою очередь наделялись определёнными полномочиями для осуществления ими государственной власти, к данной категории лиц также были выдвинуты особые требования. Так, эволюция уголовно-правового понятия как «должностное лицо»,  как в советском, так и российском законодательстве прошла длительный путь для своего установления. Так, нормативное закрепление, самого понятия должностного лица постоянно подавалось трансформации со стороны законодателя для придания либо изменения в нем новых признаков.

Что же касается вопроса, кого можно причислить к должностным лицам с точки зрения уголовного законодательства, потому как лишь при наличии определенных характеристик и выполнения обусловленных функций лицо может быть отнесено к субъектам должностных преступлений.

Так, же мы полагаем, что исследовав историю развития и формирования такого понятия как «должностное лицо» будет весьма значимым при его нынешнем толковании.

Соборное уложение 1649 г., внесло существенный вклад в законодательство о должностных преступлениях, в нем собственно впервые и зарождается такое понятие как «должностное преступление». В главах 7, 10 и 12 Уложения была четко определена и сформулирована ответственность за неправосудие, взяточничество и прочие должностные преступления. В соответствии с Уложением к ответственности также могли быть привлечены за взятку государственные судьи, лица, непосредственно осуществляющие правосудие в патриаршем суде, в том числе «в городеях воеводы и дияки, и всякие приказные люди».

Как правило, при установлении факта злоупотребления властью могли подвергаться наказанию за отдельные виды не только сами государственные лица, но также и выборные представители местного самоуправления - губные старосты1.

В эпоху правления Екатерины II 8 апреля 1782 года в окончательном его варианте был подписан «Устав благочиния». Статья 271 Устава преступления по должности было принято разделить на: злоупотребление должностью, неисполнение должности, упущение должности. Содержание самих видов так и не раскрывалось2.

И уже по истечению определенного периода времени в России в сфере уголовного права, главными законами становятся Свод законов Российской империи 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года

Таким образом, в Своде законов было принято решение вынести в отдельную самостоятельную группу все должностные преступления «нарушения по должности», и с этой целью ему был отведен целый раздел «О превышении власти и противозаконном оной бездействии». Позже в Уложении 1903 года также предусмотрели ответственность за должностные преступления, для которых также выделялся отдельный раздел «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной». В данном Уложении его разработчики попытались произвести классификацию всех имеющихся должностных преступлений.

Из того, что было сказано выше, мы можем прийти к следующему умозаключению, что тот перечень, что был отображен в законе, четко указывает на лицо, подозреваемое в совершении преступления, как лицо, что было наделено властными полномочиями по занимаемой им должности. Но все же в Уложении отсутствуют нормы о понятии должностного лица, в том числе и признаков самого субъекта должностных преступлений.

Проанализировав данный вопрос В.Н. Ширяев делает следующее заключение « в Уложении так и не нашел своего закрепления термин а применяются всевозможные наименования в самом определении виновников в должностных преступлениях»3.

Тем не менее, в России не произошло законодательного закрепления определения должностного лица и в дореволюционный период, но в свою очередь должностные преступления, и их виды были исследованы в тот период времени, но не предпринимали попыток объединить их в одну группу.

Также, уголовное законодательство не было кодифицировано и после революции 1917 г. Борьба с преступностью, в том числе и в сфере должностных преступлений, и обеспечение порядка данным вопроса было уделено вниманием в следующих нормативно-правовых документах, как: предписаний, декретов, постановлениями Съездов Советов, постановлениями правительства, инструкциями и положениями и пр. В России в постреволюционный период, в первых законодательных актах того периода дается определение субъекта должностного преступления, и в тот период применялся термин «чиновники».

Так, начиная с 1918 г. этот термин было принято решение больше не применять во всех официальных документах. В Декрете СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве»4 больше нет упоминания о данном термине, а в нем дается дефиниция должностного лица, что собственно и становится первым шагом в разрешении на законодательном уровне проблемы о субъекте должностного преступления. В свою очередь, сам Декрет к должностным лицам относит членов правительства , фабричных, заводских комитетов, домкомов, в их числе члены общественных организаций: кооперативов, профсоюзов.

Все законодательные акты, что принимаются, окончательно закрепили понятие «должностное лицо» что является официальным определением и теперь все категории работников как государственных, так и общественных организаций признавались должностными лицами.

В тот период, когда был создан первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, также давалось определение дефиниция чиновника. Основываясь на комментариях к статье 105 Уголовного кодекса РСФСР, особенностью данного определения послужили разнообразные критерии , которые в свою очередь позволили произвести отграничения должностных лиц от работников государственных предприятий и учреждений, имеющих по закону определенные права, обязанностями и полномочиями в том числе, для того, чтобы осуществлять экономические, административные, образовательные и прочие задачи. Говоря другими словами любой  служащий  государственного  учреждения,  предприятия или общественной организации мог признаваться  должностным  лицом, и в данном случае именно занятие должности являлось определяющим признаком должностного лица. Так, для того, чтобы отнести к должностным лицам тот субъект, который работает в общественной организации или объединении, на законодательном уровне выдвигаются определенные требования к нему, он, прежде всего, должен выполнять «функции общегосударственного значения»5

Также следует, обратись внимание, что УК РСФСР 1960 г. что своего рода было существенным прорывом в понятии должностного лица в сравнении с тем законодательством, которое существовало ранее, и воспроизводило уголовную политику страны на тот период времени6.

Существенным изменениям была подвержена система должностных преступлений. Такие в главу о хозяйственных преступлениях были включены составы преступлений о присвоении и растрате денег, ценностей и прочего имущества, приписок и других искажений отчетности. Согласно с УК РСФСР 1960 года под должностным преступлением было принято понимать деяния должностных лиц, которые напрямую посягали на нормальное функционирование и саму работу государственного аппарата.

Однако после того как был введен Кодекс и почти до конца 80-х годов уголовное законодательство было в состоянии застоя, в главу о должностных преступлениях в данный период времени не было внесено изменений и дополнений, не было официального толкования понятий, которые бы отображали саму суть полномочий должностного лица, до Пленума Верховного Суда СССР и лишь в 1990 году на что понадобилось тридцать лет лишь после принятия УК РСФСР 1960 года.

В процессе проведения исследовании истории и эволюции по становлению и развитию законодательства о должностных преступлениях в такие периоды времени как дореволюционный и советский нами могут быть сделаны следующие умозаключения. Первое это то, в дореволюционный период не было дано понятие «должностное лицо» и «должностное преступление». Ученные правоведы так и не предприняли попытку в систематизации преступления и поэтому они были разбросаны по всем нормативным актам, и уже в Уголовном уложении 1903 года предпринимается первая попытка в систематизации данных преступлений.

В тот период времени под субъектом данных преступлений принято было выделять лиц, которые непосредственно занимали государственные должности и наделены определёнными властными полномочиями. Но по факту, все же применялся лишь формальный критерий для определения субъекта должностного преступления. Это в тот период времени было раскритиковано со стороны как самих ученных, так и практиков, по их мнению, он был не достаточно аргументирован при расширении круга должностных лиц.

В уголовно-правовой понятие должностного лица является весьма дискуссионным, со временем был осмыслен предмет официального преступления до установления объекта при помощи делегирования его функциональных обязанностей на службе.