Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сознание и самосознание.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
192 Кб
Скачать

Взаимодействие сознания и бессознательного

С появлением и развитием идеи бессознательного стало понятно, что в поле сознания попадает только малая часть информации из окружающего мира и внутренней среды орга­низма. Следовательно, возникают вопросы о том, какие сигналы получают приоритет и что происходит с теми сигналами, которые в данный момент не осознаются.

Согласно современным представлениям, в поле сознания попадают те объекты внеш­него или внутреннего мира, которые создают препятствия на пути протекания начатого психического процесса. Все психические процессы начинаются бессознательно и могут так и закончиться, если не встретят препятствия на пути реализации. Например, человек в большинстве случаев не осознает, как дышит или глотает, до тех пор, пока не поперхнется. Функцией осознаваемых процессов, судя по всему, является поиск нового способа поведе­ния или решение новых жизненных задач.

Человек, который конспектирует лекцию, должен уметь слушать новый, незнакомый ранее материал и пи­сать одновременно. Взрослым это удается относительно легко, но маленький ребенок, только что освоивший навыки письма, конспектировать не может. Одна из важных причин заключается в том, что навык письма у маленького ребенка пока еще не автоматизирован, и для регуляции самого процесса написания букв требуется сознательная регуляция движений. Заходя в первый класс в начале учебного года, можно услышать, что большинство детей при письме шепотом проговаривают свои действия: "Палочку вверх, кружочек...», в классе в такие моменты всегда стоит легкий гул. Когда такой ребенок пишет, он может попросту не слышать обращенной к нему речи — в поле его сознания только письмо [Безруких, Ефимова, 1996].

Эта закономерность отражена в высказывании немецкого психиатра Э. Клапареда: «Мы осознаем свои мысли только о том, к чему не умеем приспособиться».

В сознание попадает незначительное количество стимулов, оно работает неэкономично, энергозатратно. В отличие от сознания, бессознательное работает быстро и плавно, освобож­дая наше сознание для преодоления новых трудностей. Сознательная обработка информации происходит последовательно, в то время как бессознательная — параллельно и одновремен­но. Зачастую бессознательная обработка информации берет на себя исполнение второстепен­ных обязанностей, чтобы сознание могло сконцентрироваться на главном.

Необходимо также отметить, что работа механизма сознания не осознается. По вы­ражению В. М. Аллахвердова, он сам принимает решения, что осознавать, что нет.

Состояния сознания

В разные моменты жизни сознание человека различно по уровню активности. Тра­диционно в этой связи принято выделять состояния средней, повышенной и пониженной психической активности, состояние перехода от активности ко сну, быстрый и медленный сон, измененные состояния сознания.

Состояние среднепсихической активности характеризуется ясностью, четкостью, вни­мание легко переключается с одного объекта на другой. Это состояние человека, находя­щегося в оптимальном самочувствии.

Несмотря на то что «повышенное» всегда кажется лучше «среднего», повышенная пси­хическая активность уступает среднепсихической по характеристике ясности и проявляется в виде так называемого «расплывчатого сознания», диффузного представления об окру­жающем мире, что бывает, например, в состоянии истерики, эйфории и т. д.

Пониженная психическая активность, встречающаяся, прежде всего, в ситуациях утом­ления, недомогания, болезни, описывается как «ослабленное сознание». Для человека в этом состоянии характерна отвлекаемость по принципу «липкого» или «порхающего» вни­мания, произвольная регуляция психической деятельности затруднена.

Для состояния перехода от активности ко сну типично так называемое «частичное созна­ние», характеризующееся свободным, трудноконтролируемым перемещением психических образов. Дифференциация сна и бодрствования затруднена по причине того, что строгой границы между сном и бодрствованием в плане активности сознания нет, о чем свидетель­ствует целый ряд фактов. В частности, на это указывает тот факт, что большинство людей запоминают свои сны и могут их пересказать, а некоторые, как, например, Кеккупе, увидев­ший во сне кусающую свой хвост змею и открывший таким образом структуру бензольного кольца, или Менделеев, создавший аналогичным образом периодическую таблицу элемен­тов, «думают» во сне, решая поставленные в состоянии бодрствования задачи. Кроме того, известно, что сон не уничтожает планов. Вдобавок сон не позволяет, как это кажется на первый взгляд, полностью отключиться от окружающего мира, что становится очевидным на примере молодых родителей, которые всегда просыпаются на плач ребенка.

