Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридические записки 6.pdf
Скачиваний:
57
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
1.96 Mб
Скачать

Примечания

1См., например: Постановление КС РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П 2 по делу

опроверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан… и запросом Вахитовского районного суда г. Казани и др.

2См. обзоры судебной практики по трудовым делам: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 3. С. 11-124; № 7. С. 10-11 и др.

3См.: Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 72; Миронов В.И. Законодательство о труде: теория и практика. М., 2000. С. 102.

4Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.

С. 447, 448.

5См.: Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. М., 1964. С. 42; Он же. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1. С. 48.

6Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М., 1978. С. 112.

7См., например: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. М., 1995.

С. 406.

8См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 1996. С. 357.

9См.: Киселев И.Я. Указ. соч.. С. 79-80.

А.М. Лушников

Принципы трудового права: методологические подходы

В теории права традиционно выделяют четыре группы принципов: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (принципы институтов права). Очевидно, что общеправовые принципы (демократизма, законности, гуманизма и др.) распространяются на все отрасли права и их рассмотрение не входит в нашу задачу. Сложнее обстоит дело с межотраслевыми принципами, которые в рамках отдельной отрасли действуют, как правило, в модифицированной форме. Например, принцип свободы труда характерен не только для трудового, но и для гражданского и административного права. Однако в трудовом праве он выражается через свободу трудового договора. В такой форме его можно признать принципом трудового права наряду с другими принципами, свойственными только данной отрасли.

Юридические записки. Выпуск 6

77

Первым принципом трудового права по хронологии можно признать свободу трудового договора. Он был сформулирован еще во второй половине XVIII в., когда трудовые отношения регулировались гражданско-правовым договором личного найма. Это означало простое распространение на личный наем начал гражданского права: автономии воли, имущественной самостоятельности и правового равенства сторон. Изначально прогрессивный, противостоящий феодальной бессрочной зависимости, этот принцип постепенно воплотился в работодательский произвол, доминирование воли более экономически сильной стороны. Поэтому принцип свободы трудового договора в современном его понимании с учетом законодательных ограничений был сформулирован отцамиоснователями науки трудового права, прежде всего немцами Ф. Лотмаром, В. Эндеманном и россиянином Л.С. Талем.

Относительно самостоятельное осмысление феномена отраслевых принципов не могло быть осуществлено без институциолизации самого трудового права, происшедшей уже в советский период. Первенство в этом плане, как и при создании всей догматики советского трудового права, принадлежало И.С. Войтинскому. Именно он изложил принципы советского трудового права, именуемые также основными чертами советского трудового права1. Его приоритет в этом качестве был общепризнанным2. И.С. Войтинский выделил четыре основных признака (принципа) советского трудового права:

1.Единство советского трудового права, в отличие от буржуазного дробного права отдельных производств и профессий. Это предполагало равенство прав и обязанностей всех работников, распространение норм трудового права на всех лиц, заключивших трудовой договор. Это не исключало дифференциации по половому, географическому, возрастному и другим признакам.

2.Устойчивость трудовых отношений, которая выражалась в том, что работодатель по своей инициативе мог расторгнуть трудовой договор только по строго установленным в законодательстве основаниям. Трудовой договор, по общему правилу, заключался на неопределенный срок, а его срочный характер также требовал законного основания. Гипертрофированная трактовка этого принципа привела к тому, что в конце 30-х годов ХХ века за самовольный уход с работы была введена уголовная ответственность, а борьба с «летунами» (лицами, часто менявшими место работы) стала не по-

78

Раздел II. Проблемы цивилистики

следней задачей советского трудового права. Сам И.С. Войтинский таких крайностей не предвидел.

3.Закономерность условий трудового договора, что предполагало толкование всех спорных положений в пользу работника, т.е. приоритет интересов работника. Это относилось к случаям, когда договоры заключались как гражданско-правовые, но по своему со-

держанию являлись трудовыми. К таким договорам должно было применяться трудовое законодательство3.

