Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
консультирование литература / Фанч Ф. - Пути преобразования (техника и практика консультирования).doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
768 Кб
Скачать

Раздел 4: Система преобразующего процессинга Общие слова

Ничего не происходит вообще. Всё происходит конкретно.

Одна из ваших основных задач как фасилитатора—улучшать контакт людей с тем, что на самом деле происходит. Вы помогаете им перейти из страны заблуждений, копий и общей неопределенности в страну восприятия и непосредственного переживания.

Какой бы вопрос вы ни задавали клиенту, рассчитывайте получить в ответ что-то, относящееся к переживанию. Лучше всего то, что клиент переживает прямо сейчас. Даже если мы говорим о прошлом или о будущем, можно пережить воспоминание или образ здесь и сейчас.

Если клиент дает вам только общие абстракции, нам нужно еще поработать. Если вы спрашиваете кого-то: "Как у вас идут дела?", и он отвечает: "О, довольно хорошо", то вы на самом деле не получили никакой информации. Этот человек не установил связи ни с чем внутри себя, а просто дал вам общие слова.

В цикл процессинга входит то, чтобы клиент поискал ответ внутри. И он ищет не просто слова. Он находит то, что он может воспринять прямо сейчас. И именно это действует в процессинге. Нам нужно, чтобы личность воспринимала всё больше и больше.

Из-за слов и языка иногда непросто узнать, что происходит, если вы в то же время не используете свои собственные восприятия. Клиент может дать вам, казалось бы, очень точные и конкретные описания и объяснения, но на самом деле они могут ни к чему не относиться. Слова полезны только тогда, когда они обозначают реальные явления.

Большинство людей приходят и описывают свою проблему в туманных искаженных общих словах и номинализациях. Что ж, во многом у них проблема именно из-за этого; они не видят того, что есть на самом деле.

Фасилитатор работает над тем, чтобы сделать неопределенности более конкретными, выводя на свет весь скрытый материал, определяя, что можно реально воспринять, и так далее. Это ценный процесс сам по себе. Но к тому же нам нужно знать, что здесь есть, прежде чем мы сможем принять решение, что с ним делать. В половине случаев ситуация исчезает, как только мы обнаруживаем, какая она на самом деле.

К: "Мой брак распадается"

Ф: "Что происходит?"

К: "Мой муж мне не доверяет"

Ф: "Откуда ты это знаешь?"

К: "Я видела, как он заглядывал в мою сумочку"

Ф: "Когда это было?"

К: "Вчера, когда я была на кухне"

Ф: "Как ты отреагировала на это?"

К: "Я ужасно рассердилась"

Ф: "Как?"

К: "Я подумала о том, чтобы уйти от него"

Ф: "Ты сделала картинки того, как ты уходишь от своего мужа?"

К: "Да"

Ф: "Что ты видишь?"

и так далее.

Даже если вы задаете общие вопросы, нужны не общие ответы. Если вы спрашиваете: "Откуда ты можешь общаться?", вам не нужны ответы типа: "Из всевозможных мест", "Из приятных мест", или "Из доверия и искренности". Прекрасно, если клиент дает такие ответы, но он от этого вряд ли что-то получает. Если он дает только общие ответы, нам нужно загнать его в угол и побудить его высказать, о чем он на самом деле говорит. В случае общего ответа часто можно спросить о примере: "Где, например?", "Где это может быть?", "Где ты уже делал это?"

Упражнение

Ю Два студента играют роли фасилитатора и клиента. Клиент говорит общие слова и задача фасилитатора в том, чтобы попросить клиента быть более конкретным в смысле того, что воспринимается и переживается.

Конкретные и общие процессы

Проводимый в сеансе процессинг можно подразделить на два основных вида деятельности.

Если у клиента есть конкретная проблема, над которой он хочет поработать, то мы обычно работаем над этим. Мы применяем техники конкретно для того, чтобы решить эту проблему. Мы начинаем с ситуации, которая по крайней мере расплывчато определена, и мы заканчиваем, когда эта ситуация превратилась во что-то более желательное.

Если у клиента нет никаких конкретных проблем, можно заняться более общими, большими областями жизни. Вместо того, чтобы использовать как начальную точку конкретную ситуацию клиента, мы начинаем с более общего взгляда на то, какие вещи было бы хорошо делать или не делать, мы знакомим клиента с этими областями, и смотрим, что всплывает.

