Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОГЛАВЛЕНИЕ.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
89.09 Кб
Скачать

1.3. Федеральные и региональные органы государственного контроля и надзора

Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.

Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации.(Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. от 07.02.2011 ))16

В условиях отсутствия внятного государственного решения о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти практика регионального правотворчества в сфере труда складывалась довольно хаотично и противоречиво. Только с принятием Трудового кодекса проблема разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений начала решаться.

Статья 6 ТК, специально посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, вслед за Конституцией (ст. 37) применяет два критерия разграничения полномочий: а) предмет регулирования; б) содержание (объем) регулирования, хотя четко это не выражено (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008))17

В соответствии со ст. 6 ТК к ведению федеральных органов государственной власти отнесено, в частности, установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основ социального партнерства; порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др., то есть практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда. ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)).18

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены также: определение основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и установление особенностей правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. Заметим, что таких вопросов весьма немного и они не носят принципиального характера. В качестве примера можно привести решение вопроса о создании и регламентации деятельности региональных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Вторым направлением правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 6 ТК выступает принятие законов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 19

Трудовой кодекс при разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти не предусмотрел возможность конкретизации региональным законодательством норм федеральных нормативных актов, хотя один из проектов ТК прямо указывал, что субъекты Российской Федерации могут детализировать, конкретизировать и дополнять положения, установленные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами с учетом экономических, социальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, разграничение полномочий между федеральным и региональным законодателем произведено на базе сложившихся традиций и фактически закрепляет уже существующее соотношение федеральных и региональных нормативных актов, при котором федеральное законодательство выступает основным регулятором.

Среди недостатков формулировки ст. 6 ТК необходимо назвать допущенную нечеткость разграничения полномочий. Так, часть 3 ст. 6 ТК допускает так называемое опережающее регулирование, без уточнения какой именно области трудовых отношений. То есть субъекты Федерации в сфере формирования трудового законодательства фактически обладают конкурирующей законодательной компетенцией по всему предмету совместного ведения, поскольку не оговорено иного. Это полномочие применительно к трудовому праву вызывает ряд сомнений.

Сформулированное в общем виде полномочие субъектов РФ осуществлять опережающее правовое регулирование трудовых отношений, сохраняет возможность противоречивого развития системы источников трудового права и поэтому нуждается в дополнительной регламентации.

Еще одна проблема, которая встает в связи с применением ст. 6 ТК, - это предоставление субъектам Российской Федерации права повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников.

В соответствии с частью 2 ст. 6 ТК повышение трудовых прав, свобод и гарантий работников возможно лишь по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010)).20 То есть субъекты Российской Федерации фактически могут повышать уровень трудовых прав, свобод и гарантий лишь путем установления дополнительных трудовых прав, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Повышение гарантий, установленных федеральным законодательством, вряд ли возможно, поскольку определение обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.

Таким образом, правотворческая компетенция субъекта Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений неоправданно сужена. Применение части 2 ст. 6 ТК, может привести к тому, что все нормативные акты субъекта Российской Федерации, увеличивающие продолжительность дополнительного отпуска, размер каких-либо выплат работникам и т.п., будут признаны противоречащими федеральному законодательству.

Согласно ст. 252 ТК РФ особенности регулирования труда могут устанавливаться не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, включая коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. То есть ст. 252 расширяет перечень нормативных источников по сравнению со ст. 6 ТК РФ, включая акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, правовые акты договорного характера ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010))21.

Такое расширение компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вполне согласуется с абзацем восьмым части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ, из которого следует, что установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, относится к ведению федеральных органов государственной власти. Однако, как свидетельствует судебная практика по оценке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, наделяющих региональные органы исполнительной власти правом на осуществление контроля в сфере труда, при определенных условиях такое положение дел является допустимым.

Так, указом губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 г. N 132-ук утверждено Положение о Департаменте Оренбургской области по труду.

В соответствии с абзацем 3 пункта 8.2 Положения в области уровня жизни и социального партнерства в трудовых отношениях Департамент совместно с Государственной инспекцией труда в Оренбургской области участвует в работе по осуществлению контроля и анализа на предприятиях и в организациях всех форм собственности за соблюдением гарантий в области труда и его оплаты в соответствии с трудовым законодательством; согласно абзаца 7 пункта 8.3 Положения в области условий и охраны труда Департамент осуществляет контроль за предоставлением работающим компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.22

В Оренбургский Верховный суд обратился заместитель прокурора Оренбургской области с заявлением о признании частично не действующими вышеуказанных норм. Так как они противоречат ст. 6 абз. 13 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников законодатель относит к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Однако суд не согласился с такими доводами по следующим основаниям: В соответствии с положениями статей 252, 365 Трудового кодекса РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2006 по делу № 47-Г06-297)23.

Обнаруживается противоречие при сравнении абз. 13 ч. 1 ст. 6 и ст. 252 ТК РФ. При разграничении в ст. 6 ТК РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников законодатель относит к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Однако ст. 252 ТК РФ. расширяет перечень нормативных источников по сравнению со ст. 6 ТК РФ, включая акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, правовые акты договорного характера ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 (ред. от 29.12.2010))24.

Таким образом, совместное ведение чревато конфликтом интересов Федерации и субъектов, поскольку реализовать права можно, либо постоянно создавая противоречия между нормативными правовыми актами различного уровня, либо разграничив конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти. Поэтому важнейшей практической задачей с момента принятия Конституции являлось разграничение полномочий органов государственной власти по формированию трудового законодательства.