Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Колеров М. - Война- внешняя политика России и политическая борьба 1999-2009 - 2009

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
8.22 Mб
Скачать

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

войны информационную войну Россия как государство не вела. А наши национальные интересы защищала в ши- роком смысле слова российская общественность, которая, не получая ни указаний, ни поддержки, действовала сама, исходя из своего взгляда на события. Информационную войну в августе 2008 года вело общество, а не государ­ ство. И государство довольно поздно включилось в этот процесс. И то, что общество оказалось способным вести эту войну и внутри нашей страны выиграло ее, это факт. Это редкий, уникальный факт для нашей страны, ког- да общество без команды, по собственному произволу, на собственные деньги заняло определенную, однознач- ную патриотическую позицию. Все, что делало наше госу- дарство после этого, год спустя мы можем проверить: где эти пикеты, где эти раздаточные материалы, где другие информационные усилия? Они ушли, как вода в песок. И на поверхности осталось только железобетонное убеж- дение общества в своей правоте.

Что нам надо сделать, чтобы не повторить эти ошиб- ки? Я, как пономарь, говорю всегда об одном и том же: для того, чтобы Россия делала меньше ошибок в области внешней политики, внешняя политика России должна стать такой же публичной, широко обсуждаемой, кон- курентной, экспертной сферой, какой является наша внутриполитическая жизнь. Именно этот механизм бу- дет вырабатывать и консенсус, и систему устойчивости, и подсказывать нашему государству, что оно может делать лучше и оперативнее.

Глава СКП Александр Бастрыкин в интервью «Рос­ сийской­ газете» рассказал о том, что следственный комитет при прокуратуре РФ завершает уголовное дело

211

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

о геноциде и массовых убийствах мирных жителей и миротворцев в Южной Осетии. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы рассмотрения этого дела в Международном уголовном суде?

Во-первых, насколько я знаю, не все страны мира, средикоторых, втом числе, прямые соучастники исоор- ганизаторы агрессии 2008 года, признают компетенцию Международного уголовного суда. Следовательно, ре- шение этого дела в Международном уголовном суде бу- дет частичным, даже если оно будет, и не будет распро- страняться на все сферы, на которые традиционно рас- пространяется действие международного права. Кроме того, сама процедура рассмотрения в Международном уголовном суде делает хронометраж этого дела чрезвы- чайно длительным, что выводит это дело из повестки общественной, информационной, моральной борьбы

вповестку процедурных вопросов.

Всентябре 2008 года по горячим следам войны об- суждалась и предлагалась нашими юристами гораздо более понятная и внятная перспектива — осудить, исходя из действующего законодательства, военных преступников Грузии здесь, на территории России, провести это по всем судебным инстанциям. А потом реализовывать эти приговоры, используя двусторонние и многосторонние соглашения между Россией и дру- гими странами, объявлять в розыск, ограничивать мо- бильность по Земле и так далее. Это идея не была приня- та. Но она отвечала настроениям общества.

Теперь о том, насколько общественное мнение широ-

козадействовановуголовномделеогеноцидеимассовых­

212

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

убийствах. Как уже много раз объявлялось, еще до дейс- твий Следственного комитета и параллельно с действия-

ми Следственного комитета информационное агентство

REGNUM вело собственный подсчет убитых мирных жи-

телей в дни войны. По нашим данным, число убитых пре- вышает 400 человек. Кто нибудь сказал нам — обществу, правильно это или неправильно, проверили эти данные или не проверили? Нет, тишина. Я понимаю, что для дела о геноциде число людей не важно, количество здесь роли не играет. Но почему то никто не сказал: ваш подсчет, уважаемая российская общественность, здесь хромает, мы сейчас проверим. Они живут в собственном безвоз- душном пространстве. И это тоже отражает общую уста- новку в нашей внешнеполитической деятельности. Есть ведомственная дипломатия, и есть общество, ведущее собственную патриотическую оборонительную войну. Вот до тех пор, пока они не сойдутся воедино или не пе- реплетутся, никаких перспектив реального осуждения преступников августа 2008 года нет.

