Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по истории.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
397.82 Кб
Скачать

№46 Оттепель в культуре.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Они оцениваются в отечественной и зарубежной литературе как начало «оттепели», наступившей после долгой сталинской «зимы».

На перемены первыми откликнулись представители литературы. Еще до 20 съезда появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого. На страницах «Нового мира» поднялся вопрос о существовании различных литературных школ и направлений. Эта идея ни тогда, ни позже не могла совпасть с официальной позицией, гласившей, что в монолитном социалистическом обществе у советских людей, у наших деятелей нет потребности в создании различных течений.

Линий «Нового мира» была признана партийным руководством «вредной». ЦК освободил Твардовского от руководства журналом.

После 20 съезда значительно выросло количество и тиражи журналов и издательств.

Партийное руководство вынуждено было искать приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 стали регулярными встречи руководства ЦК с деятелями культуры и искусства. Выступал на них с многочисленными речами Хрущев. Для оправдания своих действий в отношении Маленкова, Молотова он вспоминал даже их «неправильные» литературные пристрастия довоенных лет. Личные вкусы Хрущева на таких встречах приобретали характер вполне официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не встречало поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После 20 съезда было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность на перегибы прежних лет была возложена на Сталина, Берия, Маленкова.

В 1958 ЦК издал постановление, в котором были признаны бездоказательными и несправедливыми оценки творчества Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, с них было снято сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления».

Хрущев выступал за музыку исключительно вдохновляющую, зовущую на подвиг и труд, заявлял, что «в литературе и искусстве партия поддержит только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы».

Аналогичным оставалось и отношение Х к ИЗО. Он отстаивал необходимость следования принципу социалистического реализма.

Большинство было вынуждено «признавать» свои ошибки и исправлять их.

Несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы.

Одним из ярких примеров допустимых пределов оттепели стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя вне закона. Он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны. Начинается процесс возрождения классической традиции российских писателей – при любых обстоятельствах говорить правду. Эту традицию вслед за Пастернаком продолжил Солженицын.

Официальные «ограничители» действовали во всех сферах культуры. все это привело к возникновению «самиздата». Первым из таких журналов стал «Синтаксис» Гинзбурга (публиковались Ахмадуллина, Окуджава, Шаламов).

Сложившаяся при Сталине образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была более четко учитывать перспективы развития науки и техники, радикально обновить систему социально-гуманитарной подготовки. Был принят закон о новой структуре школьного образования. Вместо обязательной семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система обязательного 8милетнего обучения, после которого выпускники обязаны были отработать 3 года на производстве. Для руководителей производства он создал новые проблемы – текучесть кадров.

Преобразования в духовной сфере жизни общества в 1953-64 были значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа, очищению его от сталинского наследия. Перемены эти далеко не всегда были выпуклыми. Но они готовили почву для тех, кто в последующем открыто выступил против тоталитарного режима и способствовал его падению.