Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История. Билеты. 29-35 вопросы.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
115.2 Кб
Скачать

31. Создание экономических основ советского политического строя в конце 20-х – 30-е годы: политика социалистической индустриализации.

К 1926 г. на базе НЭПа промышленное развитие СССР достигло довоенного (1913 г.) уровня. Однако страна существенно отставала в этом отношении от передовых капиталистических государств. В целом народное хозяйство находилось в начальной стадии индустриального развития. Доля сельских жителей в населении страны была в четыре раза больше доли горожан. Надежды на мировую революцию, представление об СССР как об осажденной врагами крепости — все это побуждало советское руководство ускорить индустриализацию страны. За годы первой пятилетки (1928/29–1932/33) СССР превратился из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. Было построено 1500 предприятий, крупнейшими среди них стали Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, автомобильные — в Москве и Нижнем Новгороде, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Несмотря на то что первый пятилетний план был значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли: автомобильная, тракторная и др. Еще более значительных успехов промышленность добилась в годы второй пятилетки (1933–1937). За этот период было построено 4,5 тыс. промышленных предприятий. Резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог. Средства для индустриального строительства были взяты путем ограбления загнанного в колхозы крестьянства, принудительных займов, расширения продажи водки, увеличения вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Вместе с тем значительные слои общества, в первую очередь молодежь, поддерживали политику индустриализации. Это нашло свое проявление в широко распространенном социалистическом соревновании (ударничество, встречные планы, общественный буксир, стахановское движение). Ценой огромного напряжения сил, жертв, страданий советских людей, хищнического использования природных ресурсов страна вышла на курс индустриального развития.

32. Формирования советской политической системы: образование ссср, механизмы власти, массовый террор.

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло — на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство — он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.

На протяжении 1930-х гг. неконституционным, но официально признанным органом власти в СССР продолжало оставаться Политбюро. Постоянно «очищалось» Политбюро и пополнялось новыми, преданными Сталину людьми. Причем сознательно подбирались люди, способные исполнять, но не принимать решения, люди с определенным изъяном в биографии, так как ими легче было манипулировать. Для своих наиболее темных дел Сталин сознательно отбирал людей необразованных и ущербных, как Н.И. Ежов с его незаконченным низшим образованием и с ростом в 154 см. Далеко не все из названных членов и кандидатов в члены Политбюро постоянно принимали участие в его деятельности. Круг посвященных в каждодневное управление страной и в выработку решений был значительно уже, чем реальный состав Политбюро. Практика келейного решения кардинальных вопросов развития страны, сложившаяся в ходе внутрипартийной борьбы, была окончательно закреплена в 1930-е гг. Эти вопросы решались не на съездах партии, как предписывал ее устав, и даже не на заседаниях Политбюро, а в кабинете Сталина в Кремле или на его «Ближней» даче. Все представители партийной верхушки в 1930-е гг. не имели самостоятельного мышления. Потому они и прошли жесточайший отбор и вполне подходили Сталину в качестве исполнителей задуманных им планов. Соответственно действуя по отношению к своим подчиненным, они могли только «нажимать», издавать «нажимающие директивы», говоря словами Л. Кагановича. К концу 1930-х гг. местные органы управления не могли сделать практически ни одного шага без согласования или утверждения того или иного вопроса на Политбюро. Существовали решения Политбюро даже по следующим вопросам: «О ценах на овощи в ряде городов СССР», «О программе выпуска шампанского...», «О кастрации излишних быков в колхозах и совхозах», «О семенах для колхозов...», «Об открытии новых магазинов "Гастроном"» и т.д. и т.п..

Для подготовки решений по ряду практических вопросов создавались специальные комиссии, которые формировались из членов Политбюро, привлекавших для работы других партийных, государственных или хозяйственных руководителей. Эти комиссии прорабатывали вопрос, а по результатам принималось решение, которое утверждалось на Политбюро. Такие комиссии создавались на различный срок – от суток до нескольких месяцев и даже лет.  Создавая в 1922 – 1923 гг. свой механизм властвования с системой секретного делопроизводства, Сталин таким образом сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране, так как все было у него «на крючке». Именно это обстоятельство делало сталинскую власть всеохватывающей и всепроникающей. Такое утверждение нисколько не противоречит свидетельствам об удручающей обстановке беспорядка, в которой действовала эта власть. Беспорядок проявлялся и в деятельности самой власти, даже в ее «святая святых» – секретном делопроизводстве. Во многом благодаря именно этому беспорядку сохранилось кое-что из того, что по правилам требовалось уничтожить или отослать в Центр. Хаос и беспорядок, конечно, мешали правящему режиму, но они представляли собой несоизмеримо меньшее зло, чем упорядоченное сопротивление, и поэтому должны были лишь удерживаться в определенных пределах путем тех же репрессий. Вот это и демонстрирует силу режима, его стратегию и тактику политического господства: социальная энергия масс распылялась в каждодневной борьбе за существование и гасилась репрессиями. Кроме того, хаос и беспорядок играли в политике Сталина политически камуфлирующую роль и продолжают играть ее исторически. Благодаря всеохватывающей секретности, с одной стороны, и хаосу и беспорядку – с другой, Сталину удалось скрыть главную государственную тайну Советского Союза, которая состояла, как совершенно справедливо заметил В. Суворов, в осуществлении плана тайного перевода страны на режим военного времени. Правда, происходило это на практике уже с конца 1920-х гг., а не только в 1937– 1941 гг.