Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
729.6 Кб
Скачать

3.2. Список основной и дополнительной литературы

Основная:

Альбедиль М. Индуизм.  М., 2006.

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия.  М., 1996.

БИБЛИЯ. Ветхий завет и Новый завет.

БХАГАВАТГИТА /Комментарии и перевод Б.Л. Смирнова. Ашхабад, 1956.

Васильев И.С. История религий Востока.  М., 1998.

Ислам классический. Энциклопедия.  М., 2005.

История религий. В 2-х тт. /Под ред. проф. Яблокова.  М., 2004.

Кармайкл Дж. Разгадка происхождения христианства.  М., 2002.

Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.  М., 1986.

Конзе Э. Буддизм. Сущность и развитие.  С-Пб., 2003.

Конфуций. ЛУНЬ ЮЙ /Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1994.

КОРАН /перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и древние римляне о своих богах и героях.  М., 1996.

Лао-цзы. ДАО ДЭ ЦЗИН /Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1994.

Мень А. История религий. М., 1997.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт.  М., 1980  1982.

Нюстрем Э. Библейский словарь.  С-Пб, 1995.

Религиозные традиции мира. В 2-х тт.  М., 1996.

Религия в истории и культуре. /Под ред. М.Г. Писманика.  М., 1998.

Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-дэ-цзин».  С-Пб, 2004.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь.  М., 2003.

Эррикер К.Буддизм.  М., 1999.

Дополнительная:

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории. М., 1986.

Зубов А.Б. История религий. М., 1997.

Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

Куртц П. Искушение потутсоронним.  М., 1999.

Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

Религия: история и современность. /Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева.  М., 1998.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Париж, 1959.

Фромм Э. Бегство от свободы. –– М., 1990.

Хрестоматия по исламу. М., 1991.

Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. Якобсен Т. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. М., 1995.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Тема 1. Исторические и психологические корни религий

Прежде чем обсуждать проблемы, связанные с религией, следует определить значение самого этого слова, или, по крайней мере, обозначить круг явлений, связанных именно с этим понятием. Бытующие определения термина (от латинского religio  благочестие, набожность, святыня) связывают религию, во-первых, с верой в сверхприродное, сверхъестественное начало, от которого человек зависит и с которым он должен установить контакт, и, во-вторых, с определённой системой действий (молитва, обряд, ритуал), c помощью которых этот контакт может быть реализован.

Такое понимание религии типично для большинства религиоведческих источников, но у ряда авторов оно встречает обоснованные возражения. Действительно, мы хорошо знаем, что многим религиозным культам вовсе не свойственно представление о богах как о чём-то внеприродном и сверхъестественном. Известно, например, что все языческие божества были олицетворением именно природных, т.е. посюсторонних сил и стихий. С другой стороны, сам по себе культ (ритуальная практика) совсем не обязательно связан с религиозной обрядностью: поклоняться можно гению, вождю, учителю, государственной символике, модному идолу поп-эстрады и т.п.

Существует ещё одна, исключительно важная сторона религиозной жизни: достижение необычных состояний сознания. Результатом таких состояний может быть пробуждение сверхчеловеческих способностей, а также обретение непредставимого, неописуемого восприятия мира. Откровение, озарение, благодать  вот приблизительные характеристики, которые существуют на человеческом языке для обозначения подобных переживаний. По мнению некоторых исследователей, именно достижение изменённых состояний сознания в разные эпохи и разными людьми могло послужить толчком для возникновения религий, способных закрепить эти необычные переживания в мифологической и культовой практике. Но хорошо известно и то, что основная масса верующих к переживаниям такого рода никакого отношения не имеет.

Что же, в таком случае, нам следует взять за основу определения термина «религия»?

Обратимся к общему для большинства религиозных верований свойству, а именно: представлению об источнике запредельной Силы (совокупности сил), недоступной физическому восприятию, превышающей человеческое разумение и человеческие возможности, определяющей порядок в мире и судьбы людей, связь с которой человеку необходимо поддерживать ради самой возможности жизни на Земле. Условимся понимать под религией общий для некоторого числа людей способ воссоединения с духовной Основой бытия (учитывая, что способы такого воссоединения и представления об этой Основе могут быть различными; и что как раз этими различиями определяется специфика любой конкретно взятой религии).

