Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА СИНЕРГИЯ Под редакцией проф ЮА Харина 2000 (Мет пособие).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
391.17 Кб
Скачать

Влияние мировых религий на гуманизацию нравственной синергии

Переход от архаики к классической древности ознаменовался появлением мировых религиозных систем (буддизма, христианства и ислама). Их монотеизм, концентрирующий сакральное в едином Боге, упорядочивает духовный мир, способствует универсализации идейных представлений. Происходит поляризация сакрального и профанного: единый Бог принципиально трансцендентен сотворённому миру, а потому нравственность на, земле приобретает относительно самостоятельное значение. В христианской религии изменяется тип верующего. Поскольку Бог трактуется как личность, то и к адепту вероучения предъявляется требование быть личностью, субъектом, обладающим индивидуальной «душой» и индивидуальной ответственностью. Таким образом, значение социальной общности в регулятивном механизме несколько ослабевает, субъект морали приобретает личностные черты. В результате сакрализации текстов Священного Писания изменяется способ трансляции нравственных ценностей, человеку предъявляется оформленная совокупность идеальных норм поведения, которые существенно отличаются от повседневных обычаев. Таким образом, специфика морали приобретает более отчётливый характер.

Структуры нового религиозного сознания по многим параметрам противоположны архаическим архетипам. Идея иерархии сохраняется, но теперь её структура задана антитезой божественное-земное, в свете которой преодолевается безусловная установка на солидарность с социальной средой и предписывается ориентация на божественные ценности. В общении со Всевышним отрицается механизм обмена и утверждается бескорыстное «вручение себя» высшей силе, что более соответствует специфике моральной мотивации. Смягчается действие архетипа «свои» - «чужие», ибо круг «своих» охватывает теперь всех единоверцев, а идея «ближнего» и вовсе предполагает, что люди нравственно близки друг другу независимо даже от вероисповедания. Таким образом, степень всеобщности нравственного требования повышается. Перед единым Богом все люди оказываются равными: богатые и бедные, свободные и рабы, соплеменники и инородцы. Нравственный статус личности перестаёт быть напрямую связанным с её социальным статусом и определяется личными заслугами. Всё это свидетельствует о высокой роли личности в саморегуляции новой нравственной системы.

Кроме того, в идеологии мировых религий люди занимают привилегированное положение по сравнению с другими созданиями, именно на их деятельности и поведении сосредоточено внимание Творца. В результате в морали был выработан принцип, неизвестный традиционной нравственности, ориентированной на укрепление общинных ценностей - принцип гуманизма. Его религиозная форма предполагает любовь и милосердное отношение к отдельному человеку.

Историческое взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, религия преобразует как содержание, так и форму традиционной нравственности. Изменяется категориальная структура морального сознания, способы осмысления и интерпретации уже известных моральных явлений. На основании догматов происходит сортировка традиционных норм поведения: так, в свете принципа гуманизма нравственно неприемлемой оказывается жестокость, так что можно говорить о некотором смягчении нравов под влиянием мировых религий. Содержание традиционных норм развивается, акцентируется важность мотивации при их исполнении, регуляции подлежат не только дела, но и движения души, состояние которой имеет в морали первостепенное значение. Самой душе теперь предписывается динамика, совершенствование, а не просто воспроизведение стереотипно «хорошего» нравственного уровня.

С другой стороны, нельзя не заметить, что положительное моральное влияние религии оказалось в истории скорее потенциальным, чем реальным. Традиционная нравственность, устойчивость которой коренится в фундаментальности общины как социальной общности, остаётся основой нравственного развития человечества. Она ассимилировала и по-своему интерпретировала религиозные ценности, в результате чего религиозные установки сами испытали сильнейшее влияние традиционных нравственных ориентаций, а если говорить о нравственной практике, то реальные нравы тысячелетиями оставались под господствующим влиянием традиции. Новым фактором, способствовавшим радикальной перемене в системе нравственной регуляции и дальнейшей гуманизации нравственной синергии, стали изменения в экономических отношениях.