4.Определенность условий найма. Этот принцип означал, что условия найма не должны ухудшать положение работника по сравнению с условиями, предусмотренными трудовым законодательством. Если какое-либо из условий трудового договора не определено, то оно должно определяться исходя из норм действующего законодательства. Так, если не определено условие об оплате труда, то оплата производится не из минимального, а из среднего заработка, и не только за проделанную работу, но и за будущую.

Здесь еще раз подчеркнут приоритет интересов работников и толкование спорных положений в их пользу4.

И.С. Войтинским был намечен перспективный подход к принципам трудового права, которые не сводились к основным правам

иобязанностям сторон трудового договора. Как нам представляется, необходимо разграничивать принципы и нормы права. Принципы первичны по содержанию, но вторичны по форме относительно правовых норм. Первичность определяется тем, что нормы принимаются на основе принципов и должны им соответствовать. Вторичность означает, что принципы должны прямо закрепляться в нормах права (нормы-принципы) или выводиться из содержания норм. Здесь нельзя усмотреть «порочный круг», так как механизм их взаимодействия на уровне отрасли «запускался» общеправовыми и межотраслевыми принципами, закрепленными в нормативном акте большей юридической силы, начиная с Конституции.

Впоследствии И.С. Войтинский скорректировал свою позицию, впервые высказав суждение об основных трудовых правах и обязанностях граждан как принципах советского трудового права. Одновременно он поставил знак равенства между основными правами

иобязанностями граждан и принципами социалистической организации труда5. Эту концепцию в дальнейшем наиболее активно развивал Н.Г. Александров6. Отметим, что в литературе она традици-

Юридические записки. Выпуск 6

79

онно называется «концепция профессора Н.Г. Александрова»7. К основным принципам трудового права он относил права на труд, на оплату труда, на материальное обеспечение в старости, также в случае болезни и потери трудоспособности, право на условия труда, благоприятные для его высокой производительности и безопасные для здоровья, обязанность блюсти дисциплину труда. В завершенном виде эту концепцию наиболее подробно изложил и исследовал действительно Н.Г. Александров, но впервые эту проблему поставил И.С. Войтинский, на приоритет которого справедливо указывал О.В. Смирнов8.

В дальнейшем основные трудовые права и обязанности как принципы трудового права рассматривались большинством отечественных ученых-трудовиков, в том числе В.С. Андреевым, Г.И. Гуляевым, А.Д. Зайкиным, Я.А. Карасевым, А.Е. Пашерстником, В.И. Прокопенко и др.9 Позиция этих авторов не в полной мере отличалась внутренним единством, так как права и обязанности работников осуществлялись только в рамках трудового правоотношения, а принципы должны распространяться и на производные от него правоотношения. Так, Н.Г. Александров в качестве принципа трудового права выделял в том числе участие профсоюзов и трудовых коллективов в управлении производством. Выход из этой ситуации им был найден посредством выделения двух уровней (этажей) принципов трудового права. К первому относились основные трудовые права и обязанности граждан СССР. Они классифицировались как общие (межотраслевые) принципы правовой организации труда, характерные как для трудового, так и для колхозного права и обусловленные общей природой социалистической общественной организации труда безотносительно к ее формам. Всего выделялось девять таких принципов-прав и обязанностей, в том числе на содействие социалистическому соревнованию и развитию коммунистического отношения к труду, на широкое участие коллективов трудящихся в управлении предприятием. Второй уровень (этаж) составляли собственно отраслевые принципы, которые дополняли и конкретизировали вышеназванные межотраслевые принципы и обусловливались особенностями государственной формы социалистической собственности. К принципам второго уровня Н.Г. Александров относил подлинную свободу

