Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Золотухин С. Университетская Америка и не только... записки социолога из Казахстана об образовании и жизни в США. Алматы, 2005. 107 с.doc.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
706.05 Кб
Скачать

Город по имени университет

Как я уже писал, в США очень многие привычные вещи сильно отличаются от наших стереотипов понимания того, что есть что, и каким чему надо быть? Некоторые шокируют сразу, но удивление или сразу, или позже проходит. А вот одна из удивительных неожиданностей Америки постоянно стоит перед моими глазами и поражает день ото дня все больше и больше.

Это американский университет. Учебное заведение, которое ни в какое не идет сравнение с нашим пониманием того, что имеем мы под этим именем.

У нас сегодня любой 2 – 4-х этажный, если не меньше, домишко с вчера размещенным в нем вузом как-то стало принято сразу называть университетом, если не академией (что еще неудобоваримей). Как правило, там можно найти вахту ректорат, учебную часть, с десяток аудиторий, компьютерный класс (может два), с десяток в лучшем случае кандидатов наук на 3-4 сотни студентов. А гордости: «Мы – университет!» Знакомая картина, не правда ли?

В нашем понимании…

А теперь закройте глаза и попытайтесь хотя бы мысленно представить себе учебное заведение в 114 корпусов!!! Каждый из которых тянет на наш «полновесный» универ, 110 факультетов, не считая специализаций, 28 000 студентов, с тысячу преподавателей и столько же сотрудников. Размер кампуса – университетского городка: примерно 5 на 5 километров. По нему даже ходят свои автобусы, развозя студентов по корпусам, а затем и по домам в разные части города. С десяток библиотек (в главной – фонд в 2 млн. книг), с двадцатку лабораторных корпусов, несколько спортзалов, два бассейна, спортивные залы и 4 стадиона, один из которых на 66 тыс. зрителей, два театра (один - на 5 тысяч мест), пять музеев, клуб в 6 этажей, несколько магазинов (один – с универмаг). Своя система полицейского и дорожного контроля (по кампусу в будние дни можно ездить только в машинах со специальными желтыми номерами или инвалидам). В студгородке приказом канцлера (ректора) объявлен «сухой» закон. А это значит, что если вас задержали хотя бы с только открытой бутылкой пива, из которой вы даже не успели ни глотка даже еще и выпить, вам грозит 6 месяцев тюрьмы + 500 долларов штрафа! Здесь есть свой в 170 музыкантов духовой оркестр, ежедневная в 8 страниц бесплатная газета, больница при медицинском факультете. Играют футбольная (американский вариант) и баскетбольная (бронзовый призер, между прочим) команды в чемпионатах США и… Может уже достаточно? Представить удалось? Разница заметна? Впечатляет?

Я и сейчас все еще не могу до конца поверить, что весь этот грандиозный комплекс принадлежит ОДНОМУ учебному заведению – университету штата Кэнзас. В целом не самому крутому (самый большой – Стенфордский в Калифорнии – под 50 тыс. студентов), но входящему в 30-ку из свыше чем 3200 колледжей и университетов США по качеству набора (в лидерах – Йель, Гарвард, Принстон, тот же Стэнфорд, Массачуссеттс, Итон, Остин, Дюк, Беркли, Вест-Поинт, Вандербильт и др.) преподавателей и знаниям выпускников.

Я начинаю понимать, почему американцы никак не хотят признавать эквивалентность наших дипломов о высшем образовании своим. И не замечают амбиций наших вузов, особенно скороспелых. Сразу оговорюсь о том, что речь не идет об университетах, типа Московского, Санкт-Петербургского, Бауманского, Плехановского, Физтеха или Новосибирского и немногих других университетов. Тут и уровень знаний, и состав преподавателей, и определенная схожесть инфраструктуры городков-кампусов, возможно, и убеждает иностранных экспертов от образования, с чем и с кем они имеют дело. Соответственно происходит и с сертификация дипломов выпускников этих вузов заграницей. Раньше у нас «за бугром» признавались спецы в сферах физики, математики, военно-технических профилей. А сегодня функционирование мировой системы реально обрело характер глобализации при лидерстве США. И их стандарты главенствуют в мире образования, реально показывая и доказывая действительную солидность, фундаментальность системы высшего образования. Раньше я, читая о сотрудничестве тех или иных наших, особенно новоиспеченных вузов с зарубежными университетами, проникался почтением к ним. То теперь картина лично для меня значительно прояснилась. Все, как говорится, познается в сравнении. Особенно если оно ощущается лично тобой и не в один день, неделю или даже месяц.