Состояние сна — одно из самых загадочных состояний не только для древних людей, но и для современных ученых. В частности, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Зачем люди спят?» Давно известно, что сон необходим для поддержания жизни; если лишить человека сна, то через несколько дней наступит смерть. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без пищи, — не более 12 суток. Лишение сна — это одна из распространенных в старину пыток.

Существует несколько точек зрения относительно функций сна. И. П. Павлов предпо­лагал, что сон — это разлитое корковое торможение, отдых нейронов коры. Однако его по­следователями установлено, что во время сна активность нейронов в целом практически не меняется, а в зрительной коре даже усиливается, и сон, таким образом, представляет собой активное состояние мозга. Согласно так называемой гуморальной гипотезе, сон — это со­стояние без мышечной активности, нужное для того, чтобы вывести из организма химические вещества, которые, накапливаясь в крови во время бодрствования вследствие мышечной активности или активности нервной системы, отравляют мозг. Однако эта гипотеза сталки­вается с противоречащими ей фактами, касающимися малоподвижных больных, которые так же нуждаются во сне, как и не ограниченные в своей двигательной активности люди.

Наблюдения, проведенные П. К. Анохиным над двумя парами сиамских близнецов, доказали пре­обладание у человека нервного механизма сна над гуморальным. Несмотря на общую кровеносную систему, когда один из близнецов спал, другой мог бодрствовать [Анохин, 1968].

Еще одно предположение о функциях сна состоит в том, что сон — это состояние, не­обходимое для обработки накопленной за день информации. Согласно гипотезе Хартмана, выдвинутой в 1978 г., каждая порция информации обрабатывается в два этапа. Первый этап — это логическая обработка порции информации, сопоставляемая с фазой «медлен­ного» сна. Здесь информация обобщается и оценивается. На втором этапе обработанная информация пересылается в определенные участки структуры долговременной памяти, где связывается с хранящимся там материалом (фаза «быстрого» сна).

Биологический ритм сна (смена его «медленной» и «быстрой» фаз) совершенно случайно обнару­жил в 1952 г. аспирант Чикагского университета Ю. Азеринский, решивший опробовать починенный им электроэнцефалограф на своем спящем сыне и установивший, что отдельные периоды сна сопровожда­ются интенсивной деятельностью мозга. Эта фаза сна впоследствии была названа «быстрым сном», или БДГ-сном, — сном, сопровождающимся быстрыми движениями глаз [Майерс, 2001].

Сейчас считается, что сон представляет собой периодическое функциональное со­стояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности, от­носительной отключенностью от сенсорных воздействий, угнетенностью осознаваемой психической активности. Чередующиеся фазы сна получили называние «медленного» и «быстрого» («парадоксального», «БДГ-сна») сна. Их физиологические характеристики во многом противоположны: если в фазе «медленного» сна снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм, то «быстрый» сон сопровождается фиксируемыми энцефалографом быстрыми низкоамлитудными колебаниями, нарушением ритма дыхания и сердцебиения, подъемом артериального давления, подергиванием мышц лица и конеч­ностей, быстрыми глазными движениями.

При пробуждении от «медленного» сна человек не отмечает сновидений, во время его течения не отмечает внешних воздействий, что говорит о том, что его сознание в этот период значительно редуцировано. Именно в эти моменты можно наблюдать явление сом­намбулизма — снохождения, сноговорения, ночные кошмары, которые забываются при пробуждении. В отличие от этого, человек, пробудившийся от «быстрого» сна, в 75-90% случаев может сообщить о своих сновидениях. В фазе быстрого сна возможна гипнопе­дия обучение во сне (при условии повторения после пробуждения). Это позволяет оха­рактеризовать сознание как дискретное. Обе фазы сна тесно связаны друг с другом: фар­макологическое подавление одной фазы сна автоматически вызывает нарушение другой.

Обычно организм человека функционирует в соответствии с продолжительностью суток в 24-часовом режиме. Удивительно, но для людей, оказавшихся в изоляции от признаков, информирующих о течении времени (часов, дневного света), характерно удлинение «суток» до 25-30 часов (именно поэтому легче переносятся длительные перелеты на запад, чем на восток; по тем же причинам проще засыпать в установленное время, а просыпаться по желанию, чем наоборот). Необходимая каждому человеку продолжительность сна индиви­дуальна. В среднем цикл «быстрый сон — медленный сон» длится 60-90 минут и во время нормального ночного сна реализуется 4-5 раз. При этом на «быстрый» сон приходится около 20% времени, причем длительность этой фазы сна к утру увеличивается, тогда как «медленного» — убывает. Чередование указанных фаз и нормальная его продолжитель­ность являются обязательными условиями здоровья человека.