Можно назвать эти два типа процессов "конкретными" и "общими". Это не безупречные слова, но они дают некоторое представление о том, чем мы занимаемся.

Почти всегда важнее заниматься реальным человеком перед вами и его ситуацией. Поэтому если есть хоть что-нибудь, что клиент хочет изменить, то это наверное наилучший путь к тому, чтобы сделать что-то для него. Это прямо здесь на поверхности, это активно, это связано с жизнью клиента. Если мы изменим это, он наверняка это заметит и это изменит его жизнь. И так как это находится на поверхности, нам будет относительно легко это изменить, по сравнению с теми вещами, которые нам нужно раскапывать и о которых клиент даже не догадывается.

Но сама личность может не представлять себе всех замечательных способностей и состояний сознания, которые она может получить. Может быть, она просто не понимает, как это возможно быть совершенно гибкой личностью, или как это можно с удобством общаться с кем угодно, или как это можно иметь экстрасенсорные восприятия. Она может не считать, что у нее есть проблемы с этими вещами, и она может не просить об изменениях в этих областях. Но мы знаем, что если мы познакомим личность с этими областями, то можно открыть для нее целые новые области преобразования.

Иногда самые ценные изменения находятся в областях, о которых клиент не просит и не знает, что ему это нужно.

Еще можно назвать эти два типа процессов "сходящимися" и "расходящимися".

Процесс сходящийся, если он сосредотачивается на чем-то конкретном, и когда у него есть довольно хорошо определенный результат. Если мы работаем над определенной проблемой, над тем, чтобы выяснить, что это на самом деле, и изменить это—то процесс сходящийся. Он идет по направлению к определенной конечной точке.

Расходящийся процесс не очень-то знает, куда он направлен. У него может быть определенная начальная точка, но из нее он идет в любом направлении. И каждое направление не хуже любого другого, если происходят какие-то положительные изменения.

Если клиент приходит с конкретной проблемой, которая его беспокоит, то мы бы сделали ему медвежью услугу, если бы перешли к чему-то совершенно другому. Если он говорит: "Моя жена меня не понимает", и вы говорите: "Что ты думаешь о людях?", это, конечно, не последовательно.

Если у клиента нет на уме чего-то большого, ему может понравиться какой-то необычный вопрос или идея, о которой он никогда раньше не думал. Может раскрыться что-то новое и неожиданное. Поскольку клиент скорее всего совсем не рассчитывал не это новое и неожиданное, не так уж важно, что это. Нас одинаково удовлетворяет всё что угодно.

"Как давно ты так нервно себя чувствуешь?"—это конкретный, сходящийся вопрос. Есть то, что мы собираемся обнаружить и прояснить. И это должна быть именно эта проблема. Мы не ожидаем, что клиент скажет: "В пятом измерении есть зеленый сыр". Мы удерживаем его на теме, пока не получим некоторого прояснения.

"Кто может общаться?"—это совершенно свободный вопрос. Он общий и не относится ни к какой конкретной ситуации. Он может вести во многих направлениях. Мы начинаем с понятия общения и людей, которые общаются, но на самом деле отсюда можно перейти куда угодно. Если клиент говорит, что в пятом измерении есть зеленый сыр, который общается, это прекрасно. Мы можем исследовать это глубже и посмотреть, что можно из этого извлечь.

Общие вопросы и указания даются не совсем для того, чтобы получать ответы. Они даются для того, чтобы открыть новые области, активизировать некоторые темы и проблемы, сделать так, чтобы личность воспринимала вещи по-другому.

Общие процессы часто начинаются с определенной темы или вопроса. Это может быть, например, определенная сторона общения, на которую мы обращаем внимание. Можно довольно точно это сформулировать. Но после этого мы не знаем точно, где процесс закончится или какие темы всплывут.

Конкретные процессы часто начинаются с туманной темы, о которой мы знаем, что она здесь есть, но пока что не знаем точно, что же это такое. Во время процесса мы будем всё больше приближаться к точному определению того, что на самом деле происходит.

