Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История США / istorija_usa_tom_2.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
25.04.2015
Размер:
12.05 Mб
Скачать

3. Народ — против войны

Многие американцы, занятые своими делами и бедами, равнодушно отнеслись к началу войны в Европе. Однако антивоенные настроения проявились достаточно ясно и сильно, особенно в рабочих кругах.

Уже косвенное участие США в мировой войне в качестве ее арсенала и кредитора побудило выступления американцев под лозунгом сохране­ния действительного нейтралитета. Кампания «готовности», поставившая страну перед угрозой милитаризма и вступления в войну, вызвала еще более широкое движение протеста. Никогда прежде Соединенные Штаты не знали столь мощной и такой массовой антивоенной борьбы.

В авангарде шли передовые рабочие, революционные социалисты, от­крыто проповедовавшие «гражданскую войну за социализм» как ответ на участие в империалистической войне. Основной силой движения против милитаризма и войны были рабочие — члены профсоюзов и неорганизо­ванные трудящиеся, фермеры, широкие полупролетарские слои, которые своим «пожеланием мира в самой неопределенной форме» выражали «на­растающее смутное революционное настроение»18. Массовые выступле-

18 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 193.

396

III. США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

397

ния за мир оживили и буржуазно-пацифистское движение, подтолкнула в его ряды часть мелкой и средней буржуазии и интеллигенции, бывших участников прогрессистского движения. Все эти социальные силы пред­ставляли стихийную, без единого плана и руководства, но потенциально достаточно мощную коалицию, оказавшую большое воздействие на поли­тическую жизнь США в 1914—1918 гг.

Одним из центров антивоенной борьбы стала радикальная оппозиция в АФТ, объединившая рабочих, в большинстве иммигрантов — членов ряда профсоюзов, находившихся под влиянием социалистов (механики пивовары, швейники, типографы и др.). В начале войны и вся федера­ция заняла пацифистскую, нейтралистскую позицию, зафиксированную в решениях 34-го съезда АФТ 19. Но с подъемом кампании «готовности» верхушка АФТ перешла на сторону буржуазии, поддержав военные при­готовления.

Против позиции гомперсистов выступили крупные профсоюзы: горня­ков, возчиков и шоферов, швейников и многие другие профцентры Нью-Йорка, Чикаго, Сиэтла и проч. Под давлением оппозиции съезд АФТ в

  1. г. осудил систему милитаризма и создание постоянной армии, но изменить весь курс АФТ антивоенные силы не смогли. Оппозиция хотя и ослабла после объявлений войны, но борьбы не прекратила. Примеча­ тельно, что руководители 31 союза не явились на конференцию 12 марта

  2. г., зная, что там будет предпринята попытка дезорганизовать анти­ военное течение в рядах АФТ. Многие организации весной и летом 1917 г. открыто протестовали против войны и клеймили Гомперса как предателя рабочего класса.

Против милитаризма и войны поднялись и «Индустриальные рабочие мира». ИРМ решительно осудили мировую войну на съезде 1914 г., за­явив, что признают только одну войну — войну классов и что в случае участия США в мировой бойне они объявят всеобщую забастовку20. Ирмовцы распространяли антивоенные листовки и литературу, разобла­чали милитаризм и классовый характер войны, но серьезной антивоен­ной работы, в частности против кампании «готовности», не вели. Этому мешали анархо-синдикалистское отрицание политической, в том числе антивоенной, борьбы и увлечение экономическими стачками. Лидеры ИРМ опасались, что протесты против войны вызовут репрессии, которые затормозят развитие профсоюзного движения.

В канун вступления США в войну большинство исполкома ИРМ от­ вергло предложение о необходимости открыто занять антивоенную пози­ цию и объявить всеобщую забастовку, о чем не раз заявлялось прежде. Однако ИРМ возглавили многие стачки в военной промышленности, что дало возможность буржуазии выдвинуть версию о «тайном плане» ИРМ встретить войну необъявленной всеобщей забастовкой 21.