Представления о Высшем Невидимом определяются коллективной интуицией социума, уровень и характер которой задаются, в основном, культурными традициями. В одном случае объектами религиозного поклонения служат духи природных стихий, в другом  невыразимое ДАО, в третьем  безличный Абсолют, в четвёртом  Бог-Творец… Вариантов достаточно много. Все они, в разной степени, сводятся к одному принципу: стремлению «навести мосты» между миром профанного (обыденного, непосредственно данного, эмпирически очевидного) и миром сакрального (непостижимого, полного тайной мощи, организующего начала в природе и космосе).

Человек всегда испытывал стремление к связи с миром сил, превышающих его разумение и его возможности. Раскопки палеолитических стоянок обнаруживают артефакты (каменные орудия), имевшие, по всей вероятности, не бытовое и не охотничье, а чисто ритуальное значение. То же самое можно сказать и о петроглифах, и женских фигурках из обожжённой глины («палеолитических Венер»), олицетворявших силу плодородия. Даже неандертальские могилы обнаруживают следы ритуальной практики: они были ориентированы по сторонам света, осыпаны охрой и цветами, покойнику придавалась поза эмбриона, символизирующая его возвращение в лоно Матери-Земли. К этому следует добавить, что ни одна этнографическая экспедиция, из тех, что когда-либо входили в контакт с «дикими» аборигенами во всех концах света, до сих пор не обнаружила ни одного безрелигиозного племени на всём земном шаре!

Очевидно, религию мы должны признать культурной доминантой человеческих сообществ во все времена и одновременно  характерным свойством, которое отличает вид homo sapiens от прочих видов живых существ, обитающих на Земле. Это можно объяснить лишь свойством человеческого сознания каким-то образом (чаще через интуицию) соприкасаться с Миром Невидимым, и ещё тем, что разум человека даёт ему возможность построения идей, моделей, концепций, касающихся вещей мыслимых и воображаемых. То и другое, вместе взятое, имеет результатом религиозную деятельность, укоренённую в догматах, молитвенных формулах и ритуалах.

В чём специфика религиозного мышления и религиозного сознания? Здесь мы выделяем три основных аспекта:

1. Человек обращается к миру, не представленному в обыденной жизни, полагая, что этот мир реально существует. Поэтому главной особенностью религиозного мышления (помимо метафизических спекуляций) становится опора на ряд априорных оснований (аксиом), являющихся предметом непререкаемой веры. Эти аксиомы, в момент возникновения религии, получены, как правило, интуитивным прозрением её основателей.

2. Религия способна решать ряд очень важных насущных проблем (например, служить объединяющим стимулом для множества людей), но её высшее предназначение  не в этом. Религиозное сознание, в идеале, стремится к решению задач, не связанных с биологическими потребностями. Главная её цель  восстановить и укрепить связь человека с духовными Основами бытия. Психика человека устроена так, что его, как правило, не удовлетворяет одна лишь «естественная» жизнь (преследование жертвы, защита, питание, размножение), как это свойственно животным. У него есть духовный инстинкт, требующий включения в некий психический контекст, где жизнь разумного существа есть часть Вселенского процесса, проистекающего из Единого источника. Именно это бессознательное влечение к Началу всех начал, названному К.Г. Юнгом «архетипом первоначальной целостности», и является универсальной причиной религиозной деятельности человека.

3. В идеале, религиозная деятельность направлена на спасение и внутреннее преображение человека: ограничение животных инстинктов, духовное просветление, радость общения с Живой Истиной.

* * *

Объект религиозного поклонения для большинства верующих всегда окружён завесой тайны. Неудивительно, что и отношение к религии, с давних времён, было существенно неодинаковым у разных людей  от пламенного фанатизма до категорического отрицания.

Для атеистов религия  сплошь заблуждение и самообман. Последователи Карла Маркса в России трактовали религию как «опиум для народа», видели в ней лишь средство для обмана народных масс, идеологическое орудие эксплуататоров… Верующий, наоборот, видит в религии единственный настоящий смысл жизни. С точки зрения агностика, для которого Бог принципиально непознаваем, религиозная жизнь есть нечто абсолютно чуждое, terra incognita. Профессиональный учёный видит в ней социальное явление, достойное быть предметом изучения (не более того). Культуролог же рассматривает религию как мощное культурообразующее средство и духовный центр любой локальной культуры.