Общие процессы очень часто превращаются в более конкретные процессы. С клиентом всегда происходит что-то конкретное. Наши общие вопросы могут извлечь на поверхность всевозможные вещи, и все они наверное будут конкретными. Часто все, что клиенту нужно сделать—это заметить свои собственные ответы и извлечь из них уроки. Но иногда мы раскрываем какие-то более тяжеловесные вещи, и нам может требоваться перейти на другую технику, более подходящую для того, чтобы справиться с ними. А когда мы закончили, можно вернуться к общему вопросу и посмотреть, что он теперь выносит на поверхность.

Упражнения

Ю Напишите список вопросов, которые могут пригодиться для прояснения конкретной области

Ю Напишите список вопросов, которые могут пригодиться для общего процесса

Ю Опробуйте некоторые из ваших вопросов на другом студенте

Процедуры или темы

Есть два разных способа выбора процедур и техник для использования в долгосрочной программе. Их можно отчасти перемежать и смешивать, но нужно ясно понимать отличие между ними.

В качестве начальной точки вы можете использовать или процедуру, или тему. Делать и то, и другое одновременно вряд ли даст желаемые результаты. Это по сути разновидность правила о том, что нельзя одновременно фиксировать и процедуру, и результат.

Если вы фиксируете процедуру, то неизвестно, на какие темы вы натолкнетесь. Если вы фиксируете тему, вам могут потребоваться разные процедуры, чтобы справиться с ней.

Темы—это, например, "Общение", "Взаимоотношения", "Проблемы", "Нежелательная привычка".

Процедурами могут быть такие вещи, как: "Объединение противоположностей", "Разгрузка", "Заземление".

Прежде всего заметьте, что это очень общие слова. Когда мы проводим готовые модули, мы делаем их достаточно общими, чтобы разные люди могли заполнить их своими собственными конкретными подробностями.

Один из способов сделать модуль—это взять тему, например, "Общение", и затем составить список всех процедур и техник, какие вы только можете себе представить, которые можно применить к этой теме. Если к теме "Общение" будет применено достаточно много таких процедур, то скорее всего он станет более раскрепощенным в этой области.

Если мы к тому же разделим тему "Общение" на более мелкие части и применим к каждой из них разнообразные техники, то мы скорее всего очень хорошо проработаем всю тему. Более мелкими частями общения могут быть: место общения, с кем общаться, о чем общаться, разнообразные направления общения, разные режимы общения, и так далее.

Еще можно начать с общей техники, например: "Повторное переживание происшествий", и затем применять её к всевозможным темам. Можно изобрести разнообразные способы систематического извлечения вещей, которые можно проработать. И тогда мы можем продолжать проводить повторное переживание просто до тех пор, пока не сможем больше ничего найти, или техника потеряет смысл. Например, можно спрашивать у клиента, есть ли у него какие-то боли, страхи, беспокойства, и стараться извлечь у него всего, что он может вспомнить. Или можно систематически пройтись по его телу и проверить, есть ли какие-то нежелательные ощущения в каждой части тела. Еще можно сделать списки тем и проверить, есть ли у клиента нежелательные реакции по отношению к ним. Например, работа, семья, школа, спорт, налоги, автомашины, и так далее.

Ни одна из фиксированных процедур не прояснит сама по себе прорабатываемую тему. Но когда мы применяем к теме достаточно много разных фиксированных процедур, то всё больше повышается вероятность того, что тема прояснится.

Если бы мы зафиксировали одну процедуру и провели её по одной теме, было бы не совсем известно, к чему мы придем. Но когда мы применяем процедуру к многочисленным темам. Мы можем быть уверены, что произошли какие-то полезные для человека изменения.

Модуль—это систематическое исчерпывание определенной темы или процедуры. Проводя его систематически, можно справиться с теми вещами, о существовании которых у себя человек не знал, и можно получить результаты, о возможности которых человек не подозревал. Можно прояснить потенциально заряженные области, прежде чем они станут реальными проблемами в жизни.

Наверное, самый эффективный способ создать модуль—это составить списки тем в рамках определенной основной темы, или разработать процедуры для систематического обнаружения тем. Постарайтесь активизировать какие-то вещи по каждой из них. Если определенная тема актуальна, то используйте любую технику, чтобы её прояснить. Когда у нас уже есть заряженная область, ограничивать наши возможности только одной техникой не особенно полезно.