Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соучастники.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
474.11 Кб
Скачать

2.3. Подстрекатель

Подстрекателем, согласно ч. 4 ст. 33 УК РФ, является лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Исходя из этого определения обязательным условием подстрекательства в любой форме являеться склонение другого лица к совершению преступления.

Склонение - это внушение мысли о желательности, полезности чего-то. На практике к нему относят любые действия, стимулирующие формирование у лица стремления участвовать в совершении преступления. В этом и заключаеться деятельность подстрекателя, чтобы побудить лицо принять решение, вызвать у него намерение совершить преступление. Не стоит путать склонение с другими действиями, ведь именно это отличает подстрекательство от агитации и пропаганды. Он склоняет определенное лицо к совершению конкретного преступления. Агитация - это устная и печатная деятельность среди широких масс, имеющая целью распространение каких-нибудь идей для воспитания масс и привлечения их к активной общественно-политической жизни.1 Пропаганда - распространение в массах и разъяснение каких- нибудь воззрений, идей, учения, знаний.2 Склонить лицо возможно различными способами, законодатель не закрепляет исчерпывающего перечня.

Так подкуп означает передачу или обещание лицу вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо прав на него, оказания услуг имущественного характера в целях склонения лица к совершению преступления.3 Если же подкуп был совершен по отношению к должностному лицу, то его уже следует расценивать как взятку.

Уговор - это просьба или совет совершить преступление в обоюдных интересах.

Угроза - это высказывание намерения применить насилие в отношении подстрекаемого или его близких. Угроза - это психическое насилие.

Цель применения угрозы при соучастии состоит в том, чтобы побудить лицо совершить преступление. Таким образом, угроза выступает средством понуждения (механизмом), воздействующим на волю потерпевшего.

Угрозы могут быть выражены письменно или устно, сообщены непосредственно или через третьих лиц, по телефону и др.

Угроза, как составляющая психического насилия должна быть реальной.

Вопрос о реальности угрозы в каждом случае решается в зависимости от конкретных обстоятельств и фактов. Угроза должна быть и противоправной, не имеющей законных оснований, и императивной, то есть выражающей безусловное, категорическое требование о выполнении предъявленного вымогателем.

Исполнение угрозы не имеет значения для квалификации, так как выходит за пределы состава преступления.

Угроза применения насилия должна быть направлена в будущее, немедленная реализация данной угрозы не предполагается.

А. Петренко отмечает, что в числе иных способов подстрекательства можно назвать приказ, обман, физическое насилие. Эти средства вплотную соприкасаются с посредственным исполнением, что всегда должно учитываться с особым вниманием.1

Подстрекательство путем обязательного приказа должно рассматриваться как посредственное причинение. Поэтому приказ нельзя без оговорок относить к подстрекательству. Он может быть подстрекательством, когда представляет собой злоупотребление служебным положением, авторитетом с целью склонить подчиненного к преступлению, само же распоряжение не носит обязательного характера, и его выполнение зависит от доброй воли подчиненного. В противном случае налицо посредственное причинение. Иное дело приказ в семье, когда он касается взрослых членов семьи. Власть в ней покоится на авторитете главы семьи, злоупотребление которым не может парализовать волю взрослого и вменяемого члена семьи.1

Физическое насилие очень редко выступает в качестве средства подстрекательства. Оно возможно, например, когда исполнителя, действующего в условиях крайней необходимости, подстрекают на преступление более значительное, чем тот вред, который при этом предотвращается.2

Обман также редко является средством подстрекательства. Он может касаться лишь мотивов преступления, его конечных целей, выгод от деяния. Иными словами, речь идет о тех случаях, когда обман представляет собой средство лучшего воздействия на психику исполнителя, но не вводит его в заблуждение относительно элементов, образующих состав преступления.3 Проведенное выборочное исследование показало, что наиболее распространенным способом подстрекательской деятельности является предложение - 46,7%; второе место занимает убеждение - 25,4%; на третьем месте находится подкуп, его удельный вес составил 15,6%. Подкуп, как способ подстрекательской деятельности получил достаточно широкое распространение в последнее десятилетие и уверенно набирает обороты. Около 9,1% приходится на такой способ, как просьба. Угроза как способ подстрекательской деятельности встречается в 1% случаев, другие способы составляют около 3,2%.4

Подстрекательство, как правило, осуществляется посредством активных действий.

