Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грамматика-80 / I / 121-197.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Словообразование * основные понятия

§ 191. Объектом изучения в словообразовании являются словообразовательно мотивированные слова, т. Е. Слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами.

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом — домик (маленький дом), победить — победитель (тот, кто победил)), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать — бег, белый — белизна, быстрый — быстро).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

§ 192. Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками.

1) При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью: горох — горошина, бежать — выбежать.

Примечание. Формально (фонематически) более сложной считается основа, в которой содержится большее количество вычленяемых (помимо корня) звуковых отрезков, независимо от того, обладают ли эти отрезки каким­либо значением или не обладают.

2) При различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия — химик (тот, кто занимается химией), художник — художница (женщина­художник).

3) При тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: а) в парах «глагол — существительное, обозначающее действие по этому глаголу» (косить — косьба, дуть — дутьё, выходить — выход, атаковать — атака), «прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак» (красный — краснота, синий — синь), независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного (см. § 1111); б) в паре «прилагательное — наречие» мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью (см. признак 1): смелый — смело, но вчера — вчерашний.

4) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар, корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный, корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных (см. § 460).

§ 193. Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница — мотивирующее, а по отношению к слову учить — мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учитьучительучительница.

Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое­нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость — слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

старыйстаIретьустаIрIетьустарIеIлIыйустаIрVелость.

Слово второй, третьей и т. д. ступени мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но и другими предшествующими словами. Например, слово накрахмалить, входящее в цепочку крахмал → крахмалитьнакрахмалить, мотивируется не только глаголом крахмалить, но и существительным крахмал. Аналогично прилагательное преподавательский мотивируется не только словом преподаватель, но и словом преподавать.

§ 194. Словообразовательное гнездо — это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

Пример словообразовательного гнезда:

смелость

смело

смелый

смельчак

смелеть

осмелеть

посмелеть

осмелиться

§ 195. Мотивированное слово всегда включает мотивирующую основу и словообразовательный формант. Мотивирующая основа — это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (с учетом морфонологических преобразований последней — чередований, наращений, усечений, см. § 206), например: лес — лесок (мотивирующая основа лес­, формант ­ок), партизан — партизанить (чередование |н—н’|, мотивирующая основа партиза|н’|­, формант ­и1­). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация, см. § 203) характеризуются более чем одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец — две мотивирующие основы: зем|л’|­ и ­прохо|д’|­.

Словообразовательный формант — это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на­, а от слова крахмал — суф. ­и1­ и преф. на­; формантом слова накрахмалить является преф. на­. В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс ­аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим).

§ 196. Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией, а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, — опосредствованной мотивацией. Из двух мотиваций 1) крахмалить — накрахмалить; 2) крахмал — накрахмалить — первая является непосредственной, а вторая — опосредствованной.

Различаются два вида опосредствованных мотиваций.

а) Опосредствованные мотивации, имеющие свой аналог среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации входят в систему словообразовательных типов (см. § 198) и могут быть названы типовыми. Члены типовых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая в других случаях функционирует как единый формант. Так, например, члены мотиваций преподавать — преподавательский, чистый — очистить отличаются друг от друга элементами ­тельск­, о­ + ­и1­, представляющими собой соответственно совокупность продуктивных аффиксов ­тель (преподавать — преподаватель) и ­ск­ (преподаватель — преподавательский), ­и1­ (чистый — чистить) и о­ (чистить — очистить), которая в других случаях функционирует как единый формант — суффиксальный (­тельск­: издеваться — издевательский) или префиксально­суффиксальный (о­ + ­и1­: порожний — опорожнить).

б) Опосредствованные мотивации, не имеющие аналога среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации не входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы внетиповыми. Члены внетиповых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант. Например, наряду с парами типа влага — влажнеть нет пар, в которых мотивированное и непосредственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком ­не­: все мотивированные глаголы на ­не(ть) непосредственно мотивируются прилагательными на ­н(ый), т. е. входят в цепочки типа влага — влажный — влажнеть. Поэтому они выделяют в своем составе суф. ­е­, а не ­не­. Элемент ­не­, которым различаются слова типа влага — влажнеть, не является формантом, так же как и, например, ­ни­ в грязнить (ср. грязь — грязный — грязнить), ­озность в религиозность (религия — религиозный — религиозность).

Словообразовательные мотивации, являющиеся в одних случаях непосредственными, в других случаях могут выступать как опосредствованные. Так, мотивация существительных, называющих лицо по местности, жителем или уроженцем которой оно является, выступает как непосредственная в сущ. с суф. ­анин, ­ич (Египет — египтянин, Варшава — варшавянин, Москва — москвич) и как опосредствованная в сущ. с суф. ­ец (Америка — американский — американец, Европа — европейский — европеец), непосредственно мотивированных прилагательными (см. § 287). Мотивация глаголами у прилагательных со знач. «характеризующийся отношением к действию» является непосредственной в образованиях типов заметить — заметный, полоскать — полоскательный (см. § 646, 652) и опосредствованной (при непосредственной мотивации существительными со знач. действия) в таких образованиях, как сварить — сварка — сварочный, изолировать — изоляция — изоляционный (см. § 617).

Примечание. В дальнейшем при описании словообразовательных типов вместо терминов «непосредственно мотивирующий», «непосредственная мотивация» для краткости используются термины «мотивирующий», «мотивация».

Соседние файлы в папке I