Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гоголева.doc
Скачиваний:
136
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
766.46 Кб
Скачать

3.3. Наркомания как социально-психологическое явление

Употребление наркотиков, как и алкоголя, в подрост­ковом возрасте носит групповой характер. Вначале упо­требление психоактивных веществ связано с желанием просто, из любопытства попробовать самому. Обычно употребление наркотиков начинается с единичных (эпи­зодических) случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодического упо­требления — это предболезнь, а переход к регулярным приемам препарата чаще всего указывает на появление наркотической зависимости. Главными ее признаками яв­ляются влечение и абстинентный синдром. Вначале вле­чение дает о себе знать на уровне психической зависимости. Под влечением мы понимаем потребность в наркотике, обозначается как тяга, желание, хотение, го­лод, жажда и т. п. Наркоманам наркотик нужен, чтобы восстановить психический комфорт, иначе будет плохое настроение, раздражительность, напряженность, пони-

65

женная работоспособность, доминирующие воспомина­ния, навязчивые желания. По мере дальнейшего развития наркомании влечение проявляется на уровне физической зависимости: без дозы препарата расстраиваются функ­ции нервной вегетативной системы и внутренних органов вплоть до тяжелых состояний (и субъективно, и объектив­но), даже до смертельных исходов. Эти состояния называ­ются абсинтентными — от слова абсанс, что означает от­сутствие.

С появлением патологического влечения к психоак­тивному веществу резко меняется личность употребляю­щего наркотики. Прежние ценности (интересы, занятия, связи) отступают и могут полностью исчезнуть. Главная установка таких лиц - утолить влечение, что определяет соответствующий образ жизни. И сам этот образ является клиническим признаком, так же, как и особый речевой жаргон. Параллельно с этим изменениями развивается психопатизация личности. Эмоциональные реакции у них становятся несдержанными, неадекватными, несоразмер­ными, с преобладанием отрицательных эмоций (озлоб­ленность, гневливость, подозрительность, ревность, обидчивость, отчаяние, безысходность, тоска и т. п.). На­растает душевная тупость, безучастность к судьбе близких и равнодушие к собственной судьбе в сочетании с холод­ной жестокостью, крайним безволием и пассивной подчиняемостью наркотическому окружению. Постепенно ор­ганизм наркомана слабеет, дряхлеет. Развивается прежде­временное старение организма, сухость, желтушность и дряблость кожи, разрушаются зубы, выпадают волосы, от­мечается резкое похудание, выявляется поражение пече­ни, сердца, почек, печени, поджелудочной железы и дру­гих органов и систем. Падают все защитные силы организ­ма, вследствие чего добавляются самые различные инфек­ции, развиваются злокачественные опухоли, появляется предрасположенность к СПИДу. Резко сокращается (в среднем до 20—30 лет) продолжительность жизни.

Для приобретения, употребления, реализации и хране­ния наркотиков подростки объединяются в группы. Связи хронического наркомана с обществом обычно ограничи­ваются контактами с членами наркоманской группы, где они употребляют психоактивные вещества и получают по­сильную поддержку в критических ситуациях (в период «ломки»). С точки зрения психической структуры, нарко-

66

ман принадлежит к типу личности слабой переносимо­стью боли и эмоционального стресса. Если у него отсутст­вуют близкие контакты с себе подобными, то он утрачива­ет чувство уверенности и оптимизма.

По причине ущербности социального развития лично­сти наркоман старается избегать любой формы ответст­венности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. Поэтому объединение наркоманов в группы яв­ляется одной из их социально-защитных потребностей. По этой причине в большинстве случаев современные наркоманы не потребляют наркотики в одиночку. Боль­шинство из них живет в неформальных группах. Нарко­манская группа является одной из отличительных черт со­временной наркомании. Наркоманская группа далеко не всегда настроена миролюбиво по отношению к окружаю­щим людям, чаще демонстрирует раздражительность, гнев, ненависть даже к самым близким людям, агрессию. Члены группы достаточно небрежны в одежде, в прическе, в общении. Если они находятся в состоянии наркотиче­ского опьянения их поведение, эмоции, общение явно не­адекватны и настораживают окружающих. Все это способ­ствует непониманию и углубляет разрыв между группой наркоманов и окружающими людьми.

