Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
П_Друкер-Эффективное управление.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Подъем ротшильдов к вершинам успеха

Нет более яркого примера третьего типа под­хода к бизнесу — максимизации ресурсов, — чем пример подъема Дома Ротшильдов. В конце 1790-х годов Майер Амшел Ротшильд, основатель династии, был всего лишь ростовщиком в небольшом городе, и о нем едва ли слышали в крупных международ­ных финансовых центрах. Меньше чем через двад­цать лет, в конце периода наполеоновских войн. Дом Ротшильдов уже обладал бесспорно огромной фи­нансовой властью в Европе, на- равных вел дела с крупными финансовыми центрами Франции и Рос­сии. Именно систематическая максимизация ресур­сов семьи была той катапультой, которая так стре­мительно вознесла Ротшильдов к успеху.

Семья имела четыре первоклассных вида ре­сурсов в лице своих сыновей: Натана, Джеймса, Амшела и Соломона. Судя по их талантам и харак­терам, для каждого из них родители выбрали ту область деятельности, где индивидуальные «ресур­сы» каждого могли принести наибольшую отдачу.

Натан был самым способным, смелым и обла­дал большим воображением, но, кроме того, отличался грубостью и высокомерием. Его послали в Лондон — в то время крупнейший в мире финансовый центр, но также и рынок беспощадной конкуренции, где агрессивные профессионалы бизнеса, которые не заботились о манерах и преклонялись только перед звонкой монетой, ежедневно сражались за финансо­вую и экономическую власть.

Джеймс отправился в наполеоновский Париж. В те времена это был — и продолжал оставаться еще в течение ста лет — крупнейший рынок капи­талов на европейском континенте. Это было также средоточие вероломства во всей финансовой вселен­ной. Финансовые заговоры и интриги, описанные в романах Бальзака — современника Ротшильда, — были вымыслом только отчасти. Шпионы, чьи ус­луги оплачивались правительством или конкурен­тами, были повсюду. Финансы были политическим бизнесом; политические перевороты — революция, террор, тирания и реставрация — были распростра­ненным явлением и разрушили многие более мо­гущественные финансовые силы, чем ту, что пред­ставляли собой в то время Ротшильды или могли бы представлять через годы. Но это было самое под­ходящее место для Джеймса. Он расцвел в атмосфере интриг и с ранних лет играл роль политичес­кого стратега для семьи.

Соломон, учтивый, терпеливый и обладающий таким чувством собственного достоинства, которое доходило почти до напыщенности, отправился в Вену, где иметь банковское дело все еще означало вести дела с королевским двором Габсбургов с его беско­нечными отсрочками и нерешительностью, строгим соблюдением церемоний и самодовольной аристок­ратией. И наконец Франкфурт, который хотя и был родным городом Ротшильдов, но представлял собой самый незначительный из всех финансовых цент­ров Европы. Он стал местом пребывания « главного управляющего» семьи, Амшела, которому больше всего нравилась закулисная деятельность. Он создал распространенную сеть быстрой передачи информа­ции, которая раньше газет, почты, телеграфа и теле­фона позволяла Ротшильдам быстро получать на­дежные сведения о состоянии дел в мире. Но, веро­ятно, самый большой аклад в семейное дело он внес, работая е кадрами. Он находил и обучал молодых людей, желающих работать в условиях анонимнос­ти, которые стали доверенными сотрудниками и менеджерами и составили основу бизнеса.

Еще более показательным примером служит то, что Ротшильды не делали. Они не рассчитывали на участие в делах Кальмана, пятого сына в семье. Они послали его в Неаполь, где не было никакого бизнеса и который поэтому не представлял ника­кой угрозы для их растущего бизнеса. Для Кальма­на могла бы существовать масса возможностей, если бы семья сочла, что он сможет воспользоваться хотя бы одной из них. Но по меркам семьи Ротшильдов у него не было никаких способностей. И такой по­ступок с их стороны был проявлением непрелож­ного правила максимизации ресурсов, которое состо­ит в том, что никогда не следует доверять право разрабатывать благоприятную возможность тому, кто не представляет собой, никакого ресурса и не смо­жет использовать представившуюся возможность в своих интересах и интересах бизнеса, иначе он мо­жет разрушить эту возможность. Поэтому Ротшильд предпочел отправить сына туда, где он не сможет принести делу никакого вреда.

В этих примерах важно не то, что «Дженерал Моторс», Эдисон и Ротшильды достигли силы и ве­личия; важно то, что они начинали с самых низов. Был ли это бедный прусский офицер Сименс или глуховатый, почти неграмотный мальчик-курьер Эдисон, неуклюжий провинциал, еврей Ротшильд, оказавшийся в полном высокомерия и предрассуд­ков мире аристократов, или первые семейные ком­пании в неразвитой Японии, — все они начинали с нуля, у них был только систематический подход. Можно, конечно, возразить, что и без этого подхода Сименс и Эдисон стали бы выдающимися изобрета­телями, Ротшильды — известными банкирами, а «Дженерал Моторс» — крупной компанией. Одна­ко то, что принесло им лидерство, — это системати­ческий подход, с которым они использовали свои способности для реализации возможностей, которые им представились в свое время.

Во всех трех подходах есть один общий фак­тор: они строятся на силе, ищут скорее возможнос­ти, чем проблемы, они подчеркивают скорее дости­жимые результаты, чем опасности, которых следует избегать. Фактически они дополняют друг друга. Каждый подход служит достижению определенной цели и выполняет свое предназначение. Вместе они превращают выводы, полученные с помощью анали­за, в программу эффективных действий.

Проект идеального бизнеса определяет направ­ление действий, которые компания должна предпри­нять, чтобы стать эффективной. Он задает основные цели. Он устанавливает теоретически оптимальное соотношение между интенсивностью экономической деятельности и реально достижимыми результа­тами.

Максимизация возможностей показывает, как нужно развивать бизнес от вчерашнего дня к сегод­няшнему — делая его, таким образом, способным принять вызов, который бросает ему завтрашний день. Она показывает существующие возможности, которые следует использовать, и те, от которых еледует отказаться. И она выявляет новые факторы, которые могут повлиять на улучшение результатов деятельности на рынке или в сфере особых знаний, которыми владеет компания.

И, наконец, максимизация ресурсов — это шаг от осознания к действию. Она устанавливает при­оритеты. И путем концентрации ресурсов на при­оритетных направлениях деятельности она дает га­рантию, что энергия и усилия направляются на те участки работы, где они дадут наибольшие резуль­таты.