Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Перлз Ф. - Теория гештальт-терапии

.pdf
Скачиваний:
794
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
2 Mб
Скачать

200

 

Фриц

Перлз

 

 

 

 

 

лучший контроль за ситуацией у Райха сделал не­ возможным для него найти более простое объяс­ нение.

Однако, как биологическая спекуляция, теория Фрейда никоим образом не является незначитель­ ной, и должна сама быть предметом спекуляции. Представим ее в следующей схематической форме: каждый организм, как гласит теория, стремится уменьшить напряжение и достичь равновесия. Но путем возвращения в прежнее состояние — к структуре низшего порядка — он может достичь более стабильного равновесия; так что в конечном счете каждый организм стремится стать неодушев­ ленным. Это его инстинкт смерти и случай уни­ версальной тенденции к энтропии. Этому проти­ востоят аппетиты (эрос), которые стремятся к как можно более сложным структурам эволюции.

Это мощная спекуляция. Если мы примем пред­ рассудки, в том числе и мистические, науки 19 века, ее трудно отрицать. Отвержение данной теории большинством теоретиков, включая ортодоксов, объясняется большей частью тем, что она оскорби­ тельна и антисоциальна, а не ее видимой ошибоч­ ностью.

Но думать, как Фрейд, о цепи причин, состоящей из соединенных элементарных петелек, возвраща­ ющихся к началу — это неправильное прочтение истории эволюции; это сведение абстракции к ак­ туальному и конкретному, а именно к ряду свиде­ тельств (например, окаменелостей в скальной по­ роде), посредством которых мы учим историю. Он говорит так, как будто успешные усложнения были «добавлены» к одиночной действующей силе, о «жизни», изолированной от конкретных ситуаций; как будто к простейшим добавилась душа много-

Теория гештальттерапии 201

клеточных, и так далее; или наоборот, как будто внутрь позвоночного был интроецирован кольча­ тый червь, и так далее - короче, засыпая как позво­ ночное, животное затем берется за то, чтобы зас­ нуть как кольчатый червь, потом как плоский гельминт, чтобы наконец стать неодушевленным. Но фактически каждая успешная ступень — это новая целостность, действующая как целое, со своим соб­ ственным способом жизни; это ее способ жизни, как конкретной целостности, которую она стремит­ ся завершить; это не имеет отношения к стремле­ нию ко «всеобщему равновесию». Состояние мо­ лекулы или амебы, не является незаконченной ситуацией для млекопитающего, потому что суще­ ствующие органические части, стремящиеся к за­ вершенности, становятся совершенно другими в случае их разделения. Ничего не решается для орга­ низма при решении проблемы какого-нибудь дру­ гого набора частей.

(Полезно рассмотреть Фрейдовскую теорию как психологический симптом: если человек отказы­ вается от возможности решения в настоящем, он должен вычеркнуть настоящие потребности; и, та­ ким образом, он выносит на передний план какието другие потребности, присущие структуре более низкого порядка. Эта последняя структура наделя­ ется неким видом существования фактом отказа от настоящего.)

Фрейд, кажется, неправильно понимал и при­ роду «причины». Сама «причина» является не не­ зависимой вещью, но принципом объяснения для неких существующих проблем. Таким образом, цепь причин - продолжающаяся в обоих направлениях, к конечной телеологической цели и к примитивно­ му генетическому источнику - становясь длиннее,

202

 

Фриц

Перлз

 

 

 

 

 

все более превращается в ничто, так как мы ищем причину для ориентации в специфической инди­ видуальной проблеме, с целью изменить ситуацию или принять ее. Хорошая причина решает пробле­ му (специфической ориентации) и перестает зани­ мать нас. Мы располагаем причины в цепочки, как в учебнике, не тогда, когда мы держим в руках ак­ туальный материал, а лишь когда мы учим это де­ лать.

Наконец, Фрейдовская теория систематически изолирует организм от существующего поля орга­ низм/среда; так же она изолирует абстрактное «время» как другой фактор. Но это поле существу­ ет; его присутствие, его текущее время, с непрерыв­ ной новизной событий, составляет сущность его оп­ ределения, и определения «организма» тоже. Думать об организме, как растущем (и о видах, как изменяющихся) можно только как о части этого всегда нового поля. Изменение во времени не яв­ ляется чем-то, что прибавлено к первобытному жи­ вотному, которое придерживается внутреннего принципа роста в изоляции от времени поля, и которое каким-то образом приспосабливается к все­ гда новым ситуациям. Но это приспособление си­ туаций, изменяющих и организм, и среду, пред­ ставляет собой рост и. тот вид времени, который присущ организму - поскольку каждый научный предмет имеет свой собственный вид времени. Для истории новость и невозвратимость существенны. Животное, старающееся завершить свою жизнь, с необходимостью стремится к росту. Периодически животное терпит неудачу и умирает, не потому, что оно стремится к структуре низшего порядка, но потому, что поле как целое не может больше организовывать себя с этой частью в такой форме.