Эта последняя точка зрения будет ведущей и в нашем анализе.

* * *

Одним из мощнейших стимулов к религиозному поиску является врождённая склонность человека задавать себе самому вопросы, на которые он никогда не находит ответа, если руководствуется лишь «здравым смыслом». Вопросы эти суть:

— Почему я должен умереть? Неужели я совсем исчезну (в то время, как инстинкт упрямо твердит о том, что Я не исчезну никогда!)?

— Почему человек обречён на страдания?

 Почему жизнь так несправедлива?

 Кто придумал законы мироздания? Как возникла жизнь? Неужели столь сложно устроенная система, как живой организм, могла возникнуть спонтанно, без вмешательства Творящего Разума?

Все эти вопросы приводят человека к необходимости обрести понимание тайн бытия, найти спасительное равновесие для души, иными словами, обрести смысл в той области, которая не поддаётся доводам обычной логики. Так подготавливается почва для религиозного сознания. Дальнейший духовный путь человека зависит от его воли и упорства на пути само- и миропознания. Этот путь достаточно труден. Он требует не только сил, но иногда и немалых жертв. Уже одна простая мысль  не всё реальное очевидно, и не всё очевидное реально  требует от человека мужества отказаться от привычных шаблонов обыденного сознания, что, конечно, не любому по плечу. Вот почему множество людей предпочитают жить по привычке, не слишком задумываясь о «проклятых вопросах» бытия… Но рано или поздно сама жизнь предъявляет каждому из живущих суровый счёт. Травмы, потери, трагедии,  в конце концов, близость самой смерти  вынуждают человека (как правило, слишком поздно) выйти за рамки безмысленного, бездуховного существования и задуматься о проблемах, неразрешимых в обыденной жизни.

Главное препятствие, с которым сталкивается человек, желающий найти высший смысл бытия  проблема несовпадения Высшей Реальности с миром обыденной жизни. Сфера действия так называемого «здравого смысла» погружает человека в иллюзию очевидности, где многое кажется привычным, понятным, доступным нормальной логике. Человек охотно поддаётся этой иллюзии, создающей необходимый комфорт для его психики, всеми силами ограждающей себя от вторжения Неизвестного… до тех пор, пока он не столкнётся с Неизвестным лицом к лицу.

Вести из Мира Иного приходят обязательно: дело в том, что «невидимая реальность» связана нерасторжимыми узами с привычным для нас миром и в особые моменты времени прорывается в этот мир. Такие прорывы известны почти любому человеку: «вещие» сны, ясновидение, внезапная способность читать чужие мысли, видеть ауру, озарение в периоды творчества, спонтанный выход из физического тела и т.д. Случаются и события, которые невозможно расценить иначе, как явленное Чудо (мироточивые иконы принадлежат к легко проверяемым фактам такого рода). У людей особо одарённых (художников, мистиков, пророков, шаманов) общение с Невидимым происходит едва ли не чаще, чем контакты с обычным миром, причём, оно совсем не обязательно связано с пробуждением сверхчувственных способностей. Например, знаменитый английский писатель Честертон был однажды поражён зрелищем обычного дневного света: он его вдруг воспринял, как настоящее чудо: он смог увидеть этот обыденный факт духовным зрением.

Сказанное выше свидетельствует о сущностной предрасположенности homo sapiens к религиозному сознанию и религиозной жизни. В человеческой истории именно эта способность привела, в конце концов, к появлению организованных религий: устойчивой культовой практике, объединяющей социум в единое целое. Именно эта устойчивая практика,  объективная данность, служащая непременным фундаментом локальной культуры,  составляет предмет систематического изучения в религиоведении.

Контрольные вопросы

  1. Что подразумевает латинский эквивалент слова «религия»?

  2. Что означают понятия «сакральное» и «профанное»?

  3. Одинаково ли воспринимается феномен религии в современном обществе?

  4. К какому миру обращено религиозное сознание?

  5. Каковы главные задачи религиозной деятельности человека?