Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

пособие ТиМРГ

.pdf
Скачиваний:
61
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
659.56 Кб
Скачать

туристским администрациям и туристским компаниям, прежде всего российским, в обосновании маркетинговых стратегий и продвижении туристского продукта на мировом рынке туризма.

2.10 Теоретические обобщения в географии

Высшей формой научного знания является теория. Под теорией подразумевается система руководящих идей, дающих целостное, непротиворечивое представление о закономерностях и существенных связях, изучаемых в той или иной области науки. Согласно Д.Харвею, разработка теории составляет суть объяснения; теория возникает в ходе научного объяснения. В противоположность умозрительным взглядам научная теория обеспечивает вытекающим из нее выводам согласованность, эффективность и убедительность. Исходным базисом теории служит некоторая совокупность утверждений и понятий – допущений, постулатов, гипотез, аксиом, общих законов, – из которых по определенным логико-методологическим правилам может быть выведено ее новое содержание.

Методология построения теории, несомненно, относится к более высокому и сложному уровню научного познания, чем методика эмпирического исследования. Ее невозможно регламентировать какими-либо методическими указаниями или инструкциями подобно полевым географическим исследованиям и камеральной обработке полученной информации. Непросто объяснить, например, с помощью каких методов были разработаны теоретические представления о географической оболочке или учение о мировой зональности. Тем не менее, существуют определенные принципы и логические приемы теоретических обобщений.

На теоретическом уровне исследования в наибольшей степени проявляется принцип единства дедукции и индукции. За крупнейшими теоретическими обобщениями в рекреационной географии стоят, с одной стороны, осмысление обширного эмпирического материала, а другой – умозаключения, основанные на более общих научных философских

61

представлениях о единстве материального мира всеобщей связи предметов и явлений, их развитии и т.д.

Этим определяются различия между теоретическими научными выводами и натурфилософскими догадками, которые не опирались на опытное познание. Географическая наука шла к формированию теории в основном путем обобщения эмпирических выводов. Дедуктивный подход к развертыванию теорий разработан значительно слабее, хотя в той или иной, преимущественно интуитивной форме он использовался большинством теоретиков.

Переход от эмпирического уровня познания к теоретическому основан на учете общенаучных принципов и подходов системного, исторического и др.) и на применении таких познавательные приемов, как абстрагирование, идеализация, гипотеза, анализ, синтез, а также правил логики.

С абстрагированием тесно связана так называемая идеализация объекта, т.е. построение теоретической модели, в которой отражены его самые существенные свойства. В географии широко используются идеальные модели, начиная с представления о земном шаре как геометрически правильной фигуре. При этом можно отвлекаться не только от неровностей поверхности Земли, но и даже от неоднородности ее вещественного состава. Подобный и идеализированный земной шар необходим для объяснения зональных закономерностей теплового баланса, циркуляции атмосферы и других географических процессов и для создания общей теории широтной зональности.

Объяснение многих явлений в географии часто имеют характер гипотез

– предположительных суждений, требующих проверки на практике и подтверждения фактами, чтобы стать достоверной научной теорией. Специфика географии практически исключает экспериментальную проверку гипотез, и многие из них оказывается весьма долговечными. Нередко в течение длительного времени сосуществуют альтернативные гипотезы для объяснения одною и того же явления. Так еще в середине XIX в. были

62

выдвинуты две гипотезы происхождения валунов, распространенных на большом удалении от места их возникновения. Одна из гипотез – дрифтовая

– сводилась к тому, что валуны были разнесены айсбергами гипотетического моря; другая – ледниковая – объясняла наличие валунов былым распространением материковых оледенений. С течением времени вторая гипотеза находила все больше сторонников и стала именоваться теорией.

В процессе познания многообразных географических систем диалектически сочетаются анализ, т.е. расчленение изучаемой объекта на его составные части, и синтез – соединение составных частей в единое целое.

Синтез в географии находит законченное выражение в представлениях о территориальных географических системах, но невозможно получить целостную картину системы, не расчленив ее предварительно на составные части.

