Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Окороков А. - Тайные войны СССР. .doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.83 Mб
Скачать

190 Удманцев в. Миссия в тропиках // Военно-промышленный курьер. 2005. № 27, 27 июля—2 августа.


Согласно предварительному списку, составленному со­ветскими экспертами, для возобновления нормального судоходства реку надлежало расчистить не менее чем от 15 затопленных судов. Причем только три судна, получив­шие повреждения у причалов — транспорт «Анис-Бакш», «Карнафули», «Аль-Аббас», — после соответствующей заделки пробоин в бортах, откачки ила и воды подлежали буксировке из порта на судоразделку. Остальные же суда можно было поднять со дна лишь при помощи специаль­ных подъемных кранов. По мнению западных экспертов,

работы по подъему затонувших в порту судов могли занять от 3 до 5 лег. Тем не менее Советский Союз обязался про­тралить Бенгальский залив и очистить акваторию порта к

1 июля 1974 года, причем безвозмездно.

191 Касатонов И. Флот вышел в океан. М., 1996; Войны и вооруженные конфликты второй половины XX века /под общ. ред. Б.В. Громова. М., 2003. С. 72.


С этой целью на базе кораблей и судов Тихоокеанского флота была сформирована Экспедиция особого назначения (ЭОН-12), в состав которой были включены: пять тральщи­ков, аварийно-спасательное судно, морской буксир, танкер, плавмастерская, кшшектор, гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера. Министерство морско­го флота обязывалось направить в район действий спаса­тельное судно и морской буксир, а также 2 плавкрана типа «Судоподъем», способные поднимать грузы весом в 800 т. Эти плавкраны (тана «Магнус») были закуплены в Герма­нии специально для этой экспедиции. Кроме того, на ММФ СССР легла задача по осуществлению перевозок необходи­мых грузов и маломореходных судов экспедиции на своих транспортах. Всего в экспедиции насчитывалось семнадцать кораблей и судов, около пятисот военнослужащих, рабочих и служащих. Впоследствии численность экспедиции была увеличена до 750 человек. Командиром ЭОН-12 был на­значен заместитель начальника Вспомогательного флота и аварийно-спасательной службы ВМФ контр-адмирал С. Зу-енко191. Его заместителем стал контр-адмирал С.Н. Кокоткин, заместителем командира по судоподъему капитан 1-го ранга IO.K. Сенатский (впоследствии контр-адмирал), начальни­ком штаба (ответственным за траление) — капитан 1 -го ран­

га Б. Стефановский. Дивизионом тральщиков командовал капитан 2-го ранга В. Коростылев192.

При формировании экспедиции был учтен опыт спаса­телей ВМФ, создававших подобные временные оргштат-ные структуры при выполнении работ на Балтике и Черном море после 1945 года, а также при проведении отдельных операций. В частности, по подъему линкора «Новорос­сийск», затонувшего после взрыва в Севастопольской бух­те (1956—1957 гг.), и дизельной ракетной подводной лодки «С-80» в Баренцевом море на гаубине 200 м (1969).

Следует заметить, что, пока советские эксперты работа­ли в Читтагонге, ООН создала международный консорци­ум по подъему четырех затопленных судов в соседнем бан-гладешском порту — Чалне. В него входили специалисты из Югославии, США и Италии. Причем работали они не бесплатно, а за 10 млн долл., выделенных ООН193.

Первой 2 апреля 1972 года в Читтагонг прибыла плав-мастерская ПМ-40. Она прошла через узкий фарватер Бен­гальского залива, проделанный в минном заграждении ин­дийскими тральщиками, поднялась вверх по реке Карна-фули (Карнапкули), на берегу которой расположен порт, и пришвартовалась у поврежденного причала.

192 Удманцев В. Советские моряки освоили режим «стоп-воды» // Независимое военное обозрение. 2003. № 29.

193 Там же.

Совместными действиями представителей Бангладеш и офицеров советской оперативной группы удалось уста­новить, что в результате боев в территориальных водах и на реках страны было потоплено около 150 судов. По дан­ным администрации порта Читтагонг, на его акватории на­ходилось более сорока поврежденных и затопленных су­дов, причем четырнадцать из них лежали на грунте вблизи

фарватера и сильно затрудняли судоходство. Одно судно лежало на повороте реки в самом узком месте и фактиче­ски перекрывало судоходство. Из восемнадцати портовых причалов только шесть могли принимать суда, остальные находились в разрушенном виде194.

К непосредственным работам экспедиция приступила в десятых числах апреля. На первом этапе группа инженеров обследовала 3 транспортных судна. После этого водолаза­ми было осмотрено еще несколько судов. С 10 по 20 апреля были подготовлены мероприятия по обеспечению вывода из порта обследованных инженерами трех транспортов: «Аль-Аббас», «Анис-Бакш» и «Карнафули», водоизмеще­нием по 10 ООО т каждый. Для начала их по возможности разгрузили, затем с помощью крана подняли якоря и после заделки надводных пробоин произвели пробную откачку воды из трюмов. Параллельно велись работы по детально­му выявлению надводных пробоин в кормовой части танке­ра «Авлос» и промеру глубин вокруг него с использовани­ем местного водолазного бота. Этот танкер водоизмещени­ем 22 ООО т был разорван взрывом на 3 части. Вскоре был обследован затонувший посередине судоходного фарватера транспорт «Сонартари», водоизмещением 1200 т195.