Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История древнего мира. Ответы на вопросы..doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
862.21 Кб
Скачать

27. Становление полисной системы и причины ее кризиса. Взаимоотношения греческих полисов и Филиппа Македонского.

Формирование полисной системы в период архаики (VIII-VI вв. до н.э.). Слово «полис» имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Ученик философа Платона Аристотель в своей книге «Политика» определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве.

Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной – гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом.

Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек, и не имел гражданских прав. Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан, и демократия для античности – достаточно условное понятие, поскольку она ограничивалась не­боль­шим коллективом людей.

Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического. Олигархический го­су­дар­ствен­ный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте. Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне. Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.

Кризис полисной системы в первой половине IV в. до Р. Х. После Пелопоннесской войны начался серьезный кризис полисной системы. Выявилась несовместимость замкнутого общественного устройства Спарты и ее ролью общегреческого гегемона, которому подчинялись многие полисы вне Пелопоннеса. Дало трещину и законодательство Ликурга: около 400 г. произошло революционное изменение в лакедемонском законодательстве, когда впервые по закону эфора Эпитадея о свободе завещаний и дарений земельных участков гражданам дозволялось продавать и покупать наделы. В Спарту начался активный приток денежных средств. Много денег привез Лисандр, в больших количествах поступила контрибуция, щедрой рукой давала средства Персия. Спартанцы оказались не в состоянии использовать обрушившийся на них денежный дождь, потому что их уравнительное государство не было рассчитано на крупные денежные обороты. Богатые люди в Лакедемоне были и до войны, имело место и определенное социальное разделение, но в существовавшей системе богатые не могли себя проявить. А с появлением денег общество оказывалось не в силах удержаться на прежнем уровне, вынужденное вести энергичную внешнюю политику, какую в условиях Спарты осуществлять было невозможно. Традиционные устои Лакедемона рушились.

Священная война (355–346). Отсталая в культурном и социально-экономическом отношениях Македония была сильна своей военной организацией, и после покорения ею соседней Фракии столкновение с Грецией стало делом недалекого будущего, для чего возник и удачный повод. В Греции вспыхнула Священная война (355–346).

Фокидяне захватили сокровища, принадлежавшие общегреческой святыне, Дельфам, и наняли на эти деньги солдат, то есть совершили одновременно и святотатство и кощунство. В IV в. уже нашлись греки, не считавшие зазорным получать жалование из украденных храмовых денег. Фокиду поддержали Спарта и Афины, боявшиеся усиления Беотийского союза. Им противостояли Фивы и Фессалия. Война велась с переменным успехом, но в 352 г. в нее вмешался Филипп, примкнувший к защитникам общегреческой святыни. Формально отвергнуть его поддержку греки не могли, так как вмешательство Македонии было логичным и в какой-то степени правомерным. Филипп быстро одержал победу над фокидянами, а вскоре и вся Фессалия оказалась в его руках.

Тем временем в Афинах оформились две группировки: про- и антимакедонская. Во главе промакедонски настроенных граждан стоял видный оратор Исократ. Исократ призывал Филиппа осуществить в Греции военную гегемонию, а затем совершить поход на Персию. Он выражал интересы афинян, ориентированных на особую связь с Македонией: крупных собственников и правящей элиты. Им противостояла антимакедонская коалиция, мнение которой наиболее ярко высказал крупнейший оратор Демосфен. Демосфен обращался к грекам с так называемыми «филиппиками», направленными против Филиппа. Демосфен отражал интересы патриотически настроенных граждан, хотя у антимакедонцев были и экономические интересы, поскольку гегемония Македонии означала перекрытие черноморских проливов для греческой торговли, тогда как отвоевание суверенитета позволяло сохранить связи с причерно­мор­скими городами.

Обе партии обвиняли друг друга в измене родине, поскольку промакедонская группировка получала деньги от македонцев, а антимакедонская – от персов. Борьба в конечном счете завершилась победой промакедонской пар­тии.

Священная война кончилась в 346 г. Между Филиппом и греческими государствами было заключено соглашение (Филократов мир): Македония вошла в Дельфийский союз (амфиктионию), защищавший святилище Аполлона, заняв место побежденных фокидян. Таким образом юридически фиксировались завоевания Филиппа в Северной и его проникновение в Среднюю Грецию.

Отношения Филиппа и греческих полисов (338–336). Решающее сражение между окончательно сложившейся к тому времени антимакедонской коалицией и Филиппом произошло в 338 г. при Херонее (местечко в Беотии), в Средней Греции, когда царь нанес сокрушительное поражение греческим городам. Отныне была похоронена политическая независимость греков, а Греция существовала лишь в составе других держав. Эта битва стала последним символом греческого патриотизма, когда недавние враги, фиванцы и афиняне, примирились и вместе выступили против общего врага.

Афиняне ожидали кровавой расправы и готовились к жестокой осаде, но Филипп, учитывая авторитет, которым пользовались Афины, выдвинул сравнительно легкие условия: афиняне уступали полисы на Халкидике и контроль над черноморскими проливами (современные Босфор и Дарданеллы), формально сохраняя независимость, в знак чего Филипп возвратил пленных и тела погибших. Затем он вступил на территорию Пелопоннеса и ограничил владения Спарты, окончательно сузив их до размеров Лаконской долины.

В 337 г. Филипп созвал представителей греческих полисов на Коринфский конгресс, в котором не участвовала только Спарта. Под эгидой Филиппа в Коринфе учреждался общеэллинский союз, провозглашался суверенитет каждого греческого города и фиксировалось прекращение междоусобных войн. Управление союзом формально осуществляли представители полисов, собиравшиеся в Коринфе. Общегреческую же внешнюю политику осуществлял Филипп, который от имени Греции и Македонии объявил священную войну Персии якобы в отмщение за урон, понесенный греками во время греко-персидских войн. На самом деле поход являлся продолжением его экспансионистской политики. Под этим же предлогом справедливой мести прошло и начало восточного похода молодого Александра. Филипп запретил грекам наниматься в армии, враждебные Македонии и Греции. Его решение было направлено против греческих наемников, служивших в персидской армии.