Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
347.14 Кб
Скачать

Общество с очень ограниченной ответственностью «укргоспромагроторгкризис»

Спасайся кто может! Даешь рей- дерство! Ура, оружие! Я свободен! Дайте путевку в один конец! - найдите свой вариант, описывающий кризис в Украине. Но почему Украина бездей- ствует, почему у нас нет своего плана спасения? Или потому, что у нас нет Обамы, или потому, что государства уже нет? Но все случилось не сегод- ня. Даже не будь мирового кризиса, ведь больше трех десятилетий это учение было заброшенным, его даже избегали. Безусловно, то, что происходит сегодня - это триумф ума и фактов над идеологией и ин- тересами».

Экономическая теория уже дав- но истолковала, почему рынки, не имеющие ограничений, не явля- ются самоурегулированными, а также то, почему нужна регуляция и контроль, и почему государству отводится очень важная роль в экономике.

Кейнс выразил обеспокоен- ность по поводу ловушки ликвидно- сти - неспособности монетарных органов побуждать к увеличению обеспечения кредитами с целью повышения уровня экономической активности. Глава ФРС США Бен Бернанке очень тщательным обра- зом пытался избежать обвинения ФРС в усилении экономического спада, как тогда, когда шла речь о непосредственной связи между Великой депрессией, сокращени- ем обеспечения денежной массы и банкротством банков. И все- таки стоит внимательно изучать историю и теорию: сохранение кредитно-финансовых институтов само по себе является не целью, а средством для достижения цели. Это важный поток кредитов.

Банкротство банков во время Великой депрессии играло важную роль, ведь они были привлечены к процессу определения и установле- ния кредитоспособности. Однако финансовая система Соединенных Штатов в корне изменилась с 30-х годов. Большое количество амери- канских банков отошли от выдачи кредитов и перешли к так называе- мому «маневренному» бизнесу.

Они сконцентрировали свои усилия на приобретении активов, их реструктуризации и продажи, при этом устанавливая рекорд не- компетентности в оценке рисков и предыдущей проверке на креди- тоспособность. Сотни миллиардов долларов были потрачены на со- хранение этих дисфункциональных учреждений. Ничего не было сде- лано даже для того, чтобы серьезно

изменить эти структуры материаль- ного поощрения, которые стимули- руют недальновидное поведение и принятие неоправданных рисков. Очень мало делается для того, чтобы помочь банкам, которые, собствен- но, занимаются тем, чем и должны заниматься банки: предоставлять ссуды и оценивать платежеспособ- ность. По мере того, как денежная составляющая плана выхода из кризисной ситуации резко выросла, стало вполне очевидно, что это было еще одним примером неправильной оценки рисков финансовых рынков: того, чем они постоянно занимались в последние годы. Условия планов выхода из кризисной ситуации, предложенные Бернанке-Полсоном, оказались невыгодными для налого- плательщиков и, как ни странно, не- взирая на огромные объемы, почти не привели к возобновлению креди- тования.

Сегодня риск заключается в том, что новые кейнсианские доктрины будут использованы неправильно, ис- пользованы для того, чтобы послужить гем самым интересам.

А те, кто десять лет тому назад 'празднил государственную регуля- цию, получили свой урок? Ограничат- :я ли они просто косметическими ре- юрмами, необходимым минимумом ля оправдания спасательных планов тоимостью во многие триллионы дол- зров?

Что же случилось: внутренние из- енения или изменение стратегии? конце концов, сегодня соблюдение эйнсианской политики выглядит даже несообразнее, чем продвижение по ти рыночного фундаментализма. Десять лет тому назад, когда раз- бился финансовый кризис в Азии, шго было сказано о необходи- >сти реформирования мировой 1нансовой архитектуры. Сделано этом направлении было мало. Су- :ствует неотложная потребность в л, чтобы мы не просто адекватно штили на нынешний кризис, но и ши долгосрочные реформы, ко- 1ые будут необходимы, если нам <но создать более стабильную, щветающую и справедливую эко- лику.

Украина не увернулась бы от рисков, которые назревали, и наростала об- щая кризисная симптоматика.

Зачатки кризиса в Украине были видны еще в 2006 г.: стремительный рост цен на недвижимость, сырье, а затем начало обвала этих рынков в 2007-м на фоне увеличения со- циализации экономики. Ускоренное увеличение доходов населения не сопровождалось соответствующим увеличением производительности труда работников — рост зарплат был стремительным и шантажирующим, в результате чего стал нарастать дис- баланс между товарной и денежной массой в обращении, что обуслови- ло инфляционные тенденции.

