Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры социалка.docx
Скачиваний:
136
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
251.84 Кб
Скачать

18. Возрастная динамика я-концепции

Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что собственно о са-мости можно говорить лишь при появлении способности осознавать роль других, которая начинается после одного года. Именно эта модель определяет возрастающую способность ребенка управлять переживанием мира. В исследованиях последних лет она получила на-звание схемы самости, организующей репрезентации прошлых жизненных переживаний избирательно воздействует на переработку всего континуума информации, на кодирование, сохранение, воспроизведение, выведение, планирование и антиципацию, изменяясь и совершенствуясь по мере новых поступлений.

С обретением языка начинается процесс дифференциации самости. Некоторые ас-пекты ее обозначаются и такм образом объективируются. Этот новый канал предоставля-ет возможность очень эффективного разделения жизненных переживаний; взаимозависи-мость между самостью и другими становится все более вербальной. Появление языка соз-дает предпосылки для обретения нового качества самости – личных жизненных пережива-ний, недоступных другим. С этого момента у ребенка начинает формироваться ряд схем самости. К 7-8 годам можно говорить о наличии у него стабильной, хорошо дифференцированной Я-концепции.

В целом характеризуя возрастную динамику развития Я-концепции, можно отме-тить увеличение количества описательных категорий; гибкость и определенность в их ис-пользовании, повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и ин-тегрированности информации; использование все более тонких оценок и связей между ними, способностей анализировать и объяснять поведение людей, большее внимание к изложению материала, желание сделать его более убедительным.

В процессе взросления образы Я становятся:

1. более дифференцированными и многокомпонентными;

2. более бобщенными, переходя от фиксации случайных, внешних при-знаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким внутренним диспозициям;

3. более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые де-терминанты, мотивы поведения, свои отличия от других людей;

4. собственное Я кажется более устойчивым;

5. возникает иостенно усиливая разграничен и противопоставле-ние наличного и идеального (желаемого, должного) Я;

6. меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости

19. Психологическая устойчивость я-концепции и механизмы ее поддержания

Социально-психологиче­ская самозащита рассматривается современными авторами как один из наи­более мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции в частности.

Вытеснение — подавление, исключение из сознания информации, внося­щей напряжение и тревогу. Сталкиваясь с такой информацией, человек пред­принимает целенаправленные неосознаваемые усилия, чтобы «честно» забыть ее, обеспечивая сохранение позитивного самоотношения. Примером применения такого рода защиты является целенаправленное выталкивание из сознания негативных действий или событий, отрицательно характеризующих личность.

Подавление — блокирование неприятной, нежелательной информации, осуществляемое при переводе ее из воспринимающей системы в память либо при выводе из памяти. Нежелательная информация маркируется таким образом; чтобы в последующем не воспроизводиться. Исследования когнитивных психологов показали наличие существенных сложностей, связанных с припоминанием информации, вызывающей отрицательные эмоции.

Отрицание — стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Человек становится невосприимчив к тем граням своей жизни, которые чреваты неприятными ощущениями; человек ничего не хочет видеть и слышать, тревожась, что выстроенный им иллюзорный мир рухнет.

Избегание — тенденция миновать фрустрирующую ситуацию или объек­ты, ассоциирующиеся с неприятными воспоминаниями. Этот механизм проявляется в стремлении людей не встречаться со знакомыми, оказавшимися свидетелями их негативных проявлений, избежать мест, напоминающих о неприятных событиях.

Обособление — изоляция внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами, часто ведущих к расщеплению, диссоциации личности. В рамках сохранения «собственного лица» люди часто как бы обособливают свои негативные действия, объясняя их себе тем, что они вынуждены экстраординарными обстоятельствами. В обычной ситуации эти действия просто не имели бы места. Так, человек, совершивший хамский поступок и вызвавший осуждение, оправдывает себя ссылкой на вынудившие его обстоятельства.

Рационализация — самообман, попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею. Примером рационализации является стрем­ление найти у несимпатичного человека уйму недостатков. Причем рацио­нализация может быть негативно и позитивно валентной. Примером последней является кумиризация или идеализация героя, вождя, идола и т. п. В частности, влюбленные часто приписывают друг другу качества, объективно не присущие партнеру, но приписываемые идеалу, что часто создает основу для последующих разочарований. Логика тут проста — моим избранником может быть только идеал, следовательно, у него должен быть набор только позитивных характеристик.

Проекция — бессознательный перенос собственных чувств, влечений, качеств на другое лицо. Нечистый на руку видит и других такими же. Курильщик снимает тревогу в кругу, находя себе подобных. Двоечник ищет «друзей по несчастью». Здесь тоже можно говорить о позитивно и негативно валентных разновидностях. В первом случае человек начинает проецировать свои позитивные качества на другого, забывая, что наличие их вовсе не является нормой. Человек, отдающий долги, не сомневается, что такой же ответственностью обладает и берущий в долг. Правда, у берущего может сработать и иная логика — беру чужие ненадолго, отдаю свои навсегда.

Идентификация — разновидность проекции, неосознанное отождеств­ление себя с другим человеком и перенос на себя желательных свойств и качеств. Особенно это характерно для младшего возраста, в котором часты случаи ролевой идентификации с героем. Ребенок начинает верить в то, что он Рембо, ощущает себя сильным и уверенным.

Конверсия — изменение значения или содержания явления на более приемлемое. Человек обозначает то или иное негативное деяние более мяг­ким термином, тем самым уменьшая остроту переживаний. Не украл, а взял, не сбежал, а ушел, не стащил, а унес и т. п. Причем конверсия часто используется и для успокоения общественного самосознания.

Регрессия замена значимой, но труднодостижимой цели на менее значимую, но легче достижимую. В данном случае человек, опасаясь возможной неудачи в решении сложной задачи (например, поступление в престижный вуз), выбирает ношу полегче, а себе рассказывает «сказку» о том, что образование можно получить везде, приложив усилие и способности, в наличии которых у себя он не сомневается.

Компенсация — неудачи в одной сфере деятельности компенсируются сверхдостижениями в другой. Пример тому — «уход» в работу, семью и т. п., когда человек, предчувствуя возможные претензии в собственный адрес, начинает создавать почву для самооправданий по поводу своих неудач, отдавая «бразды правления» другому. Шаблоны типа «своих детей не умеешь воспитывать - нечего воспитывать чужих», однако, вовсе не являются аксиомой. Существуют примеры, когда человек неудачливый в собственной семейной жизни добивается выдающихся успехов на производстве и пр.

Фантазия — использование в качестве реальных мнимых образов. Человек достигает в мечтах глобальных целей и тем самым удовлетворен. Примером тому является маниловщина.

Формирование реакций включает подчеркивание представлений и характеристик, противоположных наличным недостаткам. Например, мать неосознанно ненавидящая ребенка, всячески демонстрирует свою любовь к нему, человек, склонный к гомосексуализму, становится Дон Жуаном.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]