Но вернемся к университету штата Кэнзас. Он был основан в 1856 году, и они чуть ли не являются ровесником Лоренса - чисто университетского всего в 80 тыс. жителей городка. В Америке есть университеты и более крупных городах (Нью-Йорк, Сан-Диего, Индианаполис и т.д.), но традиция здесь такова – чем дальше студент от соблазнов большого города – тем лучше. И более чем 90% вузов Америки «живут» в маленьких, типа Лоренса, городках. Как правило, университеты здесь застраиваются в одном архитектурном стиле. Например, вуз в Сан-Диего (Калифорния), видимо, изначально расположился в прежнем католическом монастыре. Остальные поздний постройки здания корпусов тоже сделаны под этот же стиль. Смотрится очень красиво. В Альберкерке (Нью-Мексико), Индианаполисе (Индиана) – коробки коробками, как и большинство наших, видимо построены недавно.

Кэнзасский университет стал строиться в так называемом Викторианском стиле под Англию XVIII – начало XX веков, где большинство зданий, даже недавних, тоже в этом же вкусе. Хотя есть и в модерновом. Университет здесь государственный, но частное спонсорство весьма поощряется. Почти все здания университета названы именами не только профессоров, ученых или руководителей вуза, но и случайными именами…бизнесменов-меценатов, вложивших, видимо, немалые средства в строительство или функционирование универа (Робинсон, Паркер, Мерфи, Николас и т.д. холл - здание). По огромной площади вуза разбросаны не только здания и корпуса, но и парк, и небольшой пруд (с лилиями, рыбками, черепахами, но почему-то без лягушек в нем), масса лужаек, дорожек с многочисленными лавками и декоративными камнями. На последних приделаны красивые медные таблички, типа “в память университету от Берта, Фицжеральда или Селларда” и год, там, 1908, 1924 или 1939. Сейчас заканчивается строительство большого корпуса инженерного факультета. В университетской газете разгорелся диспут – как его назвать? А мне так думается, что это не более чем рекламная заманка для спонсоров – увековечиться можно! Желающие есть? Думаю, что найдутся. Вуз и в Америке, и мире знают уже давно.

У каждого американского университета есть свой символ. Это, как правило, какой-нибудь забавный зверек или персонаж. У здешнего - это маленькая птичка, типа галчонка, подозрительно напоминающая и по виду, и по пестрой сине-желто-красной расцветке нашего КВН-оского Кивина. Но местный много почтенней по возрасту московского и зовут ее Джейховк – симбиоз неведомой птицы: полусиницы, полу ястреба. Его прообраз придумал студент еще в 1914 году. И все в университетской округе, начиная с центральной, довольно длиной, километра в 3 улицы, названо ее именем или выкрашено в ее цвета. Университетские магазины заслуживают отдельной статьи. Это залежи разнообразнейшего товара: одежды, маек (для взрослых, детей и даже новорожденных; летней, зимней, спортивной, выходной и т.д.), обуви, канцтоваров, книг, продуктов, компьютерного оборудования, сувениров, в сезон - новогодних игрушек, с почти обязательной эмблемой Джейховка или с цветами университета штата Кэнзас. Кстати, соседний университет, называющийся Кэнзасским государственным из городка Манхэттена, километрах в 60 от Лоренса, менее популярен, имеет своей эмблемой дикого котенка и фиолетовые цвета. В одном магазинчике Лос-Анжелеса я видел массу декоративных университетских фигурок и в одиночку, и “общающихся” друг с другом, в том числе и фиолетового кота, держащего за шею Джейховка, и тут же нашу птичку, удушающую кота. Это намек на результат футбольной баталии университетских команд. Вуаля, выбор фигурок ваш! А во время встречи-дерби соседей-соперников огромный университетский стадион Лоренса забит фиолетовыми и сине-желто-красными цветами болельщиков. Но драк тут не бывает. Баталии между европейскими соккерскими (так в Америке называют наш футбол) фанатами искренне удивляют американцев. Чего это они, зачем – не укладывается в мозгу рационального умеренного американского обывателя...

