Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Русская правда. Происхождение, источники, ее значение

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
19.57 Mб
Скачать

В интересах собственной безопасности приходилось контролировать их деятельность.

Но в особенности стала сложной деятельность князя в собственном домене, где ему приходилось назначать посадников, волостелей, тиунов и прочих многочис­ ленных представителей администрации. Превращение дани в феодальную ренту и установление в городах торговых пошлин создают сложную феодально-админи­ стративную систему, находившуюся под контролем князя.

По мере того, как стала развиваться с начала XI в. внешняя и внутренняя торговля, князьям приходилось организовывать строительство дорог и мостов. Много внимания приходилось уделять князьям охране тор­ говых путей, в особенности основного торгового пути, шедшего в Византию.

При князьях Владимире и Ярославе развивается судебная функция княжеской власти, которая выража­ лась в организации судебных органов и в отправлении суда. Юрисдикция князей стала расширяться. Сейчас князья непосредственно судят население главного го­ рода, а княжеские судьи — все остальное население.

Организация сложной сети финансовой и судебной администрации, установление принципов феодального судебного права — все это возможно было провести в жизнь только путем законодательства. При Владимире и Ярославе стала развиваться законодательная функ­ ция князей. Князья не только устанавливают «уставы и уроки», но и изменяют путем издания законов основ­ ные принципы уголовного права и процесса IX—X вв. Как указано, по рассказу летописи, Владимир дважды изменял основные принципы карательной политики. А при Ярославе появился первый юридический сбор­ ник — Русская Правда. Путем издания законов князья устанавливают размеры судебных пошлин, а также и вознаграждение административных лиц.

Князья Владимир и Ярослав после принятия хрис­ тианства всячески способствуют устроению церкви, соз­ дают мощную экономическую базу для духовенства, установив так называемую десятину. Наконец, Влади­ миру и Ярославу надо было много внимания уделять

налаживанию отношений с окружающими странами, на­ до было сноситься с иноземными властями.

Все это позволяет нам сделать вывод, что к н я ­ ж е с к а я в л а с т ь п р и В л а д и м и р е и Я р о ­ с л а в е с т а л а к а ч е с т в е н н о о т л и ч а т ь с я о т в л а с т и п е р в ы х к н я з е й — Р ю р и к о ­ в и ч е й , ч т о о н а в о с н о в н о м с т а л а с о о т в е т с т в о в а т ь п о с в о е м у о б ъ е м у и ф у н к ц и я м в л а с т и р а н н е - ф е о д а л ь ­

ны х м о н а р х о в .

ВIX—X вв. деятельность князей направлялась со­

ветом, состоявшим из наиболее видных дружинников — представителей родо-племенной знати и представителей княжеской администрации — тысяцких, соцких.

При Владимире и Ярославе, по мере разложения дружины и превращения дружинников в вассалов и по мере оформления класса феодалов —бояр, состав совета изменился. Княжескими советниками являются наиболее влиятельные бояре и представители церков­ ной иерархии. Поскольку установление новых, вассаль­ ных принципов службы совершалось под старой обо­ лочкой дружинных отношений, то памятники продол­ жают говорить о совете князей с дружиной, но это уже не дружина, а возникающая феодальная курия.

Весьма большим изменениям подверглась система органов управления при Владимире и Ярославе.

В Киевской Руси в дофеодальный период существо­ вала так называемая десятичная система управления, которая была своего рода военно-административной системой управления. Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Киев­ ской Руси, а сотники были их помощниками. По мере развития процесса феодализма эта система должна была перерасти в систему феодальной администрации. Естественно, что, превращаясь в феодальный аппарат, должностные лица этой системы (тысяцкие, сотские,

десятские) должны были изменять свои функции.

Так,

тысяцкие постепенно превращаются в своего

рода

командующих войсками того или иного

княжества,

в силу чего они стали с течением времени

именоваться

воеводами.

 

 

С другой стороны, при Владимире и Ярославе создается новая система управления — дворцово-вот­ чинная, которая затем стала покрывать десятичную. Сущность этой системы заключалась в том, что отделы управления княжеского двора являлись отделами уп­ равления и всего государства и что во главе этих от­ делов стояли особые должностные лица, назначавшиеся князем (как мы уже упоминали, в западно-европейской исторической литературе их именуют министерналами).

На местах же возникает система управления, ко­ торая в развитом своем виде стала в XIV—XVI вв. именоваться системой кормления.

При первых князьях — Рюриковичах все основные вопросы управления, которые превышали компетен­ цию тысяцких и соцких или же носили общий для всего государства характер, решались князем вместе с дру­ жиной. Непосредственными исполнителями были дру­ жинники — члены старой дружины, княжие мужи, а по менее важным делам — тиуны, мечники, детские, отроки.