Теория

гештальт-терапии

 

203

Мы разрушены именно так, как мы сами разрушаем в процессе собственного роста.

Агрессивные побуждения не отличаются, в сущ­ ности, от эротических; они представляют собой раз­ ные стадии роста, такие, как выбор, разрушение, ас­ симиляция, или как наслаждение, впитывание и достижение равновесия. И, возвращаясь к началу, если агрессивные побуждения считаются антисо­ циальными — это значит, что общество противо­ стоит жизни и изменениям (и любви); позже оно будет либо разрушено жизнью, либо погребет жизнь под общими руинами, заставив человеческую жизнь разрушить общество и саму себя.

Глава 9 Конфликт и само-угнетение

1. Конфликт и творческое безразличие

Теперь мы должны сказать что-нибудь об исходах агрессии: победе (или поражении), покорении и власти (господстве). У невротика потребность в победе - центральная; и для этой потребности все­ гда готова доступная жертва - самость. Невроз мо­ жет быть рассмотрен как победа над собой (selfconquest - само-угнетение).

Но невротическая потребность в победе не яв­ ляется потребностью в объекте, за который сража­ ется, использующей агрессию в открытом конфлик­ те; это потребность иметь победу, быть победителем. Смысл этого в том, что субъект уже проигрывал в значимых областях, был унижен и не ассимилировал свою потерю, но вновь и вновь старается сохранить лицо достижением ничтожных триумфов. Так, каждая межличностная связь и, в сущности, любой опыт превращается в маленькое сражение с возможностью победить и доказать свою доблесть.

Важный конфликт, борьба за небезразличный объект и решение рискнуть собой, проявить ини­ циативу, которая может изменить статус кво - это как раз то, что всячески избегается. Маленькие сим­ волические конфликты и большая фальшь, а пото­ му - нескончаемые противостояния типа «разум против тела», «любовь против агрессии», «удоволь­ ствие против реальности» - средства избегания возбуждающих конфликтов, которые могут, чего доброго, иметь решение. Вместо этого люди цепля-

Теория гештальт-терапии 205

ются за безопасность, в чем легко узнаваема фик­ сация фона, глубокой органической потребности и прошлой привычки; фон должен быть сохранен в виде фона.

Противоположностью потребности в победе яв­ ляется «творческое безразличие». Позже мы по­ пытаемся описать это специфическое отношение спонтанной самости (Глава 10). Принимая свой ин­ терес и его объект и применяя агрессию, творчески беспристрастный человек возбужден конфликтом и растет благодаря его средствам, будь то победа или поражение; он не привязан к тому, что может быть потеряно, поскольку он знает, что меняется, и уже идентифицируется с тем, чем он станет. С этим отношением совпадает эмоция, противоположная чувству безопасности, а именно вера: поглощенный актуальной деятельностью, человек не защищает фон, но черпает из него энергию, и он верит, что это адекватное отношение.

2.Критика теории «устранения внутрен­ него конфликта»: смысл понятия «внутренний»

Психоанализ классически посвятил себя вскры­ тию «внутренних конфликтов» и их «устранению». Грубо говоря, это хорошая концепция (как и дру­ гая концепция: «преобразование эмоций»); но при­ шло время изучить ее более пристально.

«Внутренний» здесь, вероятно, значит находя­ щийся или внутри кожи организма, или внутри психики, или в бессознательном; примерами могут быть конфликты между сексуальным напряжени­ ем и болью, или между инстинктом и сознанием, Или между интроецированными отцом и матерью.

206

Противоположными этим и не-невротичными были бы, вероятно, сознательные конфликты со средой или с другими персонами. Но, в таком случае, раз­ ница между «внутренними конфликтами» и дру­ гими не существенна, поскольку существуют и не- «внутренние» конфликты, которые могут рассматриваться как невротические. Например, в той мере, в какой ребенок еще не стал самостоя­ тельным и независимым от детско/родительского поля - он еще сосунок, учащийся говорить, эконо­ мически зависимый, и т.д. - бессмысленно гово­ рить о невротических нарушениях (неосознаваемом голоде, враждебности, лишении контакта) как о су­ ществующих внутри кожи или психики индивида. Нарушения существуют в поле; правда, они по­ рождены «внутренними конфликтами» родителей, и они позже породят интроецированные конфлик­ ты в отпрыске, когда он станет самостоятельным; но их сущность — в нарушенном чувственном от­ ношении — несводима к частям. Таким образом, ребенок и родители должны рассматриваться вмес­ те. Или еще, ошибка общества несводима к невро­ зам индивидов, которые и стали-то «индивидами» вследствие ошибки общины; также она несводима к дурным институциям, поскольку они были осно­ ваны гражданами; это болезнь поля, и только груп­ повая терапия может быть в этом случае полез­ ной. Как мы уже говорили, разница между «интраперсональным» и «интерперсональным» не­ велика, поскольку вся индивидуальная личность и все организованное общество развиваются с по­ мощью функции согласования, которая составляет сущность и личности, и общества (любовь, обуче­ ние, общение, отождествление и так далее); и про­ тивоположная функция разделения тоже сущнос-