Дмитрий Медведев говорил о том, что эта дата войдет так же, как и 11 сентября, в историю. Что изменилось в мире после событий на Кавказе? Какое влияние итоги войны оказали на формирование многополярного мира?

Многополярный мир давно является фактом, и он стал фактом после того, как развалился Советский Союз. Если мы смотрим на мир не с точки зрения вашингтон- ского обкома, а с точки зрения реальности, то многопо-

лярность этому миру обеспечивает и Китай самим своим существованием, и Индия, и теперь Латинская Америка, и так далее. 11 сентября показало, что супердержава

213

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

уязвима в самом сердце. 8 августа 2008 года показало, что Россия больше не будет безропотно отступать, и это тоже очень важно.

Трудно сказать, усилила ли Россия свои позиции илинет,ноэто—какбитваподМосквой.Мыневыиграли войну, но мы перестали отступать хотя бы до Москвы.

Август 2009

Послание Медведева: Ющенко — враг, а Украина — пока нет

Публичное послание прези- дента России Дмитрия Медведева президенту Украины­ Виктору­ Ющенко взорвало повестку двусторонних отно- шений. И это понятно: если для России дружественная Украина­ — принципиальное условие национальной безо- пасности,тодля«политикума»Украины—производимые ею угрозы безопасности России — единственный полити- ческий товар, находящий стабильный внешнеполитичес- кий спрос. Официозы с обеих сторон в истолковании пос- лания Медведева на редкость неубедительны: из Киева до- носятся звуки невинно обиженной жертвы, из Москвы — советское косноязычие о том, что «плохие гитлеры уходят,

анароды остаются». И всё — не о том.

Вугрожающем безопасности России агрессивном национализме «хороших» гитлеров нет. И искать общий язык с ними, а не с интересами государства — бессмыс- ленно. Такой поиск, при всей его бессмысленности, слиш- ком привычен для нашей дипломатии. Как сказал старый русский писатель Григорович, «иностранные дипломаты заботятся о том, чтобы понравиться в отечестве, наши —

215

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

чтобы понравиться за границей». Теперь, надеюсь, у дип- ломатии будет другой пример.

Новость не в том, что деятельность поклонника гитле-

ровских коллаборационистов во главе Украины прямо на- звана враждебной. Это — очевидно давно. Новость в том, что президент России — на примере Ющенко — впервые прямо, в категорической форме излагает национальные интересы России в отношении Украины.

И никакое неумное мяукание официозов, никакая за­ поздалость­ в произнесении этих интересов, никакая доса- да оттого, что они не были произнесены год назад, когда Россия безвольно, без условий продлила беспринципный Большой договор с «хорошим Гитлером» на Украине, не может уменьшить значение этого акта.

Медведев, может быть, впервые после войны в защи- ту Южной Осетии, выступил в сфере новой, публичной внешней политики, не прячущей национальные интересы России в пустословии о «партнёрах». Общество давно ждёт этойправды.

Да и Ющенко грех отрицать точность медведевского диагноза. Просто то, что Медведев вежливо ставит ему в вину, на деле является предметом истинной гордости Ющенко, инструментами его сознательной, системати- ческой и последовательной политики, глубоким идейным убеждением. Давно ясно: враг не «заблуждается» в отно- шении России, он «всего лишь» сознательный враг.

216

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

В своём послании от 11 августа Медведев напомина- ет Ющенко о том, что составляет сегодня суть политики УкраинывотношенииРоссииичтобессмысленноотрицать:

1)участие Украины в милитаризации и войне Грузии про- тивЮжнойОсетии,

2)интеграцияУкраинывНАТО и изгнание Черноморского флота РоссииизКрыма,

3)энерготранзитныйдиктатвотношенииРоссии,

4)реабилитацияпособниковГитлера,

5)государственная националистическая и шовинистичес- кая пропаганда,

6)изгнание русского языка из всех сфер общественной жизни,

7)государственныйдиктатвотношенииправославиясце- лью уничтожения его вселенского характера и создания националистической«единойпоместнойцеркви».