В 2007-м денежная масса начала стремительно увеличиваться в 2-х направлениях: 1. Через увеличение наличности вне банков, объем ко- торой увеличился на 48,2% до 111,1 млрд грн.; 2. Через увеличение объ- емов кредитования физических лиц и связанное с этим увеличение объе- мов внешних заимствований банков из-за рубежа — общий объем кредит- ных вложений за 2007 год увеличил- ся на 74,1% до 426,9 млрд грн. (вт. ч. кредитов физлицам на 97,8%).

С первой проблемой можно было бороться только в долгосрочной перспективе через общее подоро- жание денег, что могло усложнить доступ к кредитам предприятиям реального сектора экономики. Вто- рая же проблема приводила к тому, что даже при отрицательном саль- до платежного баланса, объем ин- тервенций НБУ по покупке валюты стал расти и в 2007 году составил 7,6 млрд дол. США, что уже обусловило тенденцию к подорожанию доллара в Украине.

Растет денежная масса и через финансовую сферу: банки, реагируя на повышенный спрос на кредиты, стали соревноваться друг с другом за привлечение клиентов упрощая процедуру и условия по выдаче кре- дитов, что не могло не ухудшить ка- чество кредитного портфеля. Сред- невзвешенная ставка по кредитам в национальной валюте в течение 2007 года уменьшилась с 15,1% до 14,4% годовых, в иностранной — с 11,5% до 11,2% годовых. Средне- взвешенная ставка по депозитам в национальной валюте увеличилась с 7,9% до 8,6%, в иностранной — с 6,1 до 6,3%. Общий объем депозитов в банковской системе в 2007 году уве- личился на 51,9% до 280,1 млрд грн. При этом депозиты в национальной валюте увеличились на 66,5%, в ино- странной — на 28,1%, что содейство- вало уменьшению уровня доллариза- ции экономики с 27% до 22,7%.

На динамику роста денежного предложения влияла и политика правительства по управлению бюд- жетными средствами. Так, средства правительства в национальной валю- те на счетах НБУ после увеличения за 11 месяцев 2007 года на 67,4% в декабре уменьшились сразу на 71,1% до 4,4 млрд грн. В результате моне- тарная база в 2007 году увеличилась на 46% до 141,9 млрд грн., денежная масса-— на 52,2% до 397,4 млрд грн.

Как заявляет НБУ, он пытался предупредить финансовый дисба- ланс в экономике путем обеспечения размера ставок по активным опера- циям на уровне больше уровня ин- фляции, а также путем активизации работы по привлечению средств банков (в т. ч. по депозитным серти- фикатам). Однако, оценивая нынеш- ние последствия действий НБУ, их нельзя назвать адекватными.

Понятно, что за бездействие, ва- лютные спекуляции и полный развал экономики кому-то нужно отвечать. Нашли крайних — коммерческие банки. Именно такие посылы давали и Секретариат Президента, и НБУ, и правительство. Однако не нужно быть великим экономистом, чтобы видеть всю цепочку происходящих событий и самостоятельно делать выводы.

Банки — заложники ситуации — их загнали в угол, вначале повышением | стоимости кредитов, а затем валют- ными спекуляциями НБУ обозначили ] кризис ликвидности. Ведь, как прави- ло, длина кредитного периода (осо- бенно ипотечного) превышает сред- нюю длину депозитного периода и в целом, при прочих равных условиях в момент кризиса, когда нет притока новых денег, НИ ОДИН банк не в со- стоянии полностью рассчитаться по своим обязательствам перед вклад- чиками даже за год. Кроме того, учитывая, что экономика Украины стремительно рушится, остается все меньше платящих заемщиков, что таюке способствует критическому сншкению способности банков рас- считаться со всеми и прямо сейчас.

А что же делает НБУ? А он как « старший брат» хоронит своих «млад- ших», вводя временную администра-

цию уже в десятки банков. Дело не в том, что новые администраторы- управленцы наведут порядок, а ста- рые были — «подлецы», дело в том, что НБУ и президент не думают о по- следствиях своих действий или без- действий, не защищают свои пред- приятия (в т. ч. и банки), а создают еще почву для рейдерства и супер- коррупции.

Рассмотрим первопричины кри- зиса в Украине в ретроспективе:

2006-2007 гг. Несогласованными действиями президента и премьера: один, пытаясь бороться с инфля- цией, сворачивал денежную массу политикой «дорогих денег», дру- гая, пытаясь сохранить темп роста ВВП, - увеличивала денежную массу инструментами стимулирования по- требительского и инвестиционного спроса (госрасходы, увеличение ба- зовых соцвыплат), в итоге такой не- согласованной политики стала расти и инфляция, и безработица — крах экономики назревал с каждым днем.

