Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karandashev-Metodol_osnovy_psikh_2.rtf
Скачиваний:
491
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
2.58 Mб
Скачать

4.5. Учение Фомы Аквинского

Доминирующим философским учением в эпоху Средневековья было учение Фомы Аквинского. Оно было, в сущности, похоже на учение Аристотеля, но было перестроено в соответствии с религиозными догматами. Томизма - учение Фомы Аквинского - было канонизировано церковью. Описание душевной жизни Фома Аквинский дал в иерархической форме: различные формы души размещались в ступенчатом ряду — от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. В ступенчатом ряду расположены души - растительная, живот­ная, разумная (человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представ­ление, понятие). Психофизическая проблема как проблема отношений между душой и телом была “закрыта”.

4.6. Исследования оптики в эпоху Средневековья

Новое содержание психофизическая проблема приобрела при изучении оптики исследователями в эпоху Средневековья. В рамках религиозного мировоззрения они поставили душевное явление (зрительный образ) в зависимость от законов, объективно действующих во внешнем мире, возвращались к психофизической пробле­ме, снятой с повестки дня томизмом (цит. по Петровский, Ярошевский, 2001, с.440).

Использование оптики для объяснения того, как строится изображение в глазу (т.е. пси­хический феномен, возникающий в телесном органе), поставило физиологические и психические явления в зависимость от общих законов физического мира. В научно-психологическом мышлении произошло изменение, которое заключалось в том, сенсорный акт (зрительного ощущения) рассматривался как физичес­кий эффект, строящийся по законам оптики.

4.7. Учение Декарта

В XVII веке понятие о душе было преобразовано в понятие о сознании как прямом знании субъекта о своих мыслях, желаниях и т.д. В этот период изменилась общая трактовка психофизической проблемы. Она рассматривалась как отношение между психическими и физическими процессами с тем, чтобы объяснить место психического (сознания, мышле­ния) в природе в целом.

Французский философ Декарт попытался сочетать решение психофизической проблемы с проблемой психофизиологической, с объяснением тех изменений, которые претерпевают в организме физические про­цессы, подчиненные законам механики, порождая “страсти души”. Для этого Декарт создал образ машины, где законы механики действуют соответственно конструк­ции, созданной человеком.

Декарт считал душу и тело принципиально различными областями бытия и объяснял их эмпирически очевидную связь посредством гипотезы взаимодействия. Чтобы объяс­нить возможность взаимодействия этих двух субстанций, Декарт предположил, что в организме имеется орган, обеспечивающий это взаимодействие, а именно так называемая шишковидная железа (эпифиз), которая служит посредником между телом и сознанием. Эта железа, по Декарту, восприни­мая движение “животных духов”, в свою очередь, способна благо­даря колебанию (вызванному акцией души) воздействовать на их чисто механическое течение. Декарт допускал, что, не создавая новых движений, душа может изменять их направление, подобно тому, как всадник способен изменить поведение коня, которым он управляет.

Декарту принадлежало открытие рефлекторной природы поведения. Он представлял рефлекс по образцу процесса кровообращения. Нервный импульс рассматривался как нечто родственное - по со­ставу и способу действия - процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу.

Хотя термин “рефлекс” у Декарта отсутствовал, основная схема этого понятия намечена достаточно отчетливо. Декарт установил понятие рефлек­са как основного акта нервной системы. Под ним у Декарта понималось отражение наиболее легких и подвижных частиц крови от мозга к мышцам по типу отраже­ния светового луча. Рефлекс понимался, как материальный процесс, как реальное взаимодействие компонентов телесной машины Отражение материальных час­тиц - носителей психики - от мозга так же не нуждается для своей реализации в душе, как не нуждается в этом отражаемый от поверхности световой луч.

Согласно Декартовой схеме внешние предметы действуют на периферические окончания нервных “нитей”, расположенных внут­ри нервных “трубок”. Нервные “нити”, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам кото­рых “животные духи” устремляются в соответствующие мышцы, и те в результате “надуваются”. Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит “на выходе” этого акта, детерминировано материальными изменения­ми “на входе”.

Основой многообразных картин поведения Декарт считал “диспозицию органов”. Он понимал под этим изменение нервно-мышечной конструкции. Это изменение происходит, по Декарту, в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных “ни­тей” свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжи­мыми и, сохраняя следы прежде испытанных воздействий, прида­ют току частиц крови новое направление.

Вся нервно-мышечная физиология последующих веков находилась под определяющим воздействием Декартовой схемы. Понятие о рефлексе у Декарта с самого начала стро­илось как психофизиологическое. Предполагалось, что между “входными” и “выходными” путями действуют те механизмы, которые осознаются душой в виде ощущений, представлений и чувств. Ощущения и представления не являются у Декарта реф­лексами, но возникают и существуют только как определенные телесные состояния организма, машинообразно реагирующего на внешние толчки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]