80

Раздел II. Проблемы цивилистики

трудового договора, охрану от необоснованного отказа в приеме на работу и от незаконного увольнения рабочих и служащих и др.10 Некоторые отечественные ученые-трудовики начиная с 70-х годов ХХ века вполне обоснованно отмечали, что принципы трудового права не могут быть сведены к основным правам и обязанностям работников, а принципы правового регулирования труда нельзя автоматически признать принципами трудового права11. Но наиболее последовательно и аргументированно эту позицию отстаивает О.В. Смирнов12. Базой для таких разночтений явилась краткость (а по сути ущербность) всех КЗоТов (1918, 1922, 1971 гг.) в части формулировки принципов трудового права. Это открывало простор для исследователей в выделении основных принципов, но даже не позволяло выявить их общее количество. И.С. Войтинский первоначально выделял 4 принципа, Н.Г. Александров - от 6 до 9, а в литературе 70 - 80-х годов ХХ века фигурировало уже до 15 отраслевых принципов. Очевидно, что если мы признаем отраслевые принципы руководящими началами, выражающими сущность отрасли права, то их не может быть так много. Налицо смешение общеотраслевых принципов с принципами отдельных отраслевых институтов. Между тем в период до принятия Трудового кодекса (далее - ТК РФ) (2001 г.) все попытки исследователей обосновать принципы трудового права в той или иной мере снова и снова приводили к их отождествлению в значительной части с основными трудовыми правами и обязанностями работников. Это касается даже тех авторов, которые такое отождествление отрицали в принципе. Попытки жесткого отграничения и формализации принципов

трудового права носили единичный характер13.

Не отрицая права на существование общепризнанных подходов к основным началам трудового законодательства, позволим себе обосновать иной подход к их характеристике. Необходимость в таковом диктуется следующими причинами. Во-первых, нельзя не согласиться с О.В. Смирновым, что права и принципы - это не одно и то же; принципы как категория идеальная не сводятся к правам и обязанностям лишь одного субъекта - работника. Принципы отрасли должны отражать формы взаимодействия прав и обязанностей работника и работодателя, их представителей, а не только работника14. Во-вторых, с точки зрения юридической техники кодифицированного акта в новом ТК РФ права работников и работодате-

Юридические записки. Выпуск 6

81

лей нашли отражение в специальных статьях, посвященных их правовому статусу (ст. 21, 22 ТК РФ). Поэтому их дублирование на уровне принципов вряд ли целесообразно.

В этой связи в теории трудового права были предложены иные классификации отраслевых принципов. Так, О.В. Смирнов выделяет принципы свободы труда, свободы трудового договора, единства и дифференциации условий труда, определенности трудовой функции, устойчивости трудовых отношений, обеспечения нормальной дисциплины труда, вознаграждения за труд без какойлибо дискриминации, обеспечения охраны труда и здоровья работника, гарантированности трудовых прав15. Между тем значительная часть из названных принципов тяготеет к основным правам работника и обязанностям, связана с предметом отрасли трудового права, другая же часть сориентирована на метод трудового права (например, принципы единства и дифференциации условий труда, определенности трудовой функции, устойчивости трудовых отношений). Таким образом, перечисленные отраслевые принципы в данной классификации, на наш взгляд, утрачивают общность содержания с точки зрения единого критерия классификации.

Авторами “Курса российского трудового права” (Т. 1: Общая часть) дана несколько иная классификация отраслевых принципов, к которым отнесены следующие: свободы труда; равенства всех трудоспособных граждан в трудовых правах при особой государст- венно-правовой защите трудовых прав женщин, молодежи и инвалидов; материально-государственное стимулирование работодателей во всестороннем развитии личности работника; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда; вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, не ниже установленного федеральным законом минимального размера; защита трудящихся от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по возрасту; участие трудящихся в установлении и регулировании условий труда и его оплаты16. Однако и указанная классификация отраслевых принципов составлена с нарушением “святого правила” цельной предметной определенности системы принципов. Так, принцип свободы труда - это межотраслевой принцип права, принцип материально-государственного стимулирования работодателей через систему налоговых льгот - также не может

82

Раздел II. Проблемы цивилистики

быть отнесен к трудовому праву, так как реализуется в рамках финансового права. Принцип материального обеспечения трудящихся при наступлении нетрудоспособности и по возрасту является принципом самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения.