Специфика географических систем состоит в двояком характере их составных частей и, соответственно, в наличии двух типов внутренних связей. Отсюда следуют два направления географического анализа: 1) субстантивное, или «вертикальное», в которой частями целого выступают разнокачественные компоненты и элементы систем (природные компоненты и их элементы в естественных геосистемах, отрасли и подотрасли производства в территориальных производственных комплексах и экономических районах); 2) «горизонтальное», или территориальное, в котором объектами анализа и синтеза служат взаимосвязанные пространственные блоки - системы и субсистемы разных уровней – природные геосистемы от фации до эпигеосферы, экономические, социальноэкономические, районы, подрайоны, с населенный пунктами и городскими агломерациями, производственными предприятиями, элементами инфраструктуры и т.д.

К нерешенным вопросам географического синтеза следует отнести способы и показатели интегральной характеристики географических систем. Очевидно, для такой характеристики невозможно найти какую-либо единую

63

количественную меру, и она должна основываться на немногих, но наиболее синтетических и взаимосвязанных показателях. Для природных геосистем такими показателями могут служить суммарное количество потребляемой солнечной энергии и активной влаги, участвующей в функционировании геосистемы, емкость биогенного круговорота веществ.

Системный географический синтез осуществляется пока практически раздельно по двум направлениям – естественно-географическому и общественно-географическому, и решение затронутых выше проблем в каждом из этих направлений имеет свою специфику.

Дедуктивный путь построения теорий не получил развития в географии. Сущность его состоит в выведении основ теории из некоторых исходных аксиом и постулатов, принимаемых без доказательств. Некоторые географы, в частности Д.Л.Арманд, отрицали возможность существования в географии собственной аксиоматики. Первый опыт аксиоматической разработки теоретических основ географии принадлежит немецкому географу Э. Неефу. Его труд «Теоретические основы ландшафтоведения» был издан в Готе в 1967 гг. опубликован в 1974 г. на русском языке. В нем сформулировано три географические аксиомы:

1)планетарная – все географические явления принадлежит планете Земля и этим определяются их основные признаки;

2)ландшафтная – в каждом пункте земной поверхности графические элементы, компоненты и факторы находятся в закономерности упорядоченных соотношениях и взаимодействиях;

3)хорологическая – все географические явления обладают определенным местом, которое выражается в его пространственном положении и особенно в его пространственных отношениях к с соседним местностям.

Опираясь на эти аксиомы, Э. Нееф формулирует свое представление о ландшафте и ряд других понятий. По существу это единственный опыт аксиоматического построения теории в географии.

64

Глава 3. Методы оценки рекреационного потенциала территории 3.1 Анализ существующих методик оценки

туристского и рекреационного потенциала территорий

Результатом деятельности территории как среды обитания следует считать удовлетворение социальных и экономических потребностей людей, в том числе и в сфере туризма (внутреннего, международного). Их осуществление опирается на использование имеющихся природных ресурсов и условий, сложившихся экономических отношений. Факторы, от которых зависит данный результат, многочисленны и многогранны. Для их интегрального выражения необходим обобщающий показатель. В таком качестве может выступать величина потенциала территории.

Важным условием развития туризма является наличие туристского потенциала. Словосочетания, в которых «потенциал» используется как терминообразующее слово (рекреационный, туристский), стали достаточно часто употребляться в туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин «потенциал», нередко оказывается весьма сложно, поскольку широко известных и общепринятых профессиональных трактовок этого термина не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ. Понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.

Под туристским потенциалом также понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических

65

предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристским потенциалом часто называют и отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов. Но, по мнению ряда специалистов, это неверная точка зрения. Потенциал – это наличие на определенной территории возможностей, резервов, которые могут быть при определенных условиях использованы для достижения намеченной цели – развития туризма.

Т.В. Николаенко под туристским потенциалом понимает наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.