После того как основной контингент дружинников (в особенности их верхний слой) стал отрываться от княжеского двора, оседать на землю и дружинные от­ ношения стали перерастать в отношения вассалитета — основными административными княжескими агентами сделались низшие дворцовые слуги, большей частью набиравшиеся из княжеских холопов,— тиуны, меч­ ники и т. д.

Обычно эти дворцовые слуги специализируются по отделам княжеского хозяйства. Так, появляется тиун огнищный, тиун конюший и т. д. К XI в. княжеские тиуны стали играть крупную роль не только в управле­ нии княжеским хозяйством, но и в общей администра­ тивно-финансовой и судебной организации. В XII в. из этих княжеских тиунов, которые стали смыкаться с боярством, возникают дворцовыечины: дворецкие, стольники и т. д.

При князьях Владимире и Ярославе окончательно оформляется и система местного управления. В горо­ дах должностными лицами являются посадники, а в волостях — волостели. Посадники, в отличие от ты­

сяцких, которые, очевидно, стали сосредоточивать в своих руках военно-административные функции, были полномочные представители княжеской власти. Бу­ дучи представителем князя в городе, посадник выполнял функции самого князя: он и судил, и собирал дань и разные пошлины, и ведал полицейскими делами, од­ новременно' руководя военными силами города. Во­ лостели являлись также полномочными представите­ лями княжеской власти в волостях и выполняли, по­ добно посадникам, все административные и судебные функции. Содержание посадников и волостелей скла­ дывалось от отчисления княжеских доходов и корма.

Посадники и волостели стали иметь помощников в лице тиунов и рядовичей, которые, вероятно, назна­ чались из числа принадлежащих им рабов. Были у них помощники и по специальным отраслям управления — вирники, мостники и пр. Все эти административные лица содержались за счет кормов от населения и раз­ личного рода поборов.

При Владимире и Ярославе произошли, несомнен­ но, крупные изменения и в источниках княжеских до­ ходов. По мере развития феодальных отношений дань стала превращаться в феодальную ренту. Устанавли­ вались дополнительно к дани и другие сборы. Так, па­ мятники говорят о полюдье и о даре. Под полюдьем понимался первоначально объезд князьями подвластной им территории для выполнения ими правительственных функций, судебных и финансово-административных. При этом объезде они взимали с населения разного рода поборы, которые носили добровольный характер и на­ зывались даром. В конце концов возник новый вид побора, называвшийся «полюдьем даровьным».

Устанавливались в это время и судебные пошлины: виры и продажи. Но одним из крупнейших источников княжеских доходов являлись доходы с тех владений князей, где были организованы села. Зависимое кресть­ янство этих сел должно было снабжать княжеский двор различного рода продуктами.

При Владимире и Ярославе изменилась весьма сильно и военная организация. При первых князьях Рюриковичах, в частности при Святославе, войско

состояло из двух основных частей — из дружины и народного ополчения.

Поскольку при Владимире и Ярославе окончательно определился процесс разложения дружины и превра­ щение дружинников в вассалов, войско стало со­ стоять из так называемых феодальных ополчений, т. е. из ополчений великокняжеских вассалов (из ополче­ ний сыновей и братьев великих князей и бояр) и из народных ополчений, которые, как о том рассказывает летопись, продолжали созываться. Наиболее крупные бояре стали иметь свою дружину, т. е. могли органи­

зовывать свои ополчения и являться

с ними на

войну.

 

Все это показывает, что при Владимире и Яро­

славе политическая структура Киевского

государства

подверглась весьма серьезным изменениям. Киевское государство из дофеодального государства преврати­ лось в феодальное не только по классовой своей сущ­ ности, но и по политической форме, которая в своем законченном виде известна под названием ранне-фео­ дальной монархии.

Одним из крупнейших этапов в процессе пере­ хода от дофеодального общества к феодальному яв­ ляется, несомненно, принятие христианства. Христи­ анство являлось господствующей религией в Визан­ тии, в которой закончился переход к феодализму. Ви­ зантийская церковь представляла собой развитый феодальный организм. Принятие христианства при Владимире имело своим последствием не только ук­ репление организуемого феодального государства, но и вместе с тем внедрение феодальной идеологии. Приня­ тие христианства из Византии всячески способствовало развитию культурных связей Киевской Руси с этим крупнейшим мировым культурным центром и развитию феодальной культуры.

Князья Владимир и Ярослав весьма много содей­ ствовали распространению христианства на Руси, содей­ ствовали организации русской церкви, заботились о ее благосостоянии, принимали меры к установлению осо­ бых привилегий, для чего ими были изданы два Устава (Устав князя Владимира и Устав киязя Ярослава).