Науке известны существенные отклонения от обычной длительности сна как в сторону его уменьше­ния, так и в сторону увеличения. Описаны случаи, когда люди вообще не спят. Так, известен югославский крестьянин, который, получив в детстве черепно-мозговую травму, перестал спать. Сообщалось и об одной женщине из Одессы, которая перенесла грипп и после этого перестала спать. Исследованиями показано, что подобные люди фактически имеют очень дробный сон (аналогичный тому, который можно наблюдать у волков), продолжающийся всего несколько секунд в течение каждой минуты. К сожалению, он исключает возможность полноценной переработки информации [Грановская, 2001].

В подавляющем большинстве случаев лишение сна существенно нарушает внимание, сужает сознание бодрствующего человека. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что при переходе на летнее время в понедельник резко возрастает количество дорожно-транс­портных происшествий, У человека, который спит менее трех часов в сутки, помимо этого могут нарушаться адекватность восприятия действительности, возникать галлюцинации.

Нью-йоркский радиокомментатор Трипп продержался без сна 200 часов. На третьи сутки его стали преследовать кошмары: отблески света на столе он принимал за насекомых, ему чудилось, что радио­студию наполняют кролики. Еще через 100 часов он забыл свое имя, профессию, не узнавал место, где находился. Ему казалось, что из ящиков стола вырывается пламя, а костюм врача сплошь усыпан гусеницами [Грановская, 2001].

Особое внимание человечества с древнейших времен приковывал к себе не только сон, но и сновидения. Сновидения определяются в психологии как субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во вре­мя сна, преимущественно в его «быстрой» фазе. Известно, что характерная для быстрого сна активация коры головного мозга относительно больше выражена в правом полушарии, что соответствует преобладанию в сновидении образного мышления при снижении критичности, Это тесно связано с изменением сознания в сновидении: человек не осознает себя видящим сновидение, что не позволяет ему замечать его алогичные для бодрствующего сознания мо­менты. В то же время оценка себя как личности и соответствующие эмоции (например, стыда или гордости) сохранены.

Обратившись к содержанию сновидений, можно выделить три компонента. Во-первых, сно­видение, как правило, содержит в себе «дневной остаток» — материал, связанный с событиями предыдущего дня. Во-вторых, в сновидениях могут отражаться экзогенные и эндогенные раз­дражители (раздражители из внешней или внутренней среды организма). И в-третьих, снови­дение в образной, символической форме отображает основные мотивы и установки человека.

Согласно гипотезе 3. Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чув­ство удовлетворенности. Сновидение, по сути, служит для символической реализации желаний человека, которые по физическим или этическим соображениям не могут быть удовлетворены.

В эксперименте Нью-Йоркского университета восемнадцати участникам в течение восьми часов не давали ни пить, ни есть. Когда они после этого явились в лабораторию, им предложили ужин из острых блюд. В результате в последующую ночь по меньшей мере одно сновидение у каждого было связано с темой жажды. На протяжении следующей ночи магнитофон мучил их бесконечно повторяемой фразой: «Ни с чем не сравнимый освежающий глоток холодной воды». Это соблазнительное предложение от­разилось в сновидениях, и число снов, в которых фигурировала жидкость, возросло. Некоторые ис­пытуемые «утоляли" жажду в своих снах, другие —- нет. Важно подчеркнуть, что тот, кто достаточно «пил» во сне и, следовательно, «утолил» свою жажду, утром пил меньше, чем остальные, которые во сне не смогли «удовлетворить» своего желания [Грановская, 2001].

Таким образом, одной из важнейших функций сновидений является эмоциональная ста­билизация, временное ослабление внутриличностных конфликтов. Причем эти конфликты не обязательно воспроизводятся в той форме, в которой они существуют в реальности (как, например, в описанном выше эксперименте). Согласно представлениям Ф. Б. Бассина, при­чудливость сновидений связана с тем, что во сне происходит возврат к форме мышления, свойственной детям на ранних этапах развития, к оперированию конкретными зрительными представлениями. В этом смысле сновидение носит характер символических постановок, где зрительные образы заменяют собой абстрактные понятия, логические и языковые фор­мы, которыми обычно пользуются взрослые.

В. Ротенберг приводит описание очень показательного в этом смысле сновидения своей коллеги. Она шла во сне в сопровождении сотрудников лаборатории по большому пляжу и внезапно провалилась в яму, которую сама она определила как «глубокий песчаный карьер». Выбраться из нее самостоятельно она не могла. Сотрудники столпились на краю этого «карьера» и протягивали ей руки, но она не могла до них дотянуться. По мнению Ротенберга, это сновидение символизировало ее глубокие внутренние сомнения в своей профессиональной компетентности и соответствии уровню других сотрудников: даже слово «карьер» является перефразом слова «карьера» [Ротенберг, 2000].

В целом сновидения дают богатый проективный материал, репрезентируя в своем со­держании в той или иной степени осознаваемые или неосознанные внутриличностные на­пряжения.

Измененные состояния сознания — это состояния сознания, для которых характерно сужение периферического внимания, благодаря чему доступность информации, традици­онно получаемой из внешней и внутренней среды организма, ограничивается.

В число измененных состояний сознания входит бесконечно большое множество со­стояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Они могут быть вызваны различными причинами. Во-первых, это ослабление чувствительности ор­ганов чувств или дефицит движений — сенсорная и моторная депривация. Такие явления можно наблюдать, например, при одиночном заключении, нахождении в море или в пу­стыне, «гипнозе автострады» и т, д. Другое условие, — напротив, повышение чувстви­тельности органов чувств, двигательной активности или эмоций на фоне повышенного психического возбуждения или истощения (например, при состояниях паники, гнева и т. д.). Измененные состояния сознания могут возникать благодаря интенсивной психической во­влеченности в деятельность (как, например, при длительном состоянии бдительности в сторожевой работе, пламенной молитве) и, наоборот, в состоянии полной физической и психической релаксации (мистические состояния, состояния грез, сонливости). В не­которых случаях появление измененных состояний сознания происходит под влиянием психосоматических факторов (эндокринные дисфункции, употребление психоактивных веществ и др.).

Все измененные состояния сознания можно условно разделить на два класса: сужен­ные состояния сознания и расширенные состояния сознания.

К первому классу относятся разнообразные трансовые состояния, которые можно представить как особую «отрешенность» сознания от окружающего мира, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), на сеансах самовнушения или под гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую спонтанно при «застревании», сосредоточении внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов, В трансовом со­стоянии происходит сужение сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, то есть ограничение круга воспроизводимых ситуаций, перераспреде­ление внимания и спад функций планирования; усиление репродуктивной активности со­знания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реаль­ности. Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное постгипнотической амнезии, то есть он не будет помнить тех команд, которые могли ему внушаться. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства, проявляющиеся через головокруже­ние, легкое расстройство координации и т. д.

Яркий пример воздействия трансового состояния на психику и организм человека описанные в литературе случаи погребения заживо в подобном состоянии. Так, в одном из них человек провел в опечатанном гробу шесть недель. Когда по истечении этого срока тело достали из гроба, оно оказалось холодным и безжизненным. Человека поместили в горячую ванну, вытащили запавший язык, растерли топленым маслом, и через час он вернулся в обычное состояние сознания [Клочков, 2001].

Расширенные состояния сознания проявляются, прежде всего, в ситуации предсмерт­ных видений и употребления психоактивных веществ, Их характерная черта — переосмыс­ление человеком своего жизненного опыта, осознание его новых аспектов (не только пси­хологических, но и соматических). Само понятие измененных состояний сознания (altered states of consciousness) было предложено американскими психологами в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами, представление которых о собственной жизни коренным образом менялось в течение нескольких мгновений, отделявших жизнь от смерти.

Несмотря на разнообразие форм измененных состояний сознания, можно выделить ряд их сходных признаков: изменения в мышлении и сопровождающая их гипервнушаемость, нарушение чувства времени, ощущение потери контроля над действительностью и самим собой, изменения экспрессивного поведения, изменения в восприятии окружающего мира и самого себя. Эти эффекты используются в практике психологической и медицинской по­мощи людям на протяжении многих столетий (начиная с шаманских практик и заканчивая современной психотерапией).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]