По мнению В.А. Рубцова и С.А. Шабалиной «рекреационный потенциал представляет собой величину реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в процессе удовлетворения многообразных общественных потребностей, в том числе культурно-познавательных, деловых, религиозных, паломнических, спортивных и т.д. В этом случае учитывается не только количественная динамика рекреационных ресурсов, но и качественные характеристики через структурно-комплексный анализ, каждого элемента входящего в состав рекреационных ресурсов.

Можно встретить и понятие «туристские ценности», под которыми понимают туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территории. Эта точка зрения не совсем верна, так как туристские ресурсы и туристский потенциал – понятия, занимающие различные иерархические уровни. По своей природе туристские ценности гетерогенны, то есть могут иметь как естественный характер, так и искусственный. При этом встречаются и туристские ценности комплексного характера, имеющие

66

одновременно естественное и искусственное происхождение (к примеру, пляжи и водохранилища). Мы считаем, что данное понятие является синонимом понятия «туристские ресурсы».

Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 2.

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

Туристские ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природные

 

Социально-

 

 

 

экономические

 

 

 

 

 

 

 

 

Флористические

Фаунистические

Климатические

Орографические

Гидрологические

Лечебные

Прочие виды

Материальные Культурно-

исторические Духовные

Туристская инфраструктура

Инфраструктура размещения

Инфраструктура питания

Транспортная инфраструктура

Инфраструктура досуга и развлечений

Специализированная инфраструктура

Трудовые

Информационные

Управленческие

Материальные

Рисунок 1 – Структура туристского потенциала территории

67

Из рисунка следует, что туристский потенциал включает туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристские ресурсы подразделяются на три основные группы – природные, культурно-исторические и социальноэкономические. Многие авторы идут дальше, выделяя пять групп туристских ресурсов: природные, культурно-исторические, инфраструктурные, кадровые

иинформационные.

Ксоциально-экономическим ресурсам относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материальнотехнические, финансовые ресурсы, элементы управления и т.д. Здесь сделаем акцент на двойственности социально-экономических ресурсов. Существует два основных подхода к их определению.

Первый подход предполагает выделение социально-экономических ресурсов в качестве отдельной группы, включающей трудовые, материальные и информационные ресурсы. Ряд авторов включают в социально-экономические ресурсы и инфраструктуру туризма. Тогда теряет смысл выделение в составе туристского потенциала туристской инфраструктуры.

Второй подход основан на самостоятельности туристской инфраструктуры и выделении в структуре социально-экономических ресурсов четырех их групп: кадровых, материальных, управленческих и информационных. При составлении рисунка автором были учтены оба подхода.

Н.И. Панов вводит понятие «туристско-рекреационные ресурсы», под которыми понимает природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма. К туристско-рекреационным ресурсам он относит природные, исторические, социокультурные, материально-технические и трудовые.

68

В ряде работ используется понятие «пропускной потенциал» (экологический, туристский, социальный, бытовой), которое показывает возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, то есть максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.

А.В. Даринский определяет туристский потенциал как совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и туристской инфраструктуры. Но с такой расширенной точкой зрения весьма сложно согласиться, так как туристская индустрия обязана своим существованием именно туристскому потенциалу – туристским ресурсам и инфраструктуре. Именно туристский потенциал определяет направления и перспективы развития индустрии туризма в том или ином регионе.

Так, для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо: а) выявление потенциала; б) оценка потенциала; в) оценка современного состояния его использования; г) оценка возможностей интенсификации его использования; д) оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе; е) подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Выявление имеющегося туристского потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.д.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского потенциала. Она должна учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

69

разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристских объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К регионам нашей страны, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех остальных регионах имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки: 1) количественная оценка ресурсов; 2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов; 3) оценка возможностей использования ресурсов; 4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

В рамках параграфа рассмотрим теоретико-методологические основания существующих методик интегральной оценки совокупного туристского потенциала территорий.

Одна из таких, сугубо экономических методик приводится в работе «Планирование на предприятии туризма». При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории, необходимо различать такие понятия как: а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала; б) величина туристского потенциала; в) показатель реализации туристского потенциала.

Первый показатель характеризует максимально возможный объем туристских ресурсов, которыми располагает территория на данный момент

70