Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Окороков А. - Тайные войны СССР. .doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.83 Mб
Скачать

143 Htt://kost-Iks.Narod.Ru (дата обращения 14.10.2011) 144 Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1963. С. 197.

Октябрьская революция и приход к власти в России большевиков внесли коррективы в политику отношений с Индией. С конца 1919 года и последующие два-три года восточный вопрос приобрел для советской власти особую, жизпенную актуальность и значительное практическое значение. По мнению большевиков, Запад в это время уже утратил свою революционную перспективу в отличие от Востока, где после Первой мировой войны начался мощ­ный подъем национально-освободительной борьбы за не­зависимость, значительно усиленный влипшем русской революции. Так, в феврале 1918 года вспыхнула стачка тек­стильщиков Ахмадабада, одного из крупнейших промыш­ленных центров страны. В течение всего года происходили стачки в Бенгалии, Мадрасской и других провинциях. Ру­беж 1918 и 1919 годов был ознаменован еще более круп­ным выступлением — забастовкой 125 тысяч текстильщи­ков Бомбея. В 1919 году забастовочная борьба продолжала нарастать и все больше переплетаться с антиимпериали­стическими выступлениями ремесленников, торговцев и других слоев населения. В апреле 1919 года вспыхнули во­оруженные восстания в Лохарс, Гуцжранвалс, Пенджабе и других городах и провинциях144.

Многие советские деятели, не говоря уже о первых ком­мунистах Востока, доказывали, что развернувшиеся в Азии национальные движения, принявшие в некоторых странах вооруженные формы, легко перевести на социалистиче­ское направление.

Эту точку зрения особенно активно отстаивал предсе­датель РВС Республики Троцкий. 5 августа 1919 года он направил в ЦК партии секретный доклад, в котором рас­смотрел не только проблемы подготовки вооруженного экс­порта ревошоции на Восток, но и коснулся его конкретного объекта. Он, в частности, писал, что в «ближайший период» предстоит приступить к практической подготовке «военно­го удара по Индии, на помощь индийской революции»145. Обсуждая средства достижения этой цели, он отметил, что «еще несколько месяцев назад один серьезный воен­ный работник предложил... план создания конного корпуса (в 30 000—40 000 всадников) — с расчетом бросить его на Индию»146. Идея, озвученная Троцким, была поддержана и другими высшими руководителями партии большевиков.

145 Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в ссср. 1923—1927. Т. 1. М., 1990. С. 184.

146 Там же. С. 183.


16 октября 1919 года В.И. Ленин направил срочное ди­рективное письмо в Ташкент — члену Реввоенсовета Турк-фронта и председателю Турккомиссии ВЦИК и Совнарко­ма РСФСР Ш.З. Элиаве. В нем, прямо продолжая мысль Троцкого, он требовал: «В Туркестане спешно создать хотя бы маленькую, но самостоятельную базу, способную де­лать патроны (станки посылаем), ремонтировать оружие и военное снаряжение, добывать уголь, нефть и железо».

А также организовать закупку военного снаряжения и ору­жия в странах Европы и Америки. «Денег мы не пожале­ем, — отмечал Ленин, — пошлем довольно золота и золо­тых иностранных монет».

Осенью 1919 г. в Академии Генерального штаба Крас­ной Армии было открыто восточное отделение, где гото­вились будущие кадры индийского направления. Здесь слушатели проходили занятия, связанные главным образом с изучением стран, языков, истории, религии, культуры и политических систем. Одним из преподавателей был вы­дающийся ученый, генерал А.Снесарев, 10 лет прослужив­ший на Памире в качестве начальника Памирского погра­ничного отряда, в задачу которого входило наблюдение за процессами, происходившими в Кашмире, и действиями английских колониальных властей. Да и весь штат состоял из опытных ученых, страноведов, географов, которые разра­батывали для Российской империи стратегию наступления на Индию. Теперь их научные разработки вновь оказались востребованными.

Был разработан комплекс мер, главной целью которых было наступление на Индию. А. Снесарев в своих лекциях подчеркивал, что в этом не было «ничего невероятного». Наступление на Индию предполагалось проводить по двум этапам. Первый включал утверждение советской власти в Средней Азии как основной базы продвижения на юг; второй этап включал овладение областями, представляв­шими стратегически важные плацдармы, непосредствен­но примыкавшими к Индии: Афганистан, Кашгар, Тибет и Белуджистан. Аеторы этого фантастического, но вполне осуществимого плана полагали, что, как только эти основ­

ные плацдармы будут завоеваны, английское господство в Индии рухнет само собой.

Итак, уже к осени 1919 года большевики начали подго­товку к созданию революционной армии для вторжения в восточные страны. В резолюции Второго Всероссийского съезда коммунистов Востока по этому поводу было записа­но: «.. .приступить к созданию восточной интернациональ­ной классовой Красной Армии как части международной Красной Армии»147. Об этом свидетельствует и М.В. Фрун­зе, ставший главным лицом в организации, подготовке и осуществлении восточных экспедиций с территории Турке­стана. В одной из телеграмм Председателю РВС Республи­ки Троцкому от 25 января 1920 года Фрунзе просил уско­рить высылку оружия, поскольку «в ближайшем будущем предстоят значительные расходы в связи с организацией революционных войск на территории Персии и Индии»148.