Ющенко остаётся лишь согласиться: да, я вижу Укра­ ину как государство, построенное на основе тотального украинского национализма, имеющее своей задачей контроль над безопасностью России и реализующее свой проект под военные гарантии НАТО и в глобальных интересах США. И именно поэтому Россия устами Медведева, на- конец, отказывается быть пассивным участником этой чужой игры: президента Ющенко — как символа и генера- тора этой политики — для России больше не существует. И самой этой политики, отрицающей принципиальные основы безопасности России, также не существует как по- литики дружественной Украины.

И сегодня перед украинскими вождями, стремящими- ся отметиться вокруг дипломатической казни Ющенко —

217

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

кто наигранной обидой за «оскорбление украинства», ктооппозиционнымтявканьемвпользуМосквы,ктообна- родованиемсвоихантимосковскихвоенныхпланов,—сто- ит нешуточный выбор. Тимошенко права: правительство Януковича нисколько не отступало от враждебной России практической программы интеграции в НАТО и нацио- нализма. Янукович прав: игра Тимошенко с Москвой ци- нична и фальшива. Ющенко прав: Тимошенко и Янукович обманывают Москву. Яценюк прав: все они вместе взятые неэффективны как партнёры России. И все они правы: нет гарантий, что Ющенко удержится от вооружённого конф- ликта в Крыму ради сохранения своей, хотя бы и чрезвы- чайной власти… Но весь этот бальнеологический украин- ский политический спорт — не главное для России.

Для России главным является принципиальный вы­ борвластейбудущейУкраины:агрессивныйнационализм, саакашвили, бандеровщина и, как минимум, «холодная война» с Россией — или определённый отказ от «игры в гитлера» и мир с Россией. И только это принципиальное самоопределениеимеетзначениедляРоссии.Остальное— художественная литература.

Отпленахудожественнойлитературыотом,чтоУкраина

спит и видит воссоединение с Россией, что пророссий­

скость её должна быть авансирована допуском украинских олигархов к российским ресурсам, что украинские активы надо срочно скупить через уполномоченных мошенников, от дипломатической трусости и беспринципности пора из- бавиться и самой властной России.

Один из крупнейших на Западе современных истори- ков России, родственно связанный с русским XIX веком,

218

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

Доминик Ливен предупреждает: «Горбачев и советская элита пали жертвой собственного высокомерного отно- шения к русской истории… Если бы советское руководс- тво лучше понимало наследственный характер проблем имперского правления в России, элита 1980 х годов мог- ла бы предугадать многие из тех опасностей, с которыми ей пришлось столкнуться в годы перестройки». Ливен напоминает, что Горбачёв высокомерно проигнорировал главное — историческую угрозу на западных границах, многонациональность и традиции власти страны.

Теперь империя ушла, но угрозы против России не ис- чезли, регенерируются, идут дальше, по развалинам импе- рии — всё глубже и ближе к России. Надо отдать должное Западу: крах ялтинско-хельсинкской системы послево- енной безопасности обнажил Россию в самом уязвимом месте. Его главным итогом стало восстановление истори- ческих угроз России на западных (Украина) и кавказских (Грузия) границах, а теперь — и создание новой угрозы, на южной азиатской границе.

В системе угроз идейная и практическая воля Ющенко отвела Украине центральное, расстрельное место. Россия вызовпонялаиприняла.Медведевсказалобэтомпублич- но. Украине осталось определиться.

Август 2009

России и Армении нужен независимый Курдистан

Приведение межгосудар­ ственных­ отношений Армении и Турции к минималь- ному цивилизованному уровню неизбежно. И уже не зависит ни от судьбы Нагорного Карабаха, ни от при- знания или непризнания официальной Турцией факта геноцида армян в Османской империи.

Обретение независимости иракским Курдистаном также неизбежно — независимо от того, сколь далеко идущие планы связывают с этой независимостью США для наполнения газопровода NABUCCO или для «курд- ского сдерживания» Турции, Ирана, Сирии и вообще арабского мира. И сколь велико будет их внешнее сопро- тивление.

Блокада турецко-армянской границы будет снята, армянский­ транзит получит прямой выход на Балканы­

и в Средиземное море.

Независимый Курдистан — богатый ресурсами, но с неболь­ шим­ демографическим потенциалом (в рамках

220