Рабочие проявляли оппозицию войне в самых различных формах. На собраниях они принимали антивоенные резолюции и петиции, участ­вовали в деятельности пацифистских организаций, бойкотировали мили­таристские парады в Чикаго, Сан-Франциско и других городах, а в Нью-

19American Federationist, 1914, Dec, p. 1080—1083.

20 Зубок Л. И. Очерки истории рабочего движения в США, 1865—1918. М., 1962,

21 Gambs J. S. The Decline of the I. W. W. N. Y., 1932, p. 36—41.

Йорке провели 100-тысячную демонстрацию, неся лозунги (на 27 языках) (Война —войне!» Оппозиция рабочих и фермеров сорвала попытки на­брать добровольцев в армию и милицию весной — летом 1916 г. Многие рабочие поддержали Вильсона на выборах осенью 1916 г., поверив его миролюбивым заверениям.

Объективно антивоенный характер носило стачечное движение, осо­бенно в штатах, связанных с подготовкой к войне. Массовые выступле­ния активизировались весной 1917 г., когда угроза войны стала ощути­мой. Из больших и малых городов в Белый дом и конгресс приходили тысячи писем и телеграмм с требованием остановить военные приготов­ления и не допустить участия страны в войне.

Трудящиеся осудили вступление США в войну, сопротивлялись при­нятию закона о наборе в армию. Свыше 330 тыс. человек отказались регистрироваться, и около 50% явившихся попросили освобождения В ряде мест (Нью-Йорк, Кливленд, Чикаго, Сан-Франциско) произошли, многочисленные демонстрации и бунты против призыва в армию 22. Рас­пространялись антивоенные прокламации. К 30 июня 1918 г. министерство юстиции рассмотрело дела 220 тыс. лиц, уклонившихся от призыва, в том числе 55,3 тыс.— по политическим мотивам, и вынесло обвинение против 23,4 тыс. человек23.

Значительную роль в антивоенной оппозиции играло фермерство. Правда, зажиточные фермеры-бизнесмены увидели новый источник нажи­вы и выступили против эмбарго на вывоз оружия, снаряжения и продо­вольствия воюющим странам, поддержали военные приготовления к «обо­роне». Но большинство фермеров, исходя в основном из принципов изо­ляционизма и пацифизма, осудили войну в Европе и решительно отвергли кампанию «готовности» 24. Именно аграрные штаты питали антивоенную оппозицию в конгрессе, возглавляемую такими видными деятелями, как Р. Лафоллетт, Дж. Норрис, К. Китчин.

Когда США вступили в войну, во многих штатах Юга и Запада фер­меры протестовали против набора в армию. В 1917—1918 гг. средоточием фермерской антивоенной оппозиции стала Беспартийная лига Северной Дакоты. Объединенный фронт рабочих и фермеров, оппозиция простого народа во многом сорвали планы американских империалистов, задержа­ли развитие милитаризма в стране. Они оживили и придали новые силы буржуазно-пацифистскому движению, пережившему в годы войны и большой подъем, и серьезные перемены.

Сначала пацифисты защищали истинный нейтралитет США, требуя запретить вывоз оружия и снаряжения, а также кредиты воюющим странам. Они созвали Американскую конференцию за эмбарго, на кото­рой было представлено более 2,5 тыс. организаций, главным образом из штатов Среднего Запада. В конгресс были внесены десятки резолюций и законопроектов и, наконец, петиция с требованием эмбарго, которую подписали около 3 млн. американцев. Однако участие в борьбе за эмбар­го иммигрантов из Германии и Австро-Венгрии было использовано про-антантовской прессой для дискредитации всего движения.

Подъем кампании «готовности» внес раскол в буржуазно-пацифист­ский лагерь. Борьбу с милитаризмом повели новые, более демократиче-

  1. Зубок Л. И.Очерки истории США (1877—1918). М., 1956, с. 467.

