Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
О пед. психології.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
121.34 Кб
Скачать

Источники проблемы

Точкой отсчета развития педагогиче­ской психологии обычно считается работа П.Ф. Каптерева 1877 г. [12]. По П.Ф. Каптереву, педагогическая психология — это наука о возможности и способе приложе­ния психологических знаний к области вос­питания. Под знаком такого понимания предмета педагогической психологии, как хорошо показала А.А. Никольская [19], прошли психолого-педагогические иссле­дования конца XIX и первых десятилетий XX в.

Затем в формулировках предмета пе­дагогической психологии акценты сме­стились (в том числе под влиянием пере­веденных книг Э. Клапареда и Э. Торн-дайка): ее стали либо отождествлять с экспериментальной педагогикой как сфе­рой экспериментального изучения ребен­ка в педагогическом процессе (известная позиция Н.А. Нечаева), либо вставлять в более широкий контекст.

Формулировки предмета педагоги­ческой психологии в 1920-е гг., напри­мер у М.М. Рубинштейна, стали более «жизненными»: психическая жизнь детей изучалась с точки зрения воздействия на нее с целью воспитания и обучения. В это время на арену отечественной пе­дагогической психологии вышли новые авторы, в частности Л.С. Выготский со своей первой изданной в столице кни­гой «Педагогическая психология» [7]. По Л.С. Выготскому, психология должна выявлять, изучать, обосновывать сред­ства, обеспечивающие эффективность обучения, воспитания в соответствии с заявленными не в психологии, а в этике, в социальных науках идеями, целями и идеалами1.

Перечисление существующих виде­ний педагогической психологии — од­на из тем доклада А.Н. Леонтьева 1935 г. на пленуме Харьковского научно-ис­следовательского института педагогики, напечатанного в тот год в количестве че­тырех (!) экземпляров [16]. А.Н. Леонтьев зафиксировал (в нашей интерпретации) четыре взгляда на педагогическую пси­хологию как на (1) психологические экс­перименты в школе (экспериментальная педагогика)2, (2) науку о педагогическом процессе, рассматривающем его с пси­хологической точки зрения3, (3) при­ложение психологических данных к пе­дагогической сфере (ветвь прикладной психологии), (4) область исследования, предполагающую использование психо­логических методик, методов в изучении педагогических явлений.

Формулировка предмета педагоги­ческой психологии самим А.Н. Леонтье­вым весьма радикальна: «...содержание педагогической психологии составляют исследования психологической деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения, и при этом исследования не во всякой психологической деятельности, а в той, которая является специфичной для этого процесса» [16; 165]. Заметим, что педагога, его деятельности и собственно взаимодействия педагогов и школьников в этом определении нет.

Однако здесь есть и другая проблема — может быть, не столько содержательная, сколько методологически-историческая. Что считать фактом истории науки: факт выступления, высказывания услышанно­го немногими или напечатанные тексты, доступные соответствующему кругу ис­следователей? Доклад А.Н. Леонтьева был напечатан достаточным тиражом лишь в 1980 г. (!). В том ли временном контексте мы анализируем идеи, мнения Алексея Николаевича?4

После работ Л.С. Выготского и «сек­ретного» доклада А.Н. Леонтьева разра­ботка и прояснение предмета педагоги­ческой психологии до начала 1960-х гг. приостановились. Новая работа, про­ясняющая предмет педагогической пси­хологии, появилась только в 1964 г. По Б.Г. Ананьеву [3], в педагогической пси­хологии соединились теоретические и прикладные направления. Педагогиче­ская психология — специальная науч­ная дисциплина, промежуточная между психологией и педагогикой, сфера со­вместного изучения взаимосвязей обу­чения, воспитания и развития, входящая и в психологию и в педагогику. Подход Б.Г. Ананьева, на первый взгляд, эвристичен. В нем есть место и психологическим проблемам учителя, и психологическим характеристикам педагогического про­цесса — читай взаимодействия педагога и ребенка. Если бы, если бы... не методологическая проблема: какой язык, какое со­держание понятий должно лечь в основу этой специальной дисциплины: психоло­гические? педагогические?

Вскоре подоспели учебные книги по педагогической психологии [6], [13]. Формулировка предмета педагогической психологии в учебнике под редакцией А.В. Петровского — самая общая: педа­гогическая психология — это раздел пси­хологии (!), изучающий психологические закономерности обучения и воспитания. В других учебниках и словарях 1970— 1980-х гг. это определение повторялось с различными уточнениями и конкретизациями. Существенный акцент содержал­ся, пожалуй, только в «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко [23]. В нем педагогическая психология интерпретировалась и как фундаменталь­ная, и как прикладная наука.

В последние десятилетия диффе­ренциация и сужение/расширение поля психолого-педагогических концепций и их интерпретаций вернули вопрос о пред­мете педагогической психологии и, шире, психолого-педагогических наук как про­блему, значимую для исследователей5.

Нам представляется, что вопрос о предмете педагогической психологии в современной научно-практической ситу­ации должен рассматриваться в контексте других наименований и интерпретаций, направлений и областей психологических исследований образования. (К ранее на­званным «новым психологиям»: социаль­ной педагогической психологии, психо­логической педагогике, социальной пси­хологии образования, психопедагогике, психодидактике — добавим практическую психологию образования, психологию в образовании).

Под образованием подразумевается здесь вся социальная сфера целенаправлен­ной трансляции, передачи культуры. Обра­зование в этом смысле имеет, по крайней мере, два уровня: уровень непосредствен­ного взаимодействия носителей и потре­бителей культуры (педагогов и молодого поколения) и уровень опосредствования, обеспечения этого взаимодействия (имеется в виду прежде всего управленческая дея­тельность в образовательной сфере).

Именно эта позиция явилась для нас предпосылкой в разработке модели соот­ношения различных психологии, имею­щих отношение к сфере образования.