Образование русского феодального государства сопровождалось острой классовой борьбой. С одной сто­ роны, выступали отдельные племена, где развитие феодальных отношений было относительно слабым; выступали и элементы, связанные с дофеодальной госу­ дарственностью, например князь Мстислав Владими­ рович Тьмутараканский, и, наконец, выступали зака­ баляемые общинники, как это было в 1024 г.

Словом, при князьях Владимире и Ярославе про­ изошли весьма серьезные изменения и в области эко­ номических отношений, и в области общественно-по­ литического строя, и в области идеологии и культуры. Киевская Русь при этих явлениях стала качественно различаться от Киевской Руси первых князей Рюриковичей, включая и Святослава. Киевское до­ феодальное государство при этих князьях превра­ тилось в феодальное, хотя процесс этот в некоторых своих чертах и не был полностью закончен. Только в результате превращения Киевского государства в феодальное возможна была так называемая феодаль­ ная раздробленность.

Таким образом, началом Русского феодального го­ сударства является не «ряд Ярославов» и последовав­ ший после смерти Ярослава раздел Русского государства между его детьми, а тот переворот в экономических и социально-политических отношениях, который прои­ зошел в первую половину XI в.

В специальной работе 1 нами было установлено, что установление феодального государства вообще совер­ шается в результате переворота. Такой переворот был констатирован Энгельсом и при образовании Каро­ лингской империи (аграрный переворот)2. Эти перево­ роты сопровождались острой классовой борьбой. Об­ разование феодальных государств является одним из важнейших моментов средневековой истории. Кроме серьезных внутренних преобразований, обнаруживается,

как

общее правило, яркая экспансия феодализирую-*

*

С. В. Ю ш к о в ,

К проблеме образования феодального го­

сударства (на правах

рукописи), изд. Московского юридиче­

ского

ин-та, М.,

1948.

 

г См. М а р к с

и Э н г е л ь с , Соч., т. XVI, ч. I ,стр. 390 и сл.

щегося государства на окружающие страны. В резуль­ тате этой экспансии, которая, как общее правило, происходит успешно, завоевываются соседние страны, или не вышедшие из стадии первобытно-общинного строя или дофеодальной государственности, или уже пережившие феодальный распад.

Как известно, Владимир по рекам Стугне и Трубежу построил для защиты от печенегов линию крепостей. Вот этой-то заботы о внешних границах и не проявляли прежние князья.

Вследствие мероприятий Владимира и Ярослава территория Киевского государства перестает быть неяс­ ной и расплывчатой, как это было во времена прежних князей. Создается' сильный и крепкий политический центр— Киев, явившийся одним из крупнейших центров в Восточной Европе, из которого шли нити управ­ ления над отдельными частями. По своей сплоченности и внутренней организованности Киевское государство было подобно другим государствам, превращавшимся в феодальные империи и монархии, например, феодаль­ ной империи Карла Великого.

Киевское государство, превращаясь в своего рода феодальную империю, объединившую не только пле­ мена восточного славянства, но и ряд финских и литов­ ских племен, и сделав вассальными некоторые из тюрк­ ских племен (тюрки, кара-калпаки, берендеи), ведет внешнюю политику методами и формами, которые воз­ можны только для сильного, сплоченного, относитель­ но централизованного государства.

Таковы изменения в общественно-экономическом и политическом строе, которые наблюдались в Киевском государстве в первой половине XI в. Эти изменения зна­ меновали переход Киевской Руси к феодальному го­ сударству, к начальной политической форме феодаль­ ного государства — к ранне-феодальной монархии.

Естественно, что дальнейшее развитие феодальных отношений в первой половине XI в. должно было так или иначе отразиться и на системе права. Стали разви­ ваться элементы феодального права, права-привиле­ гии. Это феодальное право противополагается нормам права, сложившимся в дофеодальном, варварском го­

сударстве. Основным, больше того — единственным ис­ точником этого права было обычное право. Теперь_ же, когда в Киевской Руси решительно перестраивается политический аппарат, приобретают значение законо­ дательство и судебная практика. Князья вносят из­ менения в существовавшие до сего времени нормы права путем издания своих «уставов», своих законов. Об­ разуется новое, но уже феодальное обычное право. Возникает новый источник русского права — княжеское законодательство и судебная практика князей. Яркий пример княжеского законодательства представляет замена вир смертной казнью при князе Владимире. По мере того, как возникает феодальное право, находящееся в противоречии с существовавшим обычным правом варварского дофеодального госу­ дарства, возникает совершенно настоятельная необ­ ходимость его обнародовать, чтобы сделать известными его основные положения Массам. Следовательно, воз­ никает потребность в издании особого сборника, в котором были бы изложены эти новые положения. В рассматриваемый период не было необходимости в со­ ставлении обширного сборника, в котором нашли бы место все действующие нормы всех отраслей права — и государственного, и административного, и семейного, и наследственного, и т. д. На первом этапе издаются новые нормы, относящиеся к уголовному праву и час­ тично к процессу. Именно здесь, в этой отрасли права, возникают в первую очередь нормы, принципиаль­ но отличные от норм обычного права, действовавшего в IX—X вв. Уже давно в литературе обращено внима­ ние на то, что первые законы в первую очередь касаются уголовного права. Нами указано, что уровень пра­ вового развития Руси был достаточно высок, во всяком случае намного выше, нежели это представ­ ляло большинство историков и историков права. Еще во времена Олега существовала особая система права— Закон русский. Но трудно думать, что по всему прост­ ранству Руси сидели княжеские судьи и выносили при­ говоры по всем возбужденным делам. Можно пола­ гать, что княжеские судьи сидели только в наиболее крупных центрах и решали только наиболее СерьеЗ-