Теория гештальт-терапии

 

207

тна для обоих: отказ, ненависть, отчуждение, и так далее. Концепция границы контакта более фун­ даментальна, чем интра- и интер-, или чем концеп­ ции внутреннего и внешнего. И, опять же, суще­ ствуют нарушения, которые могут быть названы невротическими, происходящие в поле организм/ природная среда: например, магические ритуалы примитивных народов, которые развиваются, со­ вершенно без персональных неврозов, из голода и боязни грома; или наша современная болезнь «под­ чинения» природы (вместо жизни в симбиозе) со­ вершенно отдельна от персональных и социальных неврозов (которые тут работают сверхурочно). Су­ ществует сдвиг во взаимодействии материальных количеств и недостатков, причиненный неосозна­ ваемыми злоупотреблениями. Примитивные наро­ ды говорят: «Земля голодает, и поэтому мы голода­ ем»; а мы говорим: «Мы голодаем, поэтому вырвем еще что-нибудь у земли»; с точки зрения симбио­ за, обе установки похожи на дурной сон.

Классическое словосочетание «внутренний кон­ фликт» содержит очень важную правду, поставлен­ ную с ног на голову. Она в том, что внутренние конфликты - внутри кожи, психики (противопо­

ло ж н ы е напряжения, сдержки и противовесы фи­ зиологической системы, игра, мечты, искусство, и т.д.) - большей частью заслуживают доверия и не являются невротическими; можно поверить, что они саморегулируются; они доказали себя на протяже­ нии тысяч лет и не очень изменились за это вре­ мя. Внутренние конфликты в этом смысле не яв­ ляются предметом психотерапии; когда они не осознаются, их можно оставить неосознаваемыми. Наоборот, это вмешательство вовнутрь находящих­ ся снаружи кожи социальных сил произвольно рас-

208

 

Фриц

Перлз

 

 

 

 

 

страивает спонтанную внутреннюю систему и при­ водит к необходимости психотерапии. Эти силы приходят незванными, и часто с недобрыми наме­ рениями. Большая часть психотерапии представ­ ляет собой процесс освобождения этих наружных сил от вмешательства вовнутрь и нарушения само­ регуляции организма. А также удаление таких не внушающих доверия экономических и политичес­ ких категорий, как конкуренция, деньги, престиж и власть, от вмешательства внутрь личной системы любви, горя, гнева, сообщества, родительства, зави­ симости и независимости.

3. Смысл понятия «конфликт»

Очевидно, что в классической формуле «конф­ ликты» не являются противоположными внутрен­ ними напряжениями, сдержками и противовесами, мудростью тела; они понимаются как «плохие», вредные конфликты, и, следовательно, внутренние конфликты должны быть растворены. Почему это необходимо?

Вредность конфликтов, кажется, имеет в виду чтонибудь одно (или сразу все) из следующего списка:

1)Все конфликты вредны, потому что на них тратит­ ся много энергии, и они причиняют страдания.

2)Все конфликты возбуждают агрессивные и дес­ труктивные чувства, которые вредны.

3)Некоторые конфликты вредны, потому что один из противников нездоров, или антисоциален, и, прежде чем он будет допущен к конфликту, это обстоятельство должно быть ликвидировано или сублимировано. В частности, прегениталь-

Теория

гештальт-терапии

 

209

ная сексуальность или различные виды агрес­ сии.

4) Ошибочные конфликты вредны, а содержания бессознательного большей частью архаичны и ошибочны (сдвинуты).

Точка зрения, которую мы тут развиваем (а это в большой, хотя и не в главной мере, предложения по лучшему использованию языка), такова, что во­ обще никакой конфликт не может быть растворен посредством психотерапии. Особенно «внутрен­ ние» конфликты: они сильно энергизированы и глубоко затрагивают пациента, представляя собой средства для роста; задача психотерапии - сделать их осознаваемыми, и тогда они могут, позаимство­ вав новый материал из среды, перейти в кризис. Наименее желательные конфликты - осознаваемые пустяковые сражения и безвыходные противоре­ чия, основанные на семантических ошибках, о ко­ торых мы говорили в начале этой главы; мы интер­ претируем их не с тем, чтобы их избежать, но чтобы вынести на передний план более важные конфлик­ ты, на которые они указывают.

Рассмотрим теперь конфликт сам по себе, осоз­ нанный и привлекающий к себе внимание причи­ няемым страданием. Замечание о том, что конф­ ликт (будь то социальный, интерперсональный или интрапсихический) есть растрата энергии, правдо­ подобно, но поверхностно. Его правдоподобие ос­ новано на допущении, что работа, которая должна быть сделана, прямо достигнет своей цели; поэто­ му направление энергии, нужной для исполнения работы, на то, чтобы побороть оппонента или про­ тивостоять ему, является расточительством для про­ тивоборствующих сторон; и, возможно, противни-