Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_ekzamen_po_IOGP.doc
Скачиваний:
354
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
2.43 Mб
Скачать

51. Основные государственные законы Российской Империи 23 апреля 1906 г.: подготовка и общая характеристика.

Основные государственные законы (ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров.

ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г. ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы (ГД), реорганизацию Государственного Совета (ГС) и образование Совета министров как специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин «неограниченная», однако основные прерогативы его власти остались неизменными.

Император осуществлял законодательную власть совместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний. Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы, по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет.

52. Манифест о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу от 3 июня 1907 г.

МАНИФЕСТ 3 ИЮНЯ 1907 о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу. Торжественное объявление императора Николая II о роспуске II Гос. думы и издании Положения о выборах 3.6.1907. По свидетельству тов. министра вн. дел С.Е. Крыжановского, м. был написан лично пред. Совета министров и министром вн. дел П.А. Столыпиным. В м. объявлялось, что после роспуска I Гос. думы правительство "принимало последовательный ряд мер к успокоению страны и установлению правильного течения дел государственных" (см. 87 статья Основных законов). Однако "значительная часть" II Думы приступила к работе "с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства". Деятельность этих депутатов "послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе". Внесенный в Думу "дух вражды" помешал "сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли".

Заявлялось, что Дума не рассматривала правительственные проекты или затягивала обсуждение или отклоняла их (в т.ч. о наказаниях за восхваление преступлений и усиление ответственности за распространение "смуты" в войсках). Дума уклонилась от осуждения убийств и насилий и тем самым "не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия правительству". Затягивание рассмотрения бюджета "вызвало затруднения в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных". Право запросов значительная часть Думы превратила в способ "возбуждения недоверия" к правительству.

Указывалось, что был "раскрыт заговор целой части Гос. думы против государства и царской воли" (см. Социал-демократической фракции II Думы процесс). Дума немедленно не выполнила требования об устранении 55 виновных и аресте "наиболее уличаемых" из них. Объявлялось, что все это побудило императора распустить Думу. Бросается в глаза отсутствие указания на одну из важнейших причин такого решения - разногласия правительства и Думы в земельном вопросе.

Далее император объявлял: "Но веря в любовь к России и государственный разум народа нашего, мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явившимися настоящими выразителями нужд и желаний народных".

Затем говорилось о решении монарха оставить в силе права, дарованные подданным Манифестом 17.10.1905 и Основными гос. законами и изменить порядок избрания Думы, "дабы каждая часть народа имела в ней своих представителей". Указывалось, что Дума создана для укрепления "государства Российского" и должна быть "русской по духу". "Иные народности должны иметь в Думе представителей своих, но не будут являться в числе, дающим им возможность быть вершителями вопросов чисто русских" (имелось в виду ключевое положение польского кола во II Думе, которое при голосовании социалистов и трудовиков против кадетов, октябристов и правых определяло решение). Объявлялось о временном приостановлении выборов на тех окраинах, "где население не достигло достаточного развития гражданственности". О важнейшем новшестве нового Положения - изменении соотношения выборщиков разных курий - ничего не говорилось.

Отмечалось, что указанные изменения не могут быть проведены через Думу из-за неудовлетворительности ее состава. "Только власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым". Далее объявлялось о божественном происхождении власти императора и об его ответственности перед Богом "за судьбы державы Российской".

В заключение император заявлял о "твердой решимости" "довести до конца... великое дело преобразования России" и об издании им нового избирательного закона и призывал верных подданных к "единодушному и бодрому, по указанному нами пути, служению Родине".