ные дела, например по обвинению в убийстве или в разбое. Изучая размер вознаграждения за убийство (т. е. вергельда) у разных народов, нетрудно устано­ вить, что он колебался в зависимости от местности и времени. Так, не был одинаков вергельд у отдельных германских народов. Наблюдались большие колебания размера вознаграждения за убийство (удовлетворение за кровь) в Грузии — в законах Георгия V, в законах Беки и Агбуги и в особенности в законах Вахтанга. Колебался размер куна и в Казахстане. В особенности разнообразен был размер взысканий за другие преступ­

ления. Вполне

естественно, что киевские князья после

установления княжеской

юрисдикции по

всем делам

и повсеместного

учреждения (в

городах

и волостях)

судебных мест в первую

очередь должны были устано­

вить е д и н у ю

с и с т е м у

н а к а з а н и я ,

т. е.

е д и н ы й р а з м е р

в и р ы з а у б и й с т в о

и д р у г и х д е н е ж н ы х в з ы с к а н и й

з а

д р у г и е в и д ы п р е с т у п л е н и й по в с е ­

м у п р о с т р а н с т в у

К и е в с к о й

Р у с и .

С другой стороны,

до расширения объема княжеской

юрисдикции можно

сомневаться, что денежные взыс­

кания за иные виды преступлений поступали князю. Вероятно, они шли пострадавшему. Необходимо было ввести штрафы за эти преступления, шедшие теперь уже князю дополнительно или, вернее, параллельно с вознаграждением пострадавшему.

Далее, пришедший к господству класс феодалов, желая защитить от посягательств свое имущество, стремится установить новые составы преступлений, ко­ торые не были ранее известны. Многие посягательства на имущество не считались преступными и не облага­ лись наказаниями.

Наконец, князья, расширяя объем своей юрисдик­ ции и организуя многочисленный судебный аппарат, были заинтересованы в ликвидации всякого рода са­ моуправных действий

Словом, после тех изменений в политическом ап­ парате, которые были произведены Владимиром и Ярославом, естественно было ожидать издания особого княжеского постановления, в котором были разреше­

ны те вопросы, которые были поставлены общим хо­ дом развития уголовного права и которые были необ­ ходимы для судебных органов. И это постановление было издано. Ему усвоено в историко-юридической науке название Древнейшей Правды.

2. Обзор взглядов о происхождении Древнейшей Правды

Вопрос о происхождении Древнейшей Правды, как мы знаем, оживленно обсуждался в исторической лите­ ратуре. Для того, чтобы обосновать свои взгляды на этот вопрос, нам надлежит подвергнуть критическому обзору имеющиеся мнения. Их можно разделить на пять основных групп:

1) По взглядам Тобина и Гетца, Древнейшая Правда, являясь памятником, содержащим право народных общин, возникла в докняжеское время (VIII—XI вв.).

2) По взгляду Г И. Шмелева, Древнейшая Правда возникла в княжение Владимира Святославича.

3)По взглядам В. И. Татищева, Н. М. Карамзина,

И.Д. Беляева, П. И. Беляева, И. А. Стратонова,

И.И. Яковкина, Б. Л. Черепнина и др., Древнейшая Правда — это грамота, данная Ярославом Новгороду в благодарность за ту помощь, которая была ему ока­ зана Новгородом во время борьбы со Святополком за Киевский стол.

4)По взглядам М. Н. Тихомирова и других исто­ риков, Древнейшая Правда возникла в тридцатых годах XI в., причем одна часть историков местом возникнове­ ния ее считает Киев, а другая часть— Новгород.

5)Имеются исследователи, которые отодвигают про­ исхождение Правды Ярослава к еще более позднему вре­ мени, например Максимейко, который настаивал, что вся Краткая Правда (т. е. первая и вторая часть) составлена одним лицом во второй половине XI века.

Обратимся

прежде всего к оценке взглядов Гетца

на происхождение Древнейшей Правды,

развившего

взгляды Тобина.

 

Среди главнейших доводов в пользу раннего про­

исхождения

Древнейшей Правды Гетц

выдвигает: