Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
192 Кб
Скачать

30

Понятие о сознании, его структуре и функциях

Каждому человеку, очевидно, что он способен осознавать окружающий мир и свои переживания, то есть обладает сознанием. Он, как это кажется ему самому, знает, чего хочет в данный момент, что видит вокруг себя, о чем думает, что чувствует. Мы восприни­маем мир и самих себя настолько очевидными, что с легкой руки Декарта в научном и тем более обыденном сознании факт нашего сознания зачастую считается самым достоверным фактом на свете: «Я мыслю, а, следовательно, существую».

Однако феномен сознания ставит перед современной психологией множество вопросов, не имеющих на сегодняшний день однозначного решения. Один из главных — это вопрос об определении самого понятия «сознание». Трудность заключается в том, что сознание, пережи­ваемое каждым человеком как непосредственная данность, нельзя вывести ни из отражаемых им объектов внешнего или внутреннего мира, ни из функционирования нервной системы, ни из процессов социального взаимодействия, хотя очевидно, что именно эти факторы являются необходимыми условиями его существования. Как отмечает В. В. Налимов, нет ясного смысла, который можно было бы связать с этим словом в терминах какого-либо реального феноме­на в мире. Поэтому вопрос об определении сознания в настоящее время остается открытым.

Наибольшее распространение получило определение сознания, согласно которому оно пред­ставляет собой высшую, свойственную только человеку как общественно-историческому существу форму отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Проясним суть «человечности» отражения, лежащего в основе сознания. Очевидно, что это отражение не тождественно тому, которое мы можем наблюдать в неживой природе (его примером, в частности, являются следы, остающиеся на песке, различные природные фотографические процессы) или в различных кибернетических системах. Психическое отражение носит опережающий характер, оно, в отличие от кибернетического, не только регулирует реакции ответа на непо­средственное воздействие, но и обладает способностью распознавать отдаленные признаки еще не наступивших воздействий для подготовки к ним. Однако опережающее отражение характерно не только для человека, но и для многих других живых существ (а ведь созна­ние, исходя из определения, — это сугубо человеческое явление).

Специфика осознания как формы отражения действительности становится более по­нятной при обращении к буквальному значению этого слова. Термин «сознание» введен в русский язык Н. М. Карамзиным как калька с латинского conscientia, которое дословно переводится как со-знание. Сознание — это знание, существующее в знаковой форме. Следовательно, для того чтобы что-то осознать, необходимо представить это в знаковой форме, то есть, проще говоря, в словах. Этот факт становится очевидным, если вспомнить, что когда что-то кому-нибудь объясняешь, то сам лучше понимаешь объясняемое.

Это утверждение часто встречает типичное возражение: «Я не всегда проговариваю словами то, что переживаю осознанно!», и, тем не менее, знаки принимают участие в осо­знании любого объекта хотя бы в скрытой форме, поскольку любой объект осознается нами в той системе категорий, к которой мы его относим в данный момент (например, один человек воспринимает дельфинов как «рыб», а второй — как «животных»). А набор категорий, которыми способен оперировать человек, в свою очередь, задается доступными ему языковыми средствами.

Слово, обозначающее предмет, и сам предмет это вовсе не одно и го же. Если человек говорит слово «часы», то в значении этого слова содержится предмет в его обобщенной форме. И носителем содержания «часы» является не нечто вещественное, а именно слово. Предмет начинает жить для че­ловека не только в своей вещественной форме, но и в «теле» (термин А. И. Леонтьева) слова.

Однако нельзя говорить о том, что сознание и речь — это содержательно тождествен­ные феномены. Речь лишь коррелирует с содержанием сознания, которым является систе­ма значений, существующих в неразрывном единстве с чувственными образами.

Значение — это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой зафиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Значения связаны между собой в конктретную систему, что проявляется при любой попытке дать определение тому или иному понятию.

Например, что такое «дом»? Дом — это закрытое пространство, образованное стенами, потолком, полом, окнами и крышей. А что такое «стена»? Это плоское вертикальное сооружение из твердых мате­риалов. А что такое "вертикальный», "Сооружение» и т. д.?

Именно поэтому Л. С. Выготский говорил о том, что психологически значение каждого понятия соответствует мировоззрению: оказывается, употребление слова «дом» заставляет нас найти его место в мире искусственных объектов, место искусственных сооружений в природе и т. д. В отличие от человека, животное в своем поведении не может выйти за пределы непосредственного чувственного опыта.

В экспериментах перед животным (птицами, собаками, обезьянами) ставился ряд баночек. На гла­зах животного в первую банку помещалась приманка, затем эта приманка закрывалась. Естественно, что животное бежало к этой банке, перевертывало ее и брало приманку. В следующий раз приманка помещалась под второй баночкой, и если только животное не видело эту приманку, помещенную под новой баночкой, оно бежало к прежней банке и лишь затем, не найдя приманки, бежало ко второй, где и получало приманку. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую баночку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно эту задачу и сра­зу бежать к следующей баночке, то есть оно не может схватить принцип, что приманка перемещается в каждую следующую баночку ряда. В поведении животного доминируют следы прежнего наглядного опыта и отвлеченный принцип «следующий» не формируется.

В отличие от этого, маленький ребенок, примерно 3,5-4лет, легко схватывает принцип «следующий» и уже через несколько опытов тянется к той баночке, которая раньше никогда не подкреплялась, но которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место [Лурия, 1979].

Человек живет не только в мире непосредственных впечатлений, но и в мире отвлеченных понятий, он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Следовательно, человек, в отличие от животных, может оперировать не только в наглядном, но и в отвлеченном плане, глубже про­никая в сущность вещей и их отношений. Именно способность человека переходить за преде­лы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.

Проведенные в знаменитом Колтушском питомнике под руководством И. П. Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью удовлетворения своих потребностей. Перед Рафаэлем был по­ставлен ящик с апельсином, который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось овладеть им, но наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и Рафаэль обжегся. Это не помешало ему справиться с задачей. Он направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал приманку. В других случаях эта зада чэ решалась Рафаэлем еще проще: для того чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в кружку или в рот и гасил пламя. Однако в случае, когда эта же экспериментальная ситуация была смоделирована на плоту, находящемся в воде, а бак с водой был помещен на соседний плот, шимпанзе не проявили способности к переносу навыка: они тушили огонь, перебираясь за водой по шесту на соседний плот и не догадываясь зачерпнуть ее кружкой из озера [Павловские среды, 1949]. Объяснение этого феномена, по-видимому, кроется в том, что они «живут в единственном мире» — мире физических объектов. Эксперименты Павлова имели огромный общественный резонанс. На их основе в 1933 г. на Леннаучфильме был снят документальный фильм «Роза и Рафаэль», они упоминаются в Большой Советской Энциклопедии.

Идеальные формы — значения — в человеческом сознании существуют в неразрыв­ном единстве с чувственными формами отражения — сенсорными и перцептивными образами, представлениями, которые связывают значения с жизненным опытом человека, делая окружающий мир живым, реальным.

Люди, утрачивающие возможность адекватно отражать окружающий мир, со временем теряют ощу­щение его реальности. В частности, помогая во время Великой Отечественной войны минерам, поте­рявшим руки и зрение и лишившимся таким образом двух важнейших источников информации о мире, А. Н.Леонтьев отметил, что спустя некоторое время после ранения они утрачивают ощущение реального существования других людей и предметов, несмотря на то, что речевые функции остаются сохранными.

Понимая смысл произносимых человеком слов, они переживают странное ощущение отсутствия этого человека, «как будто бы его нет» (Леонтьев, 19/5].

Будучи включенными в систему жизненного опыта человека, значения приобретают для него личностный смысл. Личностный смысл — это индивидуализированное отражение лич­ности к действительности, осознаваемое как «значение-для-меня» безличных значений.

Сознание является интегральным образованием, оно объединяет все психические функ­ции. Его работа обеспечивается всеми познавательными процессами, предоставляющими человеку разнообразную информацию об окружающем мире и самом себе (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), формирующими отношение к ней (эмоции, чувства), обеспечивающими построение образов будущего и целеполагающую деятель­ность (мышление, воображение, воля). Благодаря этому в психологии долгое время быто­вало представление о том, что понятие «сознание» тождественно понятию «психика» или отдельным психическим функциям, например мышлению или вниманию. В начале XX в. У. Джеймс высказал предположение о том, что сознание для психологии — это фикция, недоступная эмпирическому изучению. Современная психология различает понятия «пси­хика» и «сознание», рассматривая сознание в качестве инстанции управления психикой, условием возникновения и развития которого является язык.

Поскольку язык — это общественное по своей природе явление, сознание каждого кон­кретного человека обусловлено общественными формами сознания. Общественное созна­ние — это отражение общественного бытия, характеристика традиций, знаний и взглядов, накопленных в истории. Оно характеризует социальную сторону сознания людей, включая лишь то, что существенно для их общественной жизни: общенаучные, религиозные, право­вые, политические, нравственные и эстетические взгляды и т. д. Общественное сознание про­является в виде общественной психологии (настроений, обычаев, моды) и идеологии — си­стемы теоретических знаний, основное содержание которых составляют осознание и оценка отношения людей к действительности, выполняющих объединительную функцию.

Однако нельзя говорить об односторонней определяющей роли общественного сознания в становлении индивидуального. Общественное и индивидуальное сознание взаимно обусловли­вают друг друга. С одной стороны, развитие личности возможно только через присвоение со­циального опыта, Но, с другой стороны, социальный опыт основан на индивидуальной деятель­ности людей. Проблемами общественного сознания, его форм и функций занимается, прежде всего, философия. Психология в первую очередь ориентирована на изучение индивидуального сознания как регулятора поведения и деятельности каждого конкретного человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]