Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архивное_дело_ХХвек.doc
Скачиваний:
260
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
859.65 Кб
Скачать

1.3. Учреждение Центрального комитета по управлению архивным делом. Разработка проекта архивной реформы в России.

В петроградских газетах появилось сообщение о назначении Совнарком Петроградской Трудовой коммуны «уполномоченного по ликвидации и реорганизации архивов» – Давида Борисовича Рязанова. В связи с этим, на заседании Союза РАД 23 марта было решено уклониться от встречи с Луначарским и выяснить цели и задачи, возложенные на Рязанова.

Первым на контакт с Д.Б. Рязановым вышел князь Голицын – второе лицо в Союзе РАД – 25 марта состоялась их встреча, о которой Голицын сразу же рассказал в письме Лебедеву: «Я сегодня повидался с Рязановым и имел с ним неожиданно для себя продолжительную беседу. Он очень желает изложить свою программу в совете Союза архивных деятелей».

Встреча с Рязановым состоялась 27 марта 1918 г. На этом собрании Давид Борисович объявил своей главной задачей возвращение архивистов «к нормальной работе, где она нарушена», и необходимость создания органа управления архивами. В вопросах централизации (объединения) самих архивов Рязанов не задавался целью создать единый национальный архив, хотя в целях охраны он считал, что придется сосредоточить мелкие архивы упраздненных учреждений в центральных ведомственных архивах.

Следует отметить, что Д.Б. Рязанов был человеком неординарным: обладатель выдающегося интеллекта, основатель научного марксоведения, историк IИнтернационала, автор работ по истории русской революционной мысли и профсоюзного движения, сотрудник русских и немецких социал-демократических изданий. Некоторое время партийной кличкой Рязанова была «Буквоед». Именно ему, имевшему опыт работы с зарубежными архивами Маркса и Энгельса петроградские власти поручили сферу охраны правительственных архивов. Но Давиду Борисовичу необходима была опора в лице крепких профессионалов – именно поэтому Рязанов с такой охотой откликнулся на предложения Союза РАД.

2 апреля 1918 г., состоялось заседание нового Совета, – тогда же он получил свое окончательное название – Центральный комитет по управлению архивами (ЦКУА). Председателем стал Д.Б.Рязанов, товарищем председателя С.Ф. Платонов. Лаппо-Данилевский А.С. стал членом комитета.

16 апреля 1918 года было принято решение о переходе ЦКУА из подчинения Петроградской Трудовой коммуны в ведение Наркомата народного просвещения РСФСР.

Рязанов начал работу «получив в наследство необычайный архивный хаос». Первой задачей было найти работников-строителей. Такая рабочая группа образовалась в течение апреля – мая 1918 г. в Петрограде. Вместе с заслуженным профессором Петроградского университета Сергеем Федоровичем Платоновым на работу вышел целый ряд историков и архивистов. Сделано было обращение к ученым учреждениям и высшим учебным заведениям. В помещении бывшего Государственного архива без перерыва с утра до вечера шла подготовительная организационная работа: готовился проект декрета о реорганизации архивного дела, «намечалось устройство центрального и местного управления архивным делом» (речь идет о проектах положений о ГУАД и областных управлениях архивным делом), готовился материал для сметы расходов будущего ГУАД.

Видный деятель первых лет архивного строительства профессор М.А. Полиевктов писал в эмигрантском журнале, что Николаев был «душою всей реформы», он «положительно» вынес ее на своих плечах. Видную роль в подготовке декрета сыграли также (не считая руководителей – Рязанова, Платонова и Преснякова) И.А. Блинов, А.С. Лебедев, Г.С. Габаев, И.Л. Маяковский, Н.П. Черепнин и др.

В первую очередь требовалось упорядочить «архивный хаос». Как писал Николаев: «Долго и страстно дебатировался вопрос о двух принципах, которые возможно положить в основу будущего архивного строительства – историческом(ведомственное происхождение архивных фондов) илогическом (группировка родственных по содержанию архивных фондов). В результате споров, в основу нового архивного строительства было решено положить отдельные архивные фонды, органически сложившиеся в определенной исторической обстановке (т.е. был выбран исторический принцип). Твердо было решено, что такой внутренне цельный и единый по своему существу архивный фонд ни в коем случае нельзя дробить. Таким образом, основной классификационной единицей был признанархивный фонд.

Сложность ситуации, в которой находились весной 1918 г. архивисты, была в том, что у них отсутствовала подготовка к юридически-нормативной работе; они не располагали необходимой доктринальной базой. Взгляды на централизацию архивного дела ещё не приобрели четких очертаний.

Другая сложность была социально-психологического свойства. Гражданское сознание архивистов отвергало советскую власть: но в то же время необходимость подготовки прогрессивной архивной реформы в рамках существующего строя вынуждала их к определенной лояльности в отношениях с большевистской диктатурой. Глубокая идеологическая пропасть лежала между ними и Рязановым, которым, однако, они искренне восхищались (и уважение к которому, сохранили на всю жизнь).

Но, тем не менее, юридическая нормативная работа активно развернулась в Петрограде с первых числе мая 1918 г. – шел процесс создания декрета об архивном деле.