Так Советским районным судом г. Красноярска С.Г.С. по делу 1-229/2015 была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 159 УК РФ, за то, что С.Г.С. совершила подстрекательство других лиц к совершению мошенничества, то есть хищения чужого имущества путем обмана, совершенного группой лиц по предварительному сговору, и пособничество, то есть содействие совершению преступления - мошенничества, то есть хищения чужого имущества путем обмана, совершенного группой лиц по предварительному сговору, советами, указаниями и путем предоставления информации.1

С субъективной стороны подстрекательство характеризуется наличием прямого умысла, т.е. лицо (подстрекатель) осознает общественную опасность своих действий, предвидит реальную возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). Стоить заметить и тот факт, что подстрекательство совершается до начала совершения преступления, это отмечает и законодатель, применяя в определении прошедшее время – «склонившее» подчеркивая тем самым временное первенство подстрекательства.

Несмотря на сравнительно небольшой вес в структуре групповой преступности, подстрекательство представляет значительную общественную опасность, обусловливая преступное проведение вовлекаемых в конфликт с законом людей.

Личность подстрекателя, как и всякого иного преступника, представляет собой совокупность социально-демографических, социально-психологических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление, влияющих на его поведение.2

Проведенное Б.А. Безбородовым исследование позволяет утверждать, что среди подстрекателей женщины составляют 24,5%, а мужчины 76,5%, что составляет приблизительно 1/3.

В возрастной группе 14 - 17 лет подстрекателями выступает приблизительно 1/5 часть всех инициаторов совершения преступления (19,4%); в возрастной группе 18 - 24 лет также примерно 1/5 часть (19,6%); в группе 25 - 29 лет подстрекатели составляют 1/3 часть (31,2%); возрастная группа 30 - 49 лет образует также 1/3 часть (33,5%); и, наконец, лица в возрасте старше 50 лет становятся собственно подстрекателями в около 3/4 случаев (69,8%).1 Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше возрастной порог инициатора преступления, тем чаще он выполняет исключительно подстрекательские функции.

В 82,5% случаев подстрекатели руководствуются корыстными мотивами, в 10,0% случаев - ревностью и местью, и в 5,5% случаев подстрекателями движут хулиганские мотивы, другими мотивами при совершении преступлений они руководствуются примерно в 2,0% случаев.

В 89,7% - мотивы подстрекателя и исполнителя совпадают и только в 10,3% мотивы подстрекателя и исполнителя носят совершенно разнородный характер (так, например, на стороне подстрекателя действует такой мотив, как месть, в то время как исполнитель совершает преступление за вознаграждение, то есть им движут корыстные мотивы).

Наибольшее количество подстрекателей составляют люди, с которыми исполнитель ранее уже был знаком 77,4%; 13,3% - своих близких, и лишь 9,3% вступают в сделку на совершение преступления с людьми, ранее не знакомыми (для этой категории лиц, как правило, характерен такой способ подстрекательской деятельности, как подкуп).

Средний срок, по истечении которого подстрекатели, ранее отбывавшие наказание, вновь совершают преступление, составляет 3,5 года. Таким образом, правомерным будет вывод о том, что уголовно-исполнительные учреждения в некоторых случаях не достигают цели исправления преступников, а лишь несколько притупляют криминальную активность лиц, отбывающих наказание. Небезынтересно отметить, что в 1/7 случаях подстрекатели совершают новое преступление сразу же после отбытия наказания, а это свидетельствует об устойчивой антисоциальной направленности личности, поскольку индивид отказывается встать на путь нормального существования (справедливости ради следует отметить, что иногда он просто не в состоянии сделать этого).1