  2. Allen D. The Fight for Peace. N. Y., 1930, p. 558—559.

  3. Congressional Record, vol. 53, pt 12, p. 11909; pt 14, p. 60—64, 217, 2941—2942 etc.

398

III. США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

399

ские по составу и духу организации (Американский союз против мили­таризма, Женская партия мира, Федерация за немедленный мир и многие другие), действовавшие в контакте с антивоенным движением рабочих и фермеров, с социалистами. Против войны выступали квакеры п другие религиозные общины, деятели науки и культуры.

Буржуазные пацифисты организовывали многочисленные лекции, со­брания, конференции и демонстрации, выступления в прессе и конгрессе. Они создали движение «реальной готовности», охватившее 19 штатов и 33 города25.

В самый канун вступления США в войну пацифисты, видя ее неот­вратимость, в отчаянии потребовали национального референдума по во­просу об участии в войне, но безуспешно. И сенаторов-пацифистов при обсуждении билля о вооружении американских судов как военной меры организовали флибустьер, т. е. затягивание прений для срыва принятия решений. Им это удалось. Вильсон и большинство сената осудили их и назвали публично «горсткой злонамеренных людей». При голосовании резолюции о состоянии войны с Германией 6 сенаторов из 96 (Р. Лафол-летт, Дж. Норрис, А. Гронна, Дж. Вардамен, Г. Лейн, председатель коми­тета иностранных дел сената У. Стоун) и 50 членов палаты представи­телей проголосовали против.

Вступление в войну нанесло буржуазному пацифизму тяжелый удар. Многие организации распались, их лидеры перебежали на сторону пра­вительства. И все же в годы мировой войны пацифистское движение под­нялось на более высокую ступень. Наиболее радикальная часть его участ­ников перешла от «наивного идеализма и гуманизма к социально-эконо­мическому радикализму» 26.

Выражением этой радикализации пацифистов явилась деятельность Народного совета за справедливый демократический мир и гражданские права. Идея такого совета родилась в рабочих кругах под влиянием при­зыва рабочих масс и крестьян России к миру без аннексий, который получил в США название «русской формулы мира». Летом 1917 г, в Нью-Йорке, затем в других городах, несмотря на противодействие и репрес­сии властей, возникло массовое движение за создание Народного совета. В нем участвовали не менее 2 млн. человек. В начале сентября в Чикаго собралась учредительная конференция, на которой присутствовали 300 де­легатов пацифистских и демократических организаций от 24 штатов, но власти разогнали ее на следующий день. Однако вскоре в Нью-Йорке все же был создан Народный совет, принявший программу борьбы за ско­рейшее заключение мира без аннексий и контрибуций, восстановление и охрану гражданских прав и трудового законодательства, обложение нало­гами крупного капитала, снижение стоимости жизни и т. д.27

Это была программа буржуазно-демократического характера, умерен­ная и ограниченная, далекая от революционных и социалистических целей, что определялось составом Народного совета, куда входили в основном буржуазные демократы и пацифисты, бывшие участники про-грессистской партии, представители центристского крыла Социалистиче-

25 New York Times, 1916, June 25.

  1. Chatfield Ch. For Peace aad Justice. Pacifism in America, 1914—1941. Knoxville, 1971, p. 31—37, 59.

  2. Revolutionary Radicalism: Its History, Purpose and Tactics: Vol 1, 2 Albany, 1920, vol. 1, p. 1040, 1072—1073.

ской партии Америки. Совет пользовался поддержкой многих профсоюзов Нью-Йорка и других городов, имел связи с БПЛ, с антивоенными массо­выми организациями, в какой-то мере условно, конечно, представляя «единый фронт» 28 если не всех, то многих демократических элементов, выступавших против войны и разгула реакции, требовавших скорейшего заключения мира. Поднявшись на защиту Советской России, Народный совет выразил антимонополистические устремления широких масс, их не­довольство политикой правительства, стремление к миру и демократии.

Соседние файлы в папке История США