20.11.2007. Катастрофически на ликвидность банков повлияло реше- ние НБУ касательно введения в со- став обязательств банков, которые подлежат обязательному резервиро- ванию, средств, полученных банка- ми от банков-нерезидентов и финан- совых организаций-нерезидентов. Объем обязательных резервов, сформированных банками к началу 2008 года, составил 9682,9 млн грн., что значительно снизило способ- ность банков к кредитованию.

1.01.2008. С целью сдерживания инфляционного давления, НБУ год назад повышает учетную ставку с 8% до 10% годовых, что сразу же «связы- вает денежную массу» и еще дальше способствует снижению темпов кре- дитования.

30.04.2008. «Добить падающего» — именно так трактовали банкиры, вве- денную с апреля еще более повышен- ную ставку рефинансирования - 12% годовых. Такая мера сразу же при- вела к дороговизне и, как следствие, значительной нехватке кредитных ресурсов, что поставило отечествен- ные предприятия «на колени» перед банками, а банки — «на колени» перед НБУ.

7.07.2008. Шквал провокаций про- летел по Украине, но началось все в Одессе. Местные царьки в виде мэра г. Одессы Гурвица, в ходе бесконеч- ных коррупционных скандалов пыта- лись бороться с оппозицией, среди которых оказались и руководители самых крупных и мощных финан- совых учреждений Украины. Так, с 7.07.2008 три месяца подряд наемни- ки под видом общественной органи- зации устраивали пикеты под окна- ми этих финансовых учреждений с призывом к вкладчикам забирать деньги с депозитов. Шла сплани- рованная компания черного пира: газеты миллионными тиражами, ли- стовки, в которых порочили имена оппозиционеров и нагнетали панику вокруг их финансовых учреждений. И, несмотря на то, что данные фак- ты создания провокаций по заказу мэрии до сих пор находятся на рас- следовании в Генпрокуратуре, СБУ и Комитете по коррупции, а все суды по тиражированию заведомо лож- ной информации в промэрских га- зетах выиграны, нет гарантии, что в нашем бесправном государстве при таком попустительстве государствен- ных правителей в контроле над про- вокациями на местах, мы еще больше не спровоцируем панику на финансо- вых рынках.

6.09.2008. Известный захват «Про- минвестбанка» и та же провокацион- ная акция, но уже других наемников с плакатами, призывающими бы- стрее забирать депозиты именно из этого банка. До сих пор СБУ не на- казало виновных в данном, по сути, рейдерском захвате. Хотя история понятна: финансовая экспансия Рос- сией Украины и ее промышленных объектов посредством вхождения ВНЕШЭКОНОМБАНКА России в со- став акционеров ОАО «Проминвест- банк». Кстати, председатель совета директоров ВЭБ — В.В. Путин. Да, тот самый. Поэтому спросить, куда же смотрит украинское правитель- ство и президент было бы уместным, но, по всей видимости, бесполезным делом.

Ноябрь 2008. Первыми лопнули «пирамиды», которых и так было видно по их сверхвысоким порогам доходности по депозитам — 30-40% годовых.

Декабрь 2008. В поисках сенса- ций и наживы, а иногда и просто за деньги (под прикрытием рейдерских схем) многие СМИ даже националь- ного уровня готовят сюжет за сюже- том о развале экономики и панике па финансовом рынке, утрируя и на- гнетая ситуацию и не показывая, что есть позитивные банковские при- меры и выходы их любых ситуаций.

Нет: коллекторы и антиколлекторы начинают раздирать слабую нервную систему украинского обыватели, что способствует росту объема невоз- вратов и еще большему недоверию граждан. Кто-то после этого захочет открыть счет в банке? А, к примеру, в США и Европе, совеем другие призы- вы и совсем другое отношение к бан- кам: «они — спасители экономики, но им сейчас тяжело».

Февраль-март 2008. Теперь уже такие тяжелые условия «сжали» прак- тически все финансовые структуры, среди которых и вполне дееспособ- ные. Так, по состоянию на 20.03.2009 НБУ с целью обеспечения сохран- ности активов и капитала при угро- зе платежеспособности назначена временная администрация на 1 год с введением моратория на выдачу де- позитов в 9 банках. Однако проблема не в том, что эти банки «плохие» — от- нюдь. Проблема в том, что государ- ство абсолютно не заботится о сохра- нении своей банковской системы как таковой, а тем более оно не заботится о вкладчиках или заемщиках. Кроме этого, есть и тривиальное финансо- вое рейдерство.

Именно так выглядит зарождение и развитие финансового кризиса в Украине. А если к этому добавить еще и промышленный обвал и проигрыш- ную внешнюю политику то прогнозы можно уже не делать — перехочется.

Соседние файлы в папке Статьи