При обосновании классификации принципов российского трудового права мы предлагаем исходить из таких критериев, как государственная нормативность, системность, предметная определенность и целенаправленность принципов права. Система принципов трудового права (именно система, а не просто совокупность) представляет собой некую целостность, единство, если хотите, одухотворенность права. Подвижки внутри этой системы возможны: например, войны и экономические кризисы диктуют иное взаимодействие сфер предлагаемых принципов, но их единство сохраняется. Они должны пронизывать всю правовую ткань отрасли (в отличие от принципов отдельных институтов отрасли права). Таким образом, система отраслевых принципов позволяет определить пределы действия, самостоятельности и независимости отраслей и создать динамичную систему их взаимодействия в меняющемся правовом пространстве как отражение реальных социальноэкономических и политических процессов в обществе.

Несмотря на то, что принципы отрасли права являются идеальной субстанцией, они олицетворяют не просто руководящие идеи, а нормативно закрепленные основные начала отрасли права. В теории права выделяют две формы отражения принципов в законодательстве: текстуальная - путем конкретного закрепления в правовых нормах и смысловая, которая выводится из норм. В первом случае речь идет о нормах-принципах, которые, как правило, обусловливаются предметом регулирования. Во втором случае - принципы, выводимые из норм, как правило, обусловливаются методом регулирования17. В настоящее время в законотворчестве упрочился текстуальный способ закрепления отраслевых принципов - нормыпринципы. Все новые кодексы содержат специальные статьи, посвященные основным началам соответствующего отраслевого законодательства. Это же осуществлено и в новом ТК РФ.

В ТК РФ (ст. 2) впервые дан перечень основных принципов российского трудового законодательства. Но для них характерны следующие противоречия и недостатки. Во-первых, законодательно

Юридические записки. Выпуск 6

83

закреплено 19 отраслевых принципов, что является абсолютным рекордом. Понятно желание законодателя закрепить основные начала отрасли, но в итоге некоторые принципы оказались названными неоднократно через различные их проявления. В то же время в рамках одного принципа были объединены различные по своей природе принципы, как, например, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (п. 3 ст. 2 ТК РФ). Во-вто- рых, в п. 2 ст. 2 ТК РФ воспроизведен межотраслевой принцип свободы труда. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве (п. 4 ст. 2) вообще являются принципами государственного

иадминистративного права, а также права социального обеспечения. К последней отрасли относится и принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование (п. 20 ст. 2). В-третьих, многие принципы вновь сформулированы в виде прав и обязанностей работников и работодателей, что неизбежно дублируется с содержанием ст. 21 и 22 ТК РФ, специально посвященным этому вопросу. В-четвертых, вне внимания законодателя оказался принцип дифференциации как составляющая принципа единства (равенства)

идифференциации в трудовом праве. Он не получил текстуального закрепления.

Примечания

1См.: Войтинский И.С. Трудовое право СССР. М.; Л., 1925. С. 62-120.

2См.: Хлебников Д.Н. К догматике советского трудового права // Вопросы труда. 1925. № 11. С. 71-82.

3См.: Войтинский И.С. Указ. соч. С. 127.

4См.: Там же. С. 67-69.

5См.: Войтинский И.С. Против извращений в теоретической работе по советскому трудовому праву // Проблемы социалистического права. Сб. 1., М., 1937. С. 82. (Это утверждение было сформулировано в связи с принятием Конституции СССР 1936 г.).

6См.: Александров Н.Г. Принципы советского трудового права - принципы

подлинной свободы труда. М., 1949. С. 10-11; Советское трудовое право / Под ред. Н.Г. Александрова. М., 1949. С. 31-33; Он же. Социалистические принципы Основ законодательства СССР и Союзных республик о труде. М., 1970. С. 6-22 и др.

7См.: Советское трудовое право / Под ред. Б.К. Бегичева, А.Д. Зайкина. М., 1985. С. 46.

8См.: Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977. С. 47.

84

Раздел II. Проблемы цивилистики