Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
376
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
236.03 Кб
Скачать

2. Структура и функции военной политологии

Что же составляет предмет военной политологии? Одни считают, что военная политология – «наука о роли военной силы во внешних и внутренних политических отношениях и ее использовании субъектами политики»; «о месте и роли военной силы в политике, о закономерностях ее организации и использования субъектами политики для отстаивания своих жизненно важных интересов». Однако формирование и применение военной силы подчиняется широкому кругу закономерностей, в том числе экономического, демографического, социально-психологического и т.д. характера, которые лежат вне сферы военной политологии и исследованием которых она не занимается.

Другие предметом военной политологии объявляют общие научные основы (общее учение) о войне и оборонной безопасности. Однако в познании таких явлений, как сущность и источники происхождения войн, природа невоенного и военного насилия, экономические и социально-политические основы оборонной безопасности, приходится сталкиваться не только с политическими, но и философскими, экономическими, социальными проблемами, которые изучают соответствующие науки. При таком подходе в военную политологию должны быть включены военные аспекты таких отраслей знания, как философия политики, политическая экономия, политическая история, политическая социология и др. Тем самым военная политология утрачивает предметную специфику, превращается из самостоятельной научной дисциплины в комплекс наук.

Третьи полагают, что военная политология исследует «закономерности взаимодействия политики и военного дела, причем в самой широкой трактовке этих областей общественной жизни и применительно ко всем этапам их исторического развития, или военную политику, ее истоки и цели, законы развития, механизмы выработки и реализации». Но, соглашаясь с тем, что война есть продолжение политики, следует признать, что «взаимодействие политики и военного дела» не имеет содержательной определенности. Такой подход изымает из военной политологии закономерности взаимодействия различных сторон политики по поводу военного дела и политические аспекты взаимодействия различных сторон военного дела.

В свете сказанного, точнее определить предмет военной политологии так: военная политология есть система знаний о природе, сущности и формах военного насилия, возможностях и пределах его использования в политических целях, о способах организации военной силы, ее месте и роли в системе властных отношений.

По своему строению военная политология - внутренне дифференцированная, но целостная система знаний. Целостность выражается в том, что военная политология:

всем своим содержанием обращена к четко очерченному предмету – военному насилию как явлению политики. Она исследует различные военно-политические реалии, разработка и определение которых составляет ее научно-категориальный аппарат (агрессия, война, армия, военно-политическая обстановка, милитаризация, разоружение, военный режим и т.п.);

выясняет необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения в обществе по поводу и в процессе военной деятельности, раскрывает логическую зависимость одних элементов от других;

осуществляет анализ всех военно-политических явлений и процессов по единым логико-методологическим принципам и правилам.

Иными словами, военная политология представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования. Благодаря этому военная политология обретает относительную самостоятельность и занимает специфическое место в системе наук. Этим определяется, в частности, ее отличие и от общеполитических дисциплин (государствоведения, теории международных отношений, геополитики, этнологии и др.) и от военных наук (стратегии, военной истории, теории военного строительства и др.)

Дифференциация военно-политологического знания связана с тем, что оно дает классификацию и обобщение огромного массива опытных данных. В каждый конкретный момент предметом пристального общественного внимания становятся разные военно-политические явления: в одном случае военная мощь государства и пути ее наращивания или проблемы конверсии; в другом - политическая роль армии в жизни общества или возможности ее деполитизации; в третьем - природа и сущность военной диктатуры или вопросы гражданского контроля над военной сферой и т.д. В любом случае форма и глубина теоретического осмысления поставленных жизнью вопросов могут сильно варьировать в зависимости от того, какие исходные принципы положены в основу анализа военно-политических явлений.

Любое теоретическое построение, будь то научная концепция, политическая программа или военная доктрина, в своем основании имеют ряд допущений. Принимаемые как недоказываемые, а нередко и недоказуемые истины, они выступают исходными посылками, на которых по определенным логико-методологическим принципам и правилам формируется внутренне стройная система взглядов. Отказ от принятых допущений или изменение даже части их может привести к другим - вплоть до противоположных - заключениям. Соответственно этому меняется исследуемая проблематика и способы внутренней организации науки. Так формируются различные направления в военной политологии. Этим объясняется существование в военной политологии различных школ, которые в одном случае дополняют друг друга, в другом – соперничающих между собой.

Призванная дать теоретическое обеспечение потребностей военной практики, военная политология имеет три уровня исследования и обобщения военно-политических реалий:

общая военная политология исследует фундаментальные проблемы теории: сущность военно-политических явлений, закономерности и принципы их функционирования, факторы и особенности развития и т.д.;

сравнительная военная политология имеет целью не исследование, точнее - не осмысление, а описание военно-политических реальностей в различных странах, режимах, эпохах. Она позволяет выявить аналоги и учитывать опыт других стран в военном строительстве, решении военно-политических задач;

прикладная военная политология ориентируется на разработку предложений по наиболее целесообразным задачам, путям, способам военного строительства, военно-политической деятельности.

Дифференциация военно-политического знания выражается и в том, что военная политология содержит несколько относительно самостоятельных блоков знаний: история развития военно-политологических знаний; науковедческие и методологические проблемы военной политологии; военная идеология как часть политического сознания; военно-политические отношения; военно-политические институты и учреждения; собственно военно-политическая деятельность.

1. История развития военно-политологических знаний.

Военная политология, как и любая другая наука, обогащается не только (и не столько) силой абстрактного мышления, но и изучением реальных военно-политических явлений и процессов. Она исследует, в каких условиях, и какие взгляды появлялись и отмирали, и тем самым вскрывает их объективную обусловленность. Обращение к истории науки дает ответы на многие вопросы сегодняшнего дня, освобождая общество от необходимости “изобретать велосипед”, и оберегая его от повторения иллюзий и заблуждений, порочность которых выявилась в прошлом.

2. Науковедческие и методологические проблемы военной политологии.

В рамках этого блока разрабатываются и раскрываются такие вопросы, как предмет и метод военной политологии, ее место в системе наук, соотношение в ней фундаментальных и прикладных начал и т.п. вопросы. Разумеется, все это – проблемы, интересные профессионалам. Они излишни для многих. Но без внимания к ним специалистов не состоится ни учебная дисциплина, ни учебный предмет.

3. Военная идеология как часть политического сознания.

Военная политология исследует содержательные характеристики различных взглядов и идей, выражающих отношение субъектов политики к войне и другим формам военного насилия (милитаризм, оборонное сознание, миротворчество, пацифизм, и т.д.). Их функциональный анализ направлен на выяснение того, какие социальные и политические силы являются творцами и носителями военных идеологий, какие факторы оказывают влияние на их формирование и распространение и как они сами воздействуют на потенциалы государства, его военную политику. Важную часть этого блока составляет структурно-функциональный анализ военно-политических установлений и норм, содержащихся в традициях, религии, морали, праве, партийных программах и уставах и т.п., исследование прежде всего военно-политических стратегий и военных доктрин.

4. Военно-политические отношения.

Исходным здесь выступает военная сила (военная мощь) государств и других субъектов политики как феномен общественной жизни, как социально-политическое явление и как научная категория. Предметом специального внимания являются военно-политические ситуации и проблемы их эволюции, вскрытие источников и “узлов напряжения”, нарождающихся войн и военных конфликтов, сущность и пути обеспечения военной безопасности государств. Причем военная политология не исследует, тем более не оценивает саму военно-политическую обстановку. Она вырабатывает научный инструментарий для этого. Ее внимание сосредоточивается на выявлении слагаемых военно-политической обстановки, ее типах и видах, факторах, определяющих ее характер и динамику и т.д. Здесь рассматриваются также различные формы военного взаимодействия субъектов политики: сотрудничество, конфронтация, борьба.

5. Военно-политические институты и учреждения.

Военная политология изучает военную организацию государств и обществ и ее слагаемые, прежде всего вооруженные силы, оборонно-промышленный комплекс, условия и порядок их формирования и функционирования. Среди различных субъектов военно-политической деятельности особое внимание уделяется армии, ее взаимоотношениям с обществом, а также потенциалу, характеризующему военную мощь страны. Военно-политические институты государства включают большой спектр разнородных явлений и образований, в том числе: воинская и военно-транспортная обязанность, мобилизационная подготовка и воинский учет, военно-патриотическое воспитание, военная власть (диктатура), военное право и военная юстиция, казначейство и полевые банки, и т.д.

6. Собственно военно-политическая деятельность.

Военная политология выступает не только как теория военной политики, но и как «технология» решения конкретных военно-политических проблем. Она раскрывает мотивы и цели, формы и способы военно-политической активности социальных групп, народов, государств и их коалиций.

Таким образом, военная политология раскрывает:

место и роль военного насилия в истории, его движущие силы, субъекты и формы;

механизмы, структуры и институты военной политики современных государств;

состояние и тенденции развития военно-политических отношений в отдельных странах и мире в целом;

социально-политические проблемы военного строительства;

прошлые и современные военные идеологии, их роль в политической жизни отдельных народов и мира в целом.

Разработка и распространение военно-политологических знаний не являются сугубо академической задачей. Их практическую значимость раскрывают функции военной политологии. Под функциями понимают роль, которую определенный социальный институт (в нашем случае – военная политология) играет в познавательной и предметно-практической деятельности личности, общества, государства. Теория освещает путь практике. Смысл этого афоризма в том, что наука вооружает политику знанием невидимых здравым смыслом причинно-следственных связей и зависимостей и тем самым подсказывает ей, что следует учесть, на что обратить внимание при выработке реалистических и действенных форм и способов деятельности. При таком подходе в качестве одного из возможных вариантов можно предложить следующий «набор» функций военной политологии: информационно-познавательная (гносеологическая), мировоззренческая, методологическая, оценочная (аксиологическая), нормативная и прогностическая.

1. Информационно-познавательная (гносеологическая) функция. Изучение военной политологии позволяет понять и систематизировать калейдоскопически пеструю мозаику военно-политических явлений и процессов «всех времен и народов». Она разрабатывает специальные понятия, которые становятся ступеньками познания военной сферы, тех ее сторон, которые не могут быть раскрыты другим научным инструментарием. Возьмем, например, такие категории, как ракетно-ядерная война и «ядерная зима», мирное сосуществование и локальная война, миротворчество и принуждение к миру силой, наемничество и контрактная служба и т.д. Усвоение их военно-политологического содержания расширяет и обогащает наши представления о военной организации и военной деятельности государств.

Причем дело не ограничивается лишь простым - пусть максимально подробным – описанием новых реалий. Речь идет о выявлении и осмыслении всех оснований и связей изучаемого предмета, вскрытии законов, определяющих его развитие и функционирование. Разрабатывая эти знания, военная политология дает обществу понимание сущности, характера, направленности военных явлений и процессов.

2. Мировоззренческая функция. Военная политология не только раскрывает понимание, но и формирует осознанное отношение людей к военному насилию, военной политике, защите отечества, воинскому долгу и т.д. Конечно, это понимание и отношение могут складываться на житейском уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни, и выступать в форме здравого смысла. Но военная политология придает им теоретически осмысленный характер. Она вырабатывает и утверждает определенные убеждения, которые, выступая в виде идеологических установок, теоретических концепций, и других понятийно-категориальных конструкций, становятся основой жизненной позиции человека.

3. Методологическая функция. Категории, принципы и законы, разработанные военной политологией, становятся средством дальнейшего развития военно-политических знаний и решений конкретных проблем военного строительства. Военная политология призвана дать ответы на такие вопросы, как цели и принципы военной политики государства, историческая необходимость и предназначение армии, сущность и формы гражданского контроля над военной организацией и т.п. Ее обобщения, выводы и оценки составляют одну из теоретических основ военного строительства.

4. Оценочная (аксиологическая) функция. Как и всякая общественная наука, военная политология анализирует действительность. Этот анализ не останавливается на более или менее объективной характеристике сущего, а вскрывает реальные проблемы и противоречия, критикует (с разной степенью радикальности) действительность и, основываясь на этой критике, создает альтернативную модель, в которой, как предполагается, преодолеваются вскрытые недостатки. Соответственно этому, военная политология выносит свои оценки, вырабатывает положительную или негативную характеристики различных военно-политических фактов, явлений и процессов. Другая сторона этой функции проявляется в том, что научные выводы и рекомендации военной политологии учитываются при оценке военно-политической обстановки, источников и степени реальности военных угроз, определении военных планов и программ и т.д.

5. Нормативная функция. Военная политология, как и всякая обществоведческая наука, стремится формулировать свое видение того, что и как можно и нужно сделать для обеспечения военной безопасности государства, укрепления обороноспособности страны, повышения авторитета вооруженных сил, военной службы в обществе. Своими выводами она формирует менталитет и, в известном смысле, направляет усилия политических и военных руководителей. Не случайно обращение к науке со стороны политиков. На Западе процветают многочисленные военно-научные центры типа “Рэнд-корпорейшн”, Лондонский институт стратегических исследований и т.п. Создаются такие организации и у нас.

6. Прогностическая функция. Военная политология раскрывает будущее страны и мира, возможность военных конфликтов и войн, их вероятного характера, последствий и т.д. Разумеется, наука не формулирует предсказания, подобно астрологам, указывая, что, когда и где произойдет, а разрабатывает различные, теоретически допустимые сценарии развития событий. Ее прогнозы носят характер не категорического, а дизъюктивного и гипотетического суждения. Иными словами, вероятностный характер военно-политического процесса предполагает и многовариантность прогноза.

Выступая важной стороной политической и военной культуры общества и индивида, военно-политологические знания помогают людям самостоятельно разбираться в политических противоречиях истории и современности, видеть глубинные причины политического развития, понимать свои возможности участия в нем. История дает немало свидетельств, предупреждающих об опасности мифологизации политической и военно-политической динамики. В военной сфере любые оценки и решения, выстроенные на ложных представлениях или ошибочных основаниях, чреваты не только выброшенными на ветер средствами, социальной неустроенностью массы людей, занятых в оборонном комплексе, но и неправомерным и неправедным применением вооруженного насилия. Этим определяется актуальность и важность военно-политологических знаний, прежде всего для тех, кто причастен к разработке и реализации военной политики государства.

Соседние файлы в папке Военная политология вариант для согласования