Мотивы, по которым наркоманы объединяются в группы, различны:

  • страх передозировки наркотика и надежда, что группа спасет (в реальной действительности такие факты встречаются крайне редко);

  • легкость получения наркотических средств или их за­менителей (наркопритоны специально снабжаются наркодельцами);

  • совместный поиск средств и добыча наркотиков (в основном носит криминальный характер);

  • наркоманы сплачиваются в группы перед лицом опас­ности извне (семья, правоохранительные органы, представители здравоохранения, граждане);

  • в группе отсутствует иерархия (члены группы имеют одинаковые права и никаких обязанностей);

  • позицию лидера занимает либо сильная личность, либо лицо, способное удовлетворить их потребности в наркотиках (в отношениях с лидером наблюдается полное, безоговорочное подчинение его требованиям,

67

вплоть до совершения аморальных или уголовно наказуемых деяний);

  • в группе наркоманы ищут ярких, эмоционально-насыщенных переживаний, увлекательных действий, которые являются результатом действия наркотиков;

  • декларация группой наркоманов полной свободы и независимости, что характерно для подростков данного возраста и притягивает их к ним.

В большинстве случаев наркоманам еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватало чувства уверенности в себе. Группа наркоманов в данном случае выполняет функции психотерапевтов, неудачно осуществляющих лечение социально-неуверенных, эмоционально-незрелых личностей.

Первый прием наркотиков не осознается молодыми людьми в полной мере, они не понимают, что новые ощущения, впечатления не являются нормой, а вызваны введением наркотиков. В дальнейшем критерием оценки нормального состояния станут эти новые, вызванные нар­котиками, впечатления. Состояние измененного созна­ния ими воспринимается как норма, и оно не беспокоит их.

Существует целый ряд патологических явлений, уви­денных и описанных наркоманами в состоянии изменен­ного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления — это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричинный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные высказывания, галлюцинации, неузнавание знакомых лиц и объектов, состояние, похо­жее на лунатизм, ощущение себя вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пережитой эйфории и свя­занных с ней впечатлениях через несколько дней или не­дель затруднены и туманны. Однако остается желание пе­режить и почувствовать это еще раз.

Кулаков С. А. (2000) со ссылкой на других исследователей различает два основных типа наркоманов — сикерс (англ. Seekers — искатели) и хэдс ( англ. Headsголовы). Эти термины, заимствованные из англо-американского жаргона, в других языках не имеют синонимов и их не следует переводить дословно, иначе они утрачивают свой основной смысл. Поэтому мы будем использовать транслитерацию.

68

Сикерс — это люди, которые в поисках истины прово­дят эксперименты с наркотиками и их эффектами, срав­нивая их. Находят новый смысл человеческого бытия. Они не употребляют наркотики постоянно, а только эпизоди­чески, а в перерывах анализируют пережитые впечатле­ния. По натуре они преимущественно люди импульсив­ные, склонные к самоанализу, пытливые. Их интерес к наркотикам, как правило, не усиливается и после оконча­ния школы может исчезнуть полностью.

Хэдс проявляют до и во время приема наркотиков серь­езные отклонения личности. По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянно присутствующей неу­веренности и депрессии они начинают употреблять нар­котики чаще, что приводит к ярко выраженной психиче­ской зависимости. Так же, как и предыдущая категория, эти наркоманы принимают самые разнообразные нарко­тики, но в больших количествах и гораздо чаще. Их отли­чия от нормальных ровесников:

  • постоянно присутствующая легкая депрессия;

  • беспокойство;

  • подозрение, что никто их не воспринимает всерьез;

  • нарциссизм или эгоцентризм;

  • частые размышления над собственной индивидуаль­ностью, независимостью и свободой мыслей и слов;

  • постоянное возвращение к наркотикам;

  • трудности в обычном общении с окружающими.

Этот тип наркоманов характеризуется серьезными на­рушениями поведенческих реакций, как это бывает при эндогенных психозах и мозговых травмах. Но эти наруше­ния ни в коем случае нельзя идентифицировать с шизоф­реническим психозом или с последствиями травматиче­ского повреждения мозга. Скорее их можно расценить как форму характерологических изменений, возникших в ре­зультате неэффективного процесса социализации лично­сти, ошибок в воспитании и бесцельного существования в семье.