Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОСМОЛОГИЯ АНТИЧНОСТИ.rtf
Скачиваний:
21
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
321.95 Кб
Скачать
  1. Ксенофан

В Малой Азии началась странническая жизнь поэта-философа Ксенофана, уроженца малоазиатского города Колофона (VI в. до н.э.). В своих долгих путешествиях по городам Греции Ксенофан побывал и в Южной Италии и на закате дней поселился в Элее, где возникло не без его влияния философское учение так называемых элейцев. Ксенофан – ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, он подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. Люди измыслили богов по своему подобию, и каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами. Если бы быки, лошади и львы могли рисовать, они изображали бы своих богов в виде быков, лошадей и львов. По истине существует только один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли: он весь – зрение, мышление и слух: он всем правит силой ума без усилий и пребывает в неподвижности.

Природе Ксенофан приписывал черты, противоречащие мифам поэтов и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада он противопоставлял учение о бездонности земли, вере в божественность светил – учение об их естественной природе: составленное из мелких искорок Солнце движется над плоской Землёй по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и исчезая, когда проходит над необитаемыми местами; солнц и лун столько, сколько горизонтов. Возникая из воспламенившихся облаков, звёзды потухают днём и, как угли, разгораются ночью. Всё, что рождается и растёт, есть земля и вода, море – отец облаков, ветров и рек, и люди родились из земли и воды. Ни о природе богов, ни обо всём остальном не может быть истинного знания, а только мнение. Поэтому дурно поступили Гомер и Гесиод, ложно приписавшие богам все человеческие пороки. Подробности учения Ксенофана были неясны уже древним писателям, находившим в нём противоречия.

  1. Пифагор и пифагорейцы

Пифагор, сын Мнесарха, уроженец острова Самос, прославился уже среди современников как религиозный учитель, учёный и философ, превосходивший всех своими познаниями. “Многознание уму не научае, - говорил Гераклит, - иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея”; в другом отрывке он говорил, что “Пифагор более всех подвизался в учёности и сочинил свою премудрость – многознание и злохудожество”. Позднейшие предания много говорят о путешествиях Пифагора, но ничего достоверного о них неизвестно, более остального вероятно ещё его путешествие в Египет. То же следует сказать и относительно тех учителей, которых ему приписывали: вероятно только его знакомство с учением Анаксимандра, а может быть, и других представителей милетской школы; возможно также, что он был знаком с учением Ферекида, хотя нам и неясно, чему он мог научиться из его мифологической космогонии. Приблизительно около 530 г. до н.э. Пифагор переселился в Кротон, важный культурный центр Великой Греции (Южной Италии), где он основал союз, носивший его имя.

Мир для пифагорейцев слагался из величин, из предела и беспредельного. Он представлялся сферой, носящейся в беспредельной пустоте и “вдыхающей” её в себя. Первоначальное единое, возникнув среди беспредельного, втягивает его в себя и тем самым распространяется и расчленяется: в нём образуются пустые промежутки, множество и движение. Так возникают мировое пространство и мировые тела, мировое движение, а с ним и само время. “Космос един и начал образовываться от центра”, - говорил Филолай. В середине его находится огонь – очаг Вселенной. Втягивая в себя беспредельное, огонь образует в себе пустоту, отделяющую центр от окружности – от периферического огня, окружающего небо неподвижных звёзд (pur eteron anwtatw tu periecon). Центральный огонь Филолай называл Гестией (очагом Вселенной, домом Зевса, матерью богов или алтарем, связью и мерой природы). Вокруг него ведут свои хороводы десять божественных тел; небо неподвижных звёзд, пять планет, под ним Солнце, Луна, Земля, а под землёю “противоземие” – особая десятая планета, которую пифагорейцы принимали для круглого счёта, ввиду божественности декады. С её помощью объясняли лунные затмения; впоследствии, однако, ее заменяли “кометой”, в которой усматривали десятую планету.

Космические тела происходят из центрального тела, поэтому-то оно и есть “матерь богов”. Эти тела прикреплены к прозрачным кругам или сферам – старинное представление, существовавшее среди пифагорейцев ещё до Филолая (следы его можно найти у Парменида). Есть полное основание думать, что сам Пифагор переработал его из учения Анаксимандра о небесных колёсах. Планеты вращаются от запада к востоку, обращённые к центральному огню одной и той же стороной; таким же образом вращается вокруг центрального огня и Земля; его не видно, потому что земля обращена к нему другой своей стороной. Поэтому наше полушарие и не согревается им. Оно воспринимает его свет и теплоту, поскольку лучи его отражаются солнцем. Последнее представляется (как и луна) стекловидным шаром, отражающим свет и теплоту центрального огня. Частицы этого огня, уносимые в наиболее тёмные и холодные сферы мирового пространства, освещают, согревают и оживляют их своим движением: пылинки (xusmata), играющие в солнечных лучах, суть души всего живого.

Как ни наивны эти представления, непосредственно примыкающие к воззрениям Анаксимандра, пифагорейская астрономия сделала важный шаг вперёд. Она перестала быть геоцентрической, и если мы не находим в ней учения о вращении земли вокруг своей оси, то всё же суточное вращение её вокруг воображаемого центра, о котором говорил Филолай, являлось значительным приближением к истине; суточное обращение всего неба вокруг земли было признано кажущимся, центральное положение и её неподвижность были отвергнуты. Это привело пифагорейцев IV в., сиракузян Гикета и Экфанта, к гениальной догадке о вращении земли вокруг своей оси. Ещё задолго до Филолая пифагорейцы признавали круглую форму земли – воззрение, которое опять-таки встречается у Парменида. Солнечные затмения объяснялись прохождением луны между солнцем и землей, изменения времён года – наклонным положением земной орбиты по отношению к солнечной. Своеобразно старинное представление о “гармонии сфер”; прозрачные круги или сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к другу как интервалы тонов октавы. Всякое быстро движущееся тело издаёт звук, высота которого соответствует скорости движения, поэтому и планеты или их сферы звучат в своём движении и производят созвучие, являясь как бы семью группами небесного гептахорда. Эта гармония сфер не различается человеческим ухом, потому что она звучит непрерывно. Примечательно, что согласно этой теории речь идет лишь о семи планетах, нижней из которых является Луна. О “противоземии” здесь ещё нет речи, и Земля всё ещё остаётся неподвижной – по-видимому, наиболее древнее представление. У Филолая мировое целое делится на три части: божественный Олимп, верхняя область, обнимающая небо неподвижных звёзд, космос – место правильного и равномерного движения планет, Солнца и Луны, и наконец, уран или небо, - третья, подлунная область изменчивого, беспорядочного движения.

Философия пифагорейцев была дуалистической философией. Правда, она постулировала и утверждала существование гармонии, сочетающей противоположности. Раз существует “космос”, стройный мировой порядок, - существует гармония, “каким бы образом она ни возникала”. Но это – очевидно – не объяснение. И вот, наряду с пифагорейской философией и её дуализмом, возникли два строго монистических учения.Одно из них – рассмотренная выше, элейская школа, родоначальником которой считается Ксенофан, развивавшаяся в резкой оппозиции пифагорейскому дуализму; другое – учение Гераклита, который исходил из мысли единства противоположностей в вечном процессе генезиса.