В субботу и в воскресение студенты не учатся. И кампус наполняется экскурсантами. В основном это папаши, мамаши и их отпрыски-подростки, судя по всему, будущие абитуриенты вуза. Водят их маленькими группами студенты-экскурсоводы, Они обязательно идут при этом чуть впереди, спиной к универу, лицом к экскурсантам. Водят посетителей по открытым (в выходной день специально для этого) корпусам и лабораториям. А те – маленькие выставки-музеи каждый. На моем социологическом факультете за стеклом витрины с выставленным книгами наших профессоров. На соседском факультете антропологии тоже в витринах фигурки разных народов, фотки преподавателей среди африканцев или, например, тибетцев. Профессора здесь очень любят двери своих офисов украшать рисунками, фото или шутливыми карикатурами. Невольно вспоминается высказывание Капицы: «учеба должна быть веселой и привлекательной, как и сами преподаватели». Интересно, знают они Капицу или сами об этом догадалась? Так что и рекламную кампанию по приему в вуз проводить не надо – все уже налажено.

Мне, как и положено профессору (Fulbight – единственный грант в мире, где наша ученая степень зачитывается как профессорская) и стажеру-исследователю, выдели свой офис и компьютер. При этом зав. кафедрой дал два ключа. А второй от чего? – От входной двери. Да, я могу уйти из одного из главных 7-этажных корпусов Фрейзер Холл (назван по имени второго ректора КУ), например, часа в два ночи. И если захочу – приду туда в 5 утра и открою двери своими ключами. То же возможно делать и по субботам и воскресениям. Никакой вахты нет и в помине. Открыты аудитории, стоят видеомагнитофоны, телевизоры, проекторы. Уноси не хочу. А я и не хочу.

Я уже упоминал университетский пруд с рыбками и небольшими черными черепахами, живущими в нем. Красивое, живописное место. Студенты художественного факультета там часто рисуют пейзажи. В пруду же меня поразили рыбки. Подхожу как-то туда просто так. Смотрю, из глубины выплывают две рыбки, сантиметров по 10, потом к ним присоединяется третья, и плывут… к берегу, ко мне. Может быть студенты их подкармливают? Мне так стыдно стало, что пришел я вот так вот, просто, с пустыми руками. В окружающем парке масса белок. Как-то в пределах видимости вокруг себя насчитал 21 белку. Но больше 3-4 метров они не подпускают. В темноте по парку начинают бегать дикие кролики. Как-то видел лису и енота. Днем их иногда из кустов выгоняют собаки. И это центр университетского кампуса в самом центре четвертого для штата Кэнзас по населению Лоренса!

В студенческом городке также стоят три монументальных памятника: мемориальный стадион на 66 тыс. мест (для игр в американский футбол), посвященный студентам КУ, погибшим в первой мировой войне; башня - стелла с курантами, отбивающая через каждые 15 минут и, соответственно, количество часов, в память о кэнзасских студентах, оставшихся на полях сражений 2-й мировой и скромный мемориал погибшим во Вьетнамской войне. Башенные куранты – колокола частенько под вечер начинают концерт… классической (Бах, Бетховен, Вагнер и т.д.) или американской народной музыки. Как-то я присутствовал на семинаре по проблемам творческого обучения студентов, где с докладом выступал сам канцлер (ректор) – доктор американской литературы, профессор Хемингуэй. Но никто и не подумал отменить концерт колокольной музыки в это время. Что значительно мешало прослушиванию лекции. Здание библиотеки (где, кстати, немало подлинных славянских летописей) как раз недалеко от башни – курантов. Но не в американских традициях преклоняться перед начальством, авторитетами. А вот традиции университетской жизни, их сохранение, преумножение – это превыше всего! И в Кэнзасе тоже.

Кстати, сегодня популярность университета совсем затмила главных всемирно известных героев Кэнзаса – из сказки Л. Баум «Волшбник из страны Оз» (в нашей редакции А. Волкова – «Волшебник изумрудного города»): Элли, Тотошки, Страшилы, Железного Дровосека и трусливого Льва. Именно здесь происходили те сказочные события. На уголок, посвященный им, я случайно наткнулся в одном из магазинов Лоренса и в Кэнзас-Сити (75% этого города расположены за речкой Кэнзас в штате Миззури). Напомню, что домик с Элли унесло смерчем – «фирменным» здесь ветром, которого все здесь суеверно боятся. И попал он даже на туристские открытки. На вид жутковато, в апреле 2003 г. через город прошло аж два смерча. Пострадало 39 человек и погибла 4-х летняя девочка. Зато магазинов, в том числе специализированных, с университетской атрибутикой и здесь, и там хоть отбавляй.

И это только начало разговора об Университет с большой буквы, а не просто для рекламы, мишуры или красного словца. Вот уж, действительно, дистанция огромного размера!

